Контакты с Америкой до Колумба, Доколумбовы плавания в Америку — проблематика контактов между Америкой, с одной стороны, и цивилизациями Старого Света — Европы, Азии, Африки, Океании — с другой стороны — до открытия Америки, совершённого Христофором Колумбом в 1492.
В этой области существует огромное количество гипотез, как откровенно фантастических (версии о заселении Америки «десятью коленами Израилевыми», атлантами, жителями Атлантиды, или якобы существовавшего континента Му), так и имеющих то или иное научное правдоподобие. Вымышленная история доколумбовых контактов включена в священные книги церкви мормонов.
Следует различать контакт ограниченный, случайный, возможно, в пределах некоторых узких групп даже систематический, но не повлекший никаких последствий, и контакт полномасштабный, сопровождающийся соприкосновением цивилизаций, как это было при открытии Америки Колумбом и дальнейшем её исследовании и завоевании. Бесспорных доказательств доколумбовых контактов второго типа нет; даже несомненно имевшие место американские походы викингов не привели к знакомству цивилизаций и были скоро забыты даже в Скандинавии. Случайные контакты могли заключаться, в частности, в том, что европейских моряков случайно живыми заносило во время бури в Америку, или наоборот; у таких невольных путешественников обыкновенно не было шансов вернуться на родину, и роль этих инцидентов для истории ничтожна.
Теория, согласно которой культура индейцев была привнесена извне, из Старого Света, называется диффузионизмом; теория, согласно которой цивилизации Америки развивались практически полностью независимо до 1492 года, называется изоляционизмом и имеет больше приверженцев в академической науке.
Общепризнанными из доколумбовых контактов (не считая первичного заселения Америки через Берингов мост в первобытную эпоху) считаются лишь плавания викингов, начавшиеся с эпохального путешествия Лейфа Эриксона около 1000 года и продолжавшиеся, возможно, до XIV века. Также весьма надёжны данные о посещении Америки полинезийцами, сохранившиеся в их преданиях. Известно, что чукчи наладили обмен мехом и китовым усом с древним населением северо-западного американского побережья, но точную дату установить невозможно.
Наряду с этим выдвигались гипотезы о посещении Америки едва ли не всеми цивилизациями Старого Света — египтянами (активным сторонником версии о египетских плаваниях в Америку был Тур Хейердал), финикийцами, греками, римлянами, арабами, державами Чёрной Африки (малийский султан Абубакар II), китайцами (выдвинутая Гэвином Мензисом фантастическая «теория 1421 года» об открытиях в этом году флота Чжэн Хэ), японцами, европейцами Средних веков (особенно кельтами: легенды о св. Брендане, о Мадоге), наконец, теми или иными европейскими мореплавателями XV века — непосредственными предшественниками Колумба. Эти гипотезы опираются на следующие три разряда доказательств:
свидетельства хроник о дальних плаваниях («флотоводец X плавал к земле на Западе/Востоке, называемой Y, и привёз много богатств»; «флотоводец X отправил великий флот на Запад/Восток, и о нём ничего не было слышно»)
сходства культур (например, пирамиды Египта и Мексики, близость индейского и азиатского искусства);
археологические находки, могущие быть свидетельствами контактов (Кенсингтонский рунический камень, изображение предположительно анноны или ананаса в Помпеях, якобы греческие скульптуры в Америке, статуэтки с негритянскими чертами в Гватемале, следы культуры кукурузы в Африке).
Доказательства разряда 1) часто отводятся скептиками при помощи иной интерпретации источника (так, древнекитайские хроники говорят скорее всего о Японии или Сахалине, а африканские — о Канарских островах); доказательства разряда 2) скептики объясняют типологическим сходством культур; доказательства разряда 3) — как тенденциозные подделки (в частности, многие считают подложным Кенсингтонский камень, надпись из Бэт-Крик и др.) либо, где это возможно, относят находки к случайным контактам.