«Кавати» (яп. 河内, англ. Kawachi, в некоторых русскоязычных источниках «Кавачи») — тип линкоров Императорского флота Японии. Всего было построено два корабля этого типа — «Кавати» (河内, Kawachi) и «Сэтцу» (摂津, Settsu).
Линкор «Кавати» на открытке
Параметры
Водоизмещение21 157 тонн (Кавати)
21 787 тонн (Сэтцу)
Длина160,3 м (Кавати)
162,5 м (Сэтцу)
Ширина25,75 м
Осадка8,25 м (Кавати)
8,5 м (Сэтцу)
БронированиеГлавный пояс 127—305 мм, верхний пояс 100—178 мм, башни ГК 279 мм, батарея СК 152 мм, боевая рубка 254 мм, палуба 27 мм
Артиллерия4 × 305 мм/50 калибров, 8 × 305 мм/45 калибров, 10 × 152 мм, 8 × 120 мм, 16 × 76 мм
Торпедно-минное вооружение5 × 457 мм ТА
Конструкция
Конструкция линкоров типа «Кавати» опиралась на конструкцию турбинного полудредноута «Аки», который в свою очередь был усовершенствованным вариантом полудредноута «Сацума».
Главный калибр состоял из орудий двух типов. В носовой и кормовой башне было установлено по два 305-мм орудия длиной в 50 калибров которые были заказаны у английской фирмы Armstrong Whitworth. На каждом борту были установлены две башни с более короткими (45 калибров) 305-мм орудиями японского производства. Такой состав и расположение главного калибра считается неудачным. Во-первых, из-за расположения бортовых башен, на одну цель можно было навести максимум 8 из 12 орудий главного калибра. Во-вторых, снаряды из коротких и длинных орудий летят по разным траекториям, что осложняет пристреливание при одновременной стрельбе из орудий разной длины. Это нарушает один из основных постулатов «только большие пушки» — унифицированность, что делает серию скорее промежуточной между броненосцами и линкорами, как и «Аки» с «Сацума», но ближе к линкорам.
Вооружение среднего калибра было достаточно мощным: десять 152-мм, восемь 120-мм и 16 76-мм орудий. В отличие от большинства линкоров других стран, 152-мм орудия были защищены 152-мм броней (для сравнения, башни среднего калибра на первых британских линкорах вообще не несли брони).
Главный броневой пояс (броня Круппа толщиной в 305 мм в средней части бортов) выгодно смотрелся на фоне других линкоров того времени.
Силовая установка, как и на «Аки», использовала паровые турбины системы «Curtis». Турбины были собраны в Японии по американской лицензии.
Служба
Головной корабль «Кавати» — заложен 1 апреля 1909, спущен на воду 15 октября 1910, введен в строй 31 марта 1912. Играл второстепенную роль в Первой мировой войне. В 1918, стоя на якоре, затонул в результате взрыва порохового погреба.
«Сэтцу» — заложен 18 января 1909, спущен на воду 30 марта 1911, введен в строй 1 июля 1912. Играл второстепенную роль в Первой мировой войне. Выведен из состава флота в 1924. Практически до конца Второй мировой войны служил радиоуправляемым кораблем-мишенью.
Литература
Anthony J. Watson, Brian G. Gordon The Imperial Japanese Navy — London: Macdonald, 1971. — 529 с.
David C. Evans, Mark R. Peattie Kaigun: Strategy, Tactics and Technology in the Imperial Japanese Navy, 1887—1941 — Annapolis: Naval Institute Press, 1997. — 661 с.