ВОЙНА ?! НЕТ !
Четверг, 30.05.2024, 15:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6272

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Козьма Минин (бронепоезд)

Бронепоезд «Козьма Минин» — бронепоезд, построенный в октябре 1941-го — феврале 1942 года железнодорожниками, рабочими паровозных и вагонных депо Горький-Пассажирский на собственные средства в свободное от работы время. Входил в состав 31-го отдельного особого Горьковского дивизиона бронепоездов.
Файл:Kozma Minin armored locomotive 2010.jpg
Паровоз бронепоезда «Козьма Минин» на постаменте в Нижнем Новгороде

Состав бронепоезда

В боевую часть бронепоезда входили бронепаровоз, две крытые бронеплощадки, две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосных контрольные платформы. Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета Максима в шаровых опорах в бортах — по две на каждый борт. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 25- и 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8.
Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Бронепаровоз Оп имел толщину брони: на будке машиниста, цилиндрах, рубке командира бронепоезда — 45 мм, на тендере, котле, сухопарнике, ходовой части — 30 мм. Бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ.

Файл:Tender of Kozma Minin.jpg
Противотанковые орудия «Поезда Победы» на фоне бронированного тендера бронепоезда «Козьма Минин»

Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью возить с собой большой боезапас.

История службы

В январе 1942 года на должность командира бронепоезда был назначен старший лейтенант Тимофей Петрович Белов.
9 февраля в Горький прибыл бронепоезд из Мурома, построенный по тем же чертежам. 21 февраля 1942 года было завершено формирование 31-го отдельного особого Горьковского дивизиона бронепоездов.
К началу войны на вооружении советских войск находились бронекрепости, построенные Брянской базой бронепоездов. Это были мощные боевые машины высотой с пульмановский вагон, с отвесными прямыми бортами и такими же высокими и прямыми клепаными башнями. Вооружение состояло из четырех башенных короткоствольных 76-мм пушек, восьми станковых пулеметов и в лучшем случае одной счетверенной зенитной пулеметной установки. Как показали бои, эти бронепоезда не отвечали требованиям фронта.

В боевой состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов входил и «Илья Муромец», построенный в те же месяцы железнодорожниками города Мурома по чертежам, которыми пользовались горьковчане. Кроме того, для обеспечения вспомогательных служб дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, две бронемашины БА-20, три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин ГАЗ-АА, две машины М-1, две - ГАЗ-64, специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня, жилые. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой - 335 человек.
В боевое формирование бронепоезда «Козьма Минин» входили бронепаровоз Оп, две крытые и две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные контрольные платформы.
Командир бронепоезда наблюдал за противником и управлял огнем из командирской рубки, расположенной в верхней передней части тендера бронепаровоза и соединенной с будкой машиниста бронированной дверцей. Командиры бронеплощадок вели наблюдения из своих рубок через смотровые щели с триплексами, имели слуховую, звуковую и телефонную связь с рубкой командира бронепоезда и машинистом.
Необходимо отметить, что крепости на колесах отличались высокой точностью огня и подготовка данных для этого проводилась в короткое время, так как артиллеристы могли очень быстро и точно определить положение своих орудий по местонахождению бронепоезда на железнодорожном полотне.
Благодаря хорошему вооружению «Козьма Минин», к примеру, мог обеспечить большую концентрацию огня и вести прицельную стрельбу до 12 км, то есть круговая зона обстрела доходила до 24 км. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью возить с собой большой боезапас.
Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Для защиты расчетов от осколков бомб и снарядов вдоль бортов из рельсов и шпал укладывались штабеля.
Камуфляж бронепоезда в летний период - темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой - белый.
Бронепаровоз Оп имеет толщину брони: на будке машиниста, цилиндрах, рубке командира бронепоезда - 45 мм; на тендере, котле, сухопарнике, ходовой части - 30 мм.
Паровоз Оп отличается от Ов измененными перегревателем и цилиндрами. Внешне же они не отличаются друг от Друга (чертежи паровоза Ов опубликованы в нашем журнале за 1979 год, № 4).
Крытая артиллерийская бронеплощадка с боковой броней - 45 мм, верхней - 20 мм имеет на вооружении две 76-мм пушки с пулеметами в танковой башне Т-34, четыре бортовых станковых пулемета в шаровых установках - по две на каждый борт.
На открытой артиллерийской бронеплощадке с боковой броней 45 мм устанавливались 25- и 37-мм полуавтоматические зенитные пушки. Посредине бронеплощадок реактивные установки М-8.
Четыре двухосные контрольные платформы составлены в два сцепа. Загружены аварийным комплектом материалов и противопожарного инвентаря: рельсы - 50 шт., шпалы - 100 шт., накладки - 50 шт., подкладки - 200 шт., болты - 2 ящика, костыли - 2 ящика, ломики - 20 шт., лопаты костыльные - 20 шт., молотки костыльные - 20 шт., лопаты железные - 50 шт., шпалоподбойки деревянные - 20 шт., подъемные башмаки («лягушки») 20 шт., ящики с песком - 4 шт.
По материалам СЮТ Горьковской железной дороги чертежи подготовлены к печати и выполнены заместителем председателя Московского клуба железнодорожного моделизма Е. ШКЛЯРЕНКО.
 

Рис. 1. Бронепаровоз (М1:87): 1 - кожух для защиты предохранительного клапана, 2 - кожух для защиты клапана топки, 3 - дверь в командирскую рубку и будку машиниста, 4 - смотровая щель с триплексом, 5 - люки для смазки паровой машины, 6 - кожух для защиты насоса, 7 - двери для чистки дымовой коробки, 8 - смотровая щель будки машиниста, 9 - скобы для крепления фонарей, 10 - люк песочницы, 11 - кожух защиты свистка, 12 - рубка командира бронепоезда, 13 - люк в командирскую рубку, 14 - угольная яма, 15 - люки для набора воды, 16 - стойка антенны, 17 - дверь радиорубки.

 
Рис. 2. Крытая артиллерийская бронеплощадка (М1:87): 1 - литая башня танка Т-34-76, 2 - люк. 3 - пулемет, 4 - командирская рубка, 5 - опорный шарнир люка.

Рис. 3. Вагонная тележка МТ-44 (Ml :43,5): 1 - литая рама, 2 - поперечная пластинчатая рессора, 3 - шкворень, 4 - пружинная рессора, 5 - тормозные тяги, 6 - букса.

Рис. 4. Литая башня танка Т-34-76 образца 1941 - 1942 годов (M l : 43,5): 1 - рымболт для подъема -башни,. 2, 11 - приборы наблюдения, 3 - броневая заглушка амбразуры для стрельбы из личного оружия, 4 - броневая заглушка, 5 - съемный броневой лист для демонтажа пушки, 6 - замок люка башни, 7 - вентилятор, 8 - маска пушки, 9 - амбразура пулемета. 10 - амбразура прицела.

 
Рис. 5. Открытая артиллерийская бронеплощадка (M1: 87): 1 - реактивная установка М-8, 2 - откидной борт, 3 - скоба для крепления брезента или маскировочной сетки, 4 - зенитный 37-мм автомат, 5 - люк в кабину оператора реактивной установки.

Литература

  • Потехин А. С. 31-й Особый. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1978. — 192 с.

 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz