Яков Модестович Гаккель (30 апреля (12 мая) 1874, Иркутск, —12 декабря 1945, Ленинград) — русский советский инженер, внёсший значительный вклад в развитие отечественного самолёто- и тепловозостроения первой половины XX века, ученый-электротехник.
Биография
Родился Яков Модестович Гаккель 12 мая 1874 года в Иркутске, в семье военного инженера. В 1897 году окончил Петербургский Электротехнический институт, после чего отправился работать в Сибирь (на Ленские прииски, близ г. Бодайбо). В Сибири он принимал участие в достройке гидроэлектростанции и прокладке от неё до приисков первой в России высоковольтной линии электропередачи.
В 1905 году Гаккель возвращается в Петербург, где начинает преподавать в Электротехническом институте, одновременно участвуя в проектировании и строительстве электрического петербургского трамвая.
В тот же период Яков Модестович увлекается самолётостроением и в 1909 году начинает постройку первого самолёта по собственному проекту, участвует в создании «Первого российского товарищества воздухоплавания». Всего до 1924 года он спроектировал около полутора десятков самолётов, десять из которых были построены, а пять или шесть смогли подняться в воздух. Его аэропланы различной конструкции (среди которых был первый в России самолёт-амфибия) принимали участие в выставках, устанавливали рекорды, однако не строились промышленными сериями. Отсутствие заказов привело к тому, что в 1912 году конструктор был вынужден отказаться от активной деятельности в области авиации, хотя занимался разработкой новых самолётов и позднее. Представленные им в начале 1920-х годов проекты не были реализованы из-за нехватки средств в условиях разрухи после Гражданской войны.
В 1920-х годах Яков Модестович начинает заниматься тепловозостроением и 5 августа 1924 года на пути Балтийского судостроительного завода выходит построенный по его проекту тепловоз ЩЭЛ1, один из первых в мире. В 1934 году Гаккель сконструировал паровой трактор, разработанная им паровая установка использовалась также на речных катерах.
С 1936 года Яков Модестович преподаёт в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта.
Автор многих научных работ и изобретений.
Умер Яков Модестович Гаккель 12 декабря 1945 в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках.
Наиболее известные разработки
Самолеты (1909—1912 годы):
Фюзеляжный биплан «Гаккель-III» с двигателем воздушного охлаждения мощностью 35 л. с. 24 мая 1910 года его 200-метровый полёт был официально зафиксирован, как один из первых полётов аэроплана русской конструкции;
Одностоечный биплан «Гаккель-IV» с двигателем мощностью 100 л. с.;
Первый в России гидросамолёт-амфибия «Гаккель-V» (1911 год), на котором был установлен установил национальный рекорд высоты того времени — 1350 метров.
«Гаккель-VII» — 504 кг, двигатель «Аргус» 80-100 л. с. В июле 1911 года лётчик Г. В. Алехнович совершил перелёт на этом самолёте по маршруту «Петербург — Царское Село — Петербург», со скоростью 92 км/ч;
Биплан «Гаккель-VIII», на котором Алехновичем был установлен национальный рекорд высоты того времени (1350 м);
Первый в мире подкосный моноплан «Гаккель-IX».
ЩЭЛ1 — один из первых в мире тепловозов (1924 год).
Самолет «Гаккель-VII»
Тепловоз Щэл1 в музее на Варшавском вокзале Петербурга
Профессор (1921), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940), награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Примечания
Будущий инженер был приговорён к пяти годам ссылки за участие в революционной деятельности. Власти, однако, позволили ему окончить институт.
По утверждению советского авиаконструктора и историка авиации В. Б. Шаврова, одной из причин этого была недобросовестная конкуренция. Так самолёты Гаккель-VIII и Гаккель-IX, участвовавшие в конкурсе военных аэропланов, имели постоянные неполадки с двигателями и не смогли выполнить всю предусмотренную условиями программу полётов; через много лет выяснилось, что механик самолетов Гаккеля был подкуплен лётчиком конкурировавшего завода «Дукс» А. М. Габером-Влынским и подливал серную кислоту в рубашки двигателей, чем выводил их из строя. Позднее оба самолета сгорели вместе с ангаром «от невыясненной причины» (В. Б. Шавров Указ. соч.).
В январе 1938 года он писал летчику М. В. Водопьянову, который вывез его сына Я. Я. Гаккеля, ученого-гидролога, из лагеря челюскинцев: «…подводя итоги к 40-летнему юбилею моей инженерной деятельности, я больше всего сожалею, что забросил самолетостроение.».