«Ягдтигр» (нем. Jagdtiger), полное официальное название Panzerjäger Tiger — германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, тяжёлая по массе. По германской ведомственной системе обозначений военной техники «Ягдтигр» носил индекс Sd.Kfz.186. «Ягдтигр» был разработан в 1942—1944 годах на шасси тяжёлого танка «Тигр II» и стал самым тяжёлым серийно производившимся образцом бронетехники всех времён.
«Ягдтигр» серийно производился с 1944 по 1945 год, однако из-за перебоев с поставками материалов и разрушения заводов воздушными бомбардировками, было выпущено всего, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа. Из-за малочисленности выпущенных машин, их ненадёжности и постоянной проблемы нехватки горючего для них, боевое применение «Ягдтигров» было ограниченным и не оказало влияния на ход войны, хотя те машины, которым всё же довелось вступить в бой, продемонстрировали способность уверенно уничтожить любой из участвовавших в войне образцов бронетехники стран антигитлеровской коалиции, при этом оставаясь в лобовой проекции почти неуязвимым для их огня. Тем не менее, многие из этих САУ были попросту брошены экипажами после израсходования боеприпасов, топлива или после поломки.
«Ягдтигр» в музее Абердинского испытательного полигона
Описание конструкции
«Ягдтигр» имел компоновку с размещением моторного отделения в кормовой части, совмещённого трансмиссионного отделения и отделения управления — в лобовой части, а боевого отделения — в неподвижной рубке в средней части корпуса. Экипаж САУ состоял из шести человек: механика-водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления и наводчика, командира и двух заряжающих, находившихся в боевом отделении.
Броневой корпус и рубка
Корпус практически полностью был заимствован от танка «Королевский тигр», только в связи с размещением более габаритной рубки вместо башни пришлось удлинить его на 300 миллиметров. Поверх бронекорпуса монтировалась массивная рубка, служившая защитой экипажу и орудию. Лобовой броневой лист имел толщину 250 мм с наклоном 15 градусов от вертикали, что делало его практически неуязвимым для всех танковых и противотанковых орудий противника. Защита корпуса была не менее внушительной — верхний лобовой лист имел толщину 150 мм при наклоне в 50 градусов, нижний — 120 мм с таким же наклоном. Толщина бортов и кормы была существенно ниже, впрочем, если учесть, что «Ягдтигру» вменялось в задачу практически всегда быть обращенным к противнику мощной лобовой броней, это можно было не принимать во внимание.
Вооружение
В лобовом броневом листе рубки, в конической маске типа Saukopf (Свиное рыло), устанавливалось нарезное орудие 128 мм PaK 44 с длиной ствола 55 калибров. Из-за огромной массы орудия с маской была применена уникальная схема его монтажа — вместо того, чтобы закрепить орудие на шарнире в лобовом бронелисте рубки, как это характерно для «классических» самоходок, конструкторы создали особый подъемно-поворотный механизм, который монтировался на полике боевого отделения. Таким образом, броневая рубка как бы строилась «вокруг» орудия и экипажа, не входя с орудием в непосредственное зацепление. Из-за огромной же отдачи, которая разрушающе воздействовала на ходовую часть, машина вела огонь преимущественно с места. Боекомплект состоял из 38-40 бронебойных и фугасных выстрелов раздельного заряжания и 2925 патронов к курсовому пулемету, размещенному в верхнем лобовом листе корпуса. Масса бронебойного снаряда — 28 кг, фугасного — 25,6 кг.
По некоторым данным, на часть машин устанавливались зенитные пулеметы MG-42.
