«Гнайзенау» (нем. Gneisenau) — немецкий линкор Второй мировой войны, водоизмещением 31 600 тонн, названный в честь фельдмаршала и реформатора Прусской армии графа Августа Вильгельма Гнейзенау и в память о крейсере Первой мировой войны «Гнайзенау», потопленном в сражении при Фолклендских островах в декабре 1914 года. «Гнайзенау» обычно вступал в битву вместе со своим линкором-побратимом, не менее знаменитым «Шарнхорстом».
История
18 октября 1933 года были выданы заказы на постройку двух 19 000-тонных броненосных корабля, официально выдаваемых за тип «Дойчланд» (10 000 тонн). 14 февраля 1934 года они были заложены. Многие вопросы о ТТХ, в том числе даже какой ГК будет устанавливаться, решали в процессе постройки. В 1934 году, наблюдая за развитием ВМС Франции и Великобритании, в Кригсмарине пришли к выводу о необходимости увеличения вооружения и бронирования, а как следствие и водоизмещения строящихся кораблей. 5 июля 1934 года постройка была прекращена, а конструкторские бюро приступили к перепроектированию.
6 мая 1935 года на верфи — Дойче Верке, Киль «Гнейзенау» был перезаложен. Строительный номер — 235.
Уже в ходе строительства в 1936 году весовой контроль показал, что корабли не впишутся в заданное водоизмещение, в результате решили его увеличить проектно до 31 500 т (стандартное). Работы над проектом закончились лишь в мае 1936 года.
8 декабря 1936 года, во время спуска на воду, лопнула цепь, удерживающая корабль, и он, разогнавшись, врезался в противоположный берег, повредив корму.
Корпус
Продольной конструкции, набираемый из стали ST52. При строительстве широко использовалась электро дуговая сварка. Главный киль коробчатой конструкции. Двойное дно простиралось от 21,5 до 229, 5 шпангоута (высотой 1,7 м). Корпус разделен на 21 водонепроницаемый отсек (6 переборок доходили только до батарейной палубы, а 14 до верхней)(Спроектировали так, чтобы корабль не утонул при заполнении водой трех смежных отсеков). Носовой бульб. Без бортовых булей. С бортовыми килями.
Метацентрическая высота при стандартном водоизмещении — 1,6 м (угол заката 58°), при полном — 2,5 м (62°).
2 балансирных руля, расположенных за винтами бок о бок — между осями гребных валов, с индивидуальным электро-приводом и запасным — ручным.
Якоря — 3 в носу (2 л/б, 1 п/б) и 1 в корме (л/б).
Бронирование
Главный броневой пояс — высотой 4,5 м массой 3 440 т, толщиной 350 мм (схема бронирования как у Бисмарк) — обеспечивал защиту от 406-мм тонных снарядов с дистанции больше 11 000 м.
Палубная броня — так называемая карапасная главная — массой 3 240 т. и верхняя — 2 109 т (толщиной 50 мм), отстоящая от главной (нижней) на 5,1 м.
Бронирования ГК — барбеты от 350-мм борт до 200-мм ДП. Лоб и корма башни 350-мм бок около 200-мм, крыша 180-мм. Общая масса — 2 710 тонн. Палубные установки защищались 25-мм броней.
Боевая рубка. Стены 350-мм, крыша 200-мм, пост управления стрельбой ГК — 60-мм плиты нецементированой брони, вспомогательные устройства — 20-мм плиты.
ПТЗ
Наружная обшивка корпуса под главным броневым поясом 12-16 мм, сама ПТП 45-мм (соединение с корпусом клепанное). В пространстве между переборками находились нефтяные цистерны. В средней части корабля, рассчитана чтобы противостоять контактному взрыву 250-кг заряда торпеды на глубине половинной осадки.
Вооружение
ГК
Изначально во время проектирования планировалось вооружить корабли 380 мм орудиями (в рамках предстоящих изменений Вашингтонского договора), в связи с политической обстановкой, решено было остаться (в рамках Версальского договора) с максимально разрешенными 283 мм, с возможностью последующей модернизации. Для экономии и задела для будущей модернизации решено было, что состав артиллерии будет: 9 283-мм орудий тип SKC/34 с длиной ствола 54,5 калибра (улучшенная версия SKC/28 для «Дойчланд»), размещались в 3 трехорудийных башнях тип Drh LC/28 (опять же от «Дойчланда» но из за более толстого бронирования иногда обозначались как LC/34). Как следствие при своём размере, корабль получился достаточно недовооруженным.
Горизонтальная наводка электропривод (7,2°/сек), вертикальная гидравлика (8°/сек). Масса вращающейся части — 750 тонн. внутренний диаметр барбета 10,2 м, но шаровый погон — 9 м.
Расстояние между осями орудий 2,75 м. Длина отдачи 1,2 м. Затвор горизонтальный скользящего типа.
Снаряды заряжались гидроприводом при фиксированном вертикальном угле ствола +2°.
Масса снаряда 330 кг (на 30 кг больше чем на «Дойчланде» при том же калибре). Начальная скорость — 890 м/с. Максимальный угол возвышения — 40°.
Максимальная дальность стрельбы — 41 км. Живучесть ствола — 300 выстрелов.
1942 году, после попадания в корабль 454-кг бомбы, и как следствия длительного ремонта, к идее замены орудий вернулись (на 3х2х380 мм). На фирме Круп были изготовлены стволы и одна башня, однако общая нехватка ресурсов так и не позволила произвести намеченную модернизацию .
Противоминная артиллерия
4 двухорудийных (тип LC/34) и 4 одноорудийных (тип MPL35) башни со 150-мм орудиями (тип SKC/28) длина ствола 55 калибров. Скорострельность 6-8 выстр/мин, дальность — 22 км, боекомплект по 150 снярядов на каждый ствол.