
Разработка нового проекта дизельных подводных лодок началась в 1970-х годах в конструкторском бюро «Рубин».
В 1979 году на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре был заложен головной корабль проекта, который вступил в строй в 1982 году. Впоследствии корабли проекта 877 выпускались на судостроительных заводах в Ленинграде и Горьком.
май-июнь 2001 пл КСФ "Вологда" пребывала с официальным визитом в Великобританию, на 100 летие базы Фаслейн.
октябрь 2002 пл КТОФ "Могоча" в составе ОБК пребывала с официальным визитом в Японии. Участвовала в международном параде на 50 летии сил самообороны Японии.
21-25 мая 2009 года подводная лодка Б-471 «Магнитогорск» участвовала в торжественных мероприятиях посвященных 100-летию подводных сил Норвегии.
Конструкция
Лодка имеет традиционную для русских субмарин двухкорпусную конструкцию. Корпус лодки был выполнен в обычной для атомарин сигарообразной форме с круглым сечением, соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма обусловила хорошую обтекаемость, которая позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.
Вооружение
Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.
Модификации
877ЛПМБ
Подводная лодка Б-800 получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также, на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование БЧ-5 было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотистыми, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.
877В
Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.
877Э
Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ракетами ПЗРК.
877ЭКМ
На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Коммерческий), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Коммерческий Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в 1983—2000 годах было построено 18 субмарин.
С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Вишкапатнаме, возвращение в состав флота планируется в 2014—2015 годах. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок.
08773
Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S ASCM, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».
636
На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся устанавливаемым оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 было специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.
Сравнительная характеристика
Лодки проекта 877 являются самыми малошумными российскими субмаринами, что объясняется отсутствием как шумных турбозубчатых агрегатов и мощных насосов, характерных для атомарин, так и весьма шумных дизельных двигателей надводного хода. Уменьшение шумности агрегатов дополнено выверенной обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. На западе «Варшавянка» получила уважительное прозвище «Чёрная дыра» за высокую скрытность.
Основные характеристики | ||
---|---|---|
Классификация НАТО | «Kilo» | |
Скорость (надводная) | 10 узлов | |
Скорость (подводная) | 17-19 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 240 м | |
Предельная глубина погружения | 350 м | |
Автономность плавания | 45 суток | |
Экипаж | 57 человек | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 2300 т | |
Водоизмещение подводное | 3040 т | |
Длина наибольшая (поКВЛ) | 72,6 (впоследствии 73,8) м | |
Ширина корпуса наиб. | 9,9 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 6,2 м | |
Силовая установка | ||
Дизель-электрическая с полным электродвижением:
| ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение | 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины | |
Ракетное вооружение | Бирюза ЗМ-54Э1 (Club-S, модификация 08773) | |
ПВО | На лодках ВМФ России: «Стрела-ЗМ» или «Игла-1» |