Выпуск Ягдтигров по месяцам
Месяц
Февраль 1944
Июль 1944
Август 1944
Сентябрь 1944
Октябрь 1944
Ноябрь 1944
Декабрь 1944
Январь 1945
Февраль 1945
Март 1945
Апрель 1945
Май 1945
Выпущено машин
2
3
3
8
9
6
20
10
13
3
7
4
Организационно-штатная структура
«Ягдтигры» поступали на вооружение отдельных тяжелых противотанковых батальонов (schwerePanzerJagerAbteilung, s.Pz.Jgr.Abt). Планировалось, что они заменят в этих подразделениях САУ «Фердинанд». Однако, из-за сложности в производстве и постоянных бомбежек авиации союзников удалось выпустить сравнительно небольшое количество машин и этим планам не суждено было сбыться. В результате «Ягдтиграми» было вооружено по две из трех рот в двух тяжелых противотанковых батальонах — знаменитых 653-м и 654-м, проявивших себя на Курской дуге.
Боевое применение
Впервые «Ягдтигры» были использованы в боях на Западном фронте в марте 1945 г. Они поражали американские «Шерманы» с расстояния 2500 м! В начале апреля 1945 г. в боевых частях на Западном фронте насчитывалось двадцать четыре «Ягдтигра».
Оценка машины
Не вызывает сомнения, что «Ягдтигр» в вопросе противотанковой борьбы на порядок превосходил все танки и САУ как антигитлеровской коалиции, так и самого Третьего рейха. Как минимум, до 1948 года в мире не имелось танка, который мог бы выдержать выстрел этой машины даже в лоб. Пушка PaK 44 с длиной ствола в 55 калибров, созданная на базе зенитки, позволяла поражать любой танк на всех разумных дистанциях боя.
Вместе с тем, самоходка обладала целым набором существенных недостатков, самыми важными из которых были следующие:
Ходовая часть «Ягдтигра» была крайне перегруженной, что привело к очень низкой надёжности машины. По этой причине в конструкцию САУ штатно входили два стационарных подрывных заряда для её уничтожения в случае технической неисправности. Один заряд размещался под двигателем, второй — под казенником пушки.
Мощность двигателя в 700 л. с. для машины массой 75 т была явно недостаточной. Следствием этого была малая подвижность САУ, что в известной степени уменьшало преимущества мощнейшего лобового бронирования и вооружения. Для сравнения: аналогичный двигатель был установлен на танке «Пантера», весившей на 30 тонн меньше, но уже при своем весе не обладавшей достаточной подвижностью. По этой причине самоходка в основном использовалась в укрытиях на стационарных позициях, где ее низкие ходовые качества особой роли не играли.
САУ Jagdtiger в Бронетанковом музее в Кубинке
При отсутствии вращающейся башни, невысокой скорострельности из-за раздельного заряжания и численном превосходстве противника атака во фланг «Ягдтигру» становилась более чем вероятной. В 1944-45 гг. его бортовая броня не обеспечивала надёжной защиты от танковых и противотанковых пушек стран антигитлеровской коалиции. Это же обстоятельство делало машину уязвимой к атакам пехоты со средствами ближнего противотанкового боя — гранатомётами «Базука» или зажигательными бутылками КС.
Низкая манёвренность и очень большие габариты не способствовали успешному уклонению от атак с воздуха, значительное количество САУ «Ягдтигр» было выведено из строя авиацией союзников.
Дороговизна и нетехнологичность производства.
САУ была крайне тяжела и легко вязла на мягком грунте (распаханной пашне) и не могла проехать по ряду мостов из-за высокой массы.
Несмотря на определенные недостатки конструкции, самой основной проблемой САУ «Ягдтигр» воевавший на них перед самым концом Рейха известный немецкий танкист Отто Кариус (получил Железный крест за бои на русском фронте) считал крайне низкую степень подготовки экипажей, что и привело в итоге как к значительным боевым и небоевым (от поломок) потерям, так и низкой боевой эффективности оснащенных этими САУ подразделений.
В результате, число выпущенных машин было весьма невелико и они не оказали сколь-нибудь значительного влияния на исход боевых действий.
Литература :
М. Свирин Тяжёлый истребитель танков «Ягдтигр». — М.: Экспринт, 2004. — 39 с. — (Бронетанковый фонд). — 3000 экз. — ISBN 5-94038-048-4