Линейные корабли типа «Кайзер»
Линейные корабли типа «Кайзер» (нем. Kaiser-Klasse) — серия германских линейных кораблей 1910-х годов. По сравнению с предшествовавшими линкорами типа «Остфрисланд», число башен главного калибра на них было сокращено до пяти, но за счёт более удачного линейно-диагонального их расположения на каждый борт могли вести огонь те же восемь орудий, а в пределах ограниченных углов наведения — все десять; также вновь были серьёзно усилены броневая и подводная защита линкоров, выведя тип «Кайзер» по этим параметрам в число мощнейших в мире. Кроме этого, впервые среди германских дреноутов на типе «Кайзер» была применена паротурбинная силовая установка.
Всего в 1909—1913 годах было построено пять линкоров типа «Кайзер», два — в рамках кораблестроительной программы 1909/1910 годов и ещё три — по программе 1910—1911 годов. «Фридрих дер Гроссе» и «Принц-регент Луитпольд» специально проектировались как флагманские корабли флота и имели специально оборудованные боевые рубки и ходовые мостики. Оригинальной конструктивной особенностью проекта также являлась запланированная на «Принце-регенте Луитпольде» дизельная силовая установка на среднем валу, но так как довести двигатель мощностью в 12 000 л.с. до работоспособного состояния так и не удалось, корабль вступил в строй и эксплуатировался только с паротурбинной установкой на двух валах. За время своей сравнительно недолгой службы серьёзной модернизации корабли этого типа не подвергались, за исключением увеличения максимального угла возвышения орудий главного калибра с 13,5° до 16° и замены в годы войны четырёх из 88-мм противоминных орудий на зенитные того же калибра.
В 1913 году «Кайзер» и «Кёниг Альберт» осуществили дальнее плавание в Юго-Западную Африку и Южную Америку. В годы Первой мировой войны все линкоры типа «Кайзер» входили в состав Флота открытого моря и активно использовались в боевых действиях, в частности, в Ютландском сражении. Несмотря на использование в ряде операций германского флота, ни один линкор этого типа в годы войны не получил серьёзных повреждений. С капитуляцией Германии, все пять кораблей серии, вместе с другими кораблями Флота открытого моря, были затоплены в Скапа-Флоу в 1919 году и впоследствии подняты и проданы на слом в 1929—1937 годах.
Параметры
Водоизмещение24 330 т нормальное
27 400 т полное
Длина172,4 м максимальная
Ширина29,0 м
Осадка8,3 м
Бронированиепояс: 80—350 мм
траверсы: 130—300 мм
палуба: 20—30+60—100
башни ГК: 80—300 мм
барбеты ГК: 80—300 мм
каземат ПМК: 170 мм
командирская рубка: 150—350
Технические данные
Силовая установка16 котлов типа Шульц-Торникрофта;
турбины типа Парсонса
Мощность31 000 л.с.
Винты3
Скорость22 узла максимальная
12 узлов экономическая
Дальность плавания7200 миль на 12 узлах
Экипаж1084 человека
Вооружение
Артиллерийское вооружение5×2 — 305-мм/50
14×1 — 150-мм/45
8×1 — 88-мм/45
Торпедно-минное вооружение5 × 500-мм подводных ТА
Представители
Название | Верфь | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
«Кайзер» Kaiser | верфь флота в Киле | декабрь 1909 | 22 марта 1911 | 7 декабря 1912 | затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 |
«Фридрих дер Гроссе» Friedrich der Grosse | Vulcan, Гамбург | 26 января 1910 | 10 июня 1911 | 22 января 1913 | затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 |
«Кайзерин» Kaiserin | Howaldtswerke, Киль | ноябрь 1910 | 11 ноября 1911 | 13 декабря 1913 | затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 |
«Кёниг Альберт» König Albert | Schichau, Данциг | 17 июля 1910 | 27 апреля 1912 | 8 ноября 1913 | затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 |
«Принц-регент Луитпольд» Prinzregent Luitpold | Germaniawerft, Киль | январь 1911 | 17 февраля 1912 | 6 декабря 1913 | затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 |
Литература :
- В. Б. Муженников. Линейные корабли типов «Кайзер» и «Кёниг» (1909—1918) — Самара: Истфлот, 2006. — 116 с. — (Боевые корабли мира).
- С. А. Балакин. ВМС Германии 1914—1918. Справочник по корабельному составу — Москва: Моделист-конструктор, 1996. — 32 с. — (Морская коллекция № 3 (9) / 1996). — 7000 экз.
- Gray, Randal (ed). Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906-1921 — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p.