Управление материально-технического снабжения Вермахта во второй половине 1930-х годов разработало технические условия на легкий полугусеничный бронетранспортер. Первый прототип БТР Sd.Kfz.250 появился в конце 1939 года. Сначала на машине был установлен 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Майбах" HL38, мощностью 100 л.с. (73,6 кВт), но в результате испытаний выявились дефекты, приведшие к его замене двигателем аналогичной мощности "Майбах" HL42 TKRM.
Бронетранспортер создан на шасси полугусеничного однотонного тягача. В ходовой части использованы гусеницы с игольчатыми шарнирами и наружными резиновыми подушками, шахматное расположение опорных катков и передняя ось с управляемыми колесами. Двигатель расположен впереди. Полуавтоматическая трансмиссия "Вариорекс" размещена непосредственно за двигателем. Многогранная форма открытого сверху корпуса образована броневыми поверхностями с прямым и обратным наклоном. На модификациях более позднего выпуска корпус выполнялся с более простой конфигурацией. Бронетранспортер выпускался в 14 различных модификациях, предназначенных для выполнения самых различных боевых и вспомогательных задач. В частности, выпускались модификации для установки 80-мм миномета, 75-мм гаубицы, 37-мм противотанковой пушки, реактивного противотанкового гранатомета и др. Эти легкие бронетранспортеры отличались высокой удельной мощностью и быстроходностью, но были защищены броней только от огня ручного оружия и от осколков снарядов. Проходимость машин, в особенности по вязкой грязи, была ограничена. С 1942 г. легкие бронетранспортеры использовались в мотострелковых ротах разведывательных батальонов.
В серийное производство БТР Sd.Kfz.250 пошел в июне 1941 года с выпуском первой партии из 39 машин. Стоимость одного бронетранспортера составляла 20240 рейхсмарок.
Корпус бронетранспортера БТР Sd.Kfz.250 имел каркас, состоящий из стальных уголков и тавровых профилей, к которым приваривались броневые листы толщиной от 8 до 14,5 мм. В передней части корпуса находилось моторное отделение, за ним - отделение управления с местами водителя и командира бронетранспортера. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором размещались пехотинцы или другое вооружение.
В передней части боевого отделения над кабиной устанавливался 7,92-мм пулемет MG34 или MG42, имеющий защитный броневой щиток толщиной 6 мм. На заднем борте боевого отделения имелась турель для установки зенитного пулемета.
Передние колеса были управляемыми и имели размер 6.00-20. Ход БТР Sd.Kfz.250 обеспечивало гусеничное шасси, имеющее 12 катков и состоящее из 38 траков шириной 240 мм. Бронетранспортер Sd.Kfz.250 оснащался радиостанцией Fu Spr Ger "f" со штыревой антенной длиной 2 м, обеспечивающей радиосвязь на дальности до 3 км.
Существовало множество модификаций БТР Sd.Kfz.250, выпускавшаяся с июня 1941 no 1945 год в двух версиях, так называемой старой - alt и новой - neu. Всего было изготовлено 7326 единиц этой техники.
БТР Sd.Kfz.250/1 - базовая версия бронетранспортера. У варианта neu (нового) корпус имел упрощенную конструкцию, по внешнему виду схожую с корпусом бронетранспортера Sd.Kfz.251. БТР Sd.Kfz.250/1 вооружен двумя пулеметами MG34. Один в передней части боевого отделения, другой, зенитный - в корме.
БТР Sd.Kfz.250/2 - бронированный кабелеукладчик прокладки полевых линий связи. В боевом отделении устанавливалась катушка с телефонным кабелем. Масса бронетранспортера составляла 5,44 тонны, экипаж состоял из 4 человек. Вооружена машина 1 пулеметом MG34.
БТР Sd.Kfz.250/3 - машина связи. Имелось 4 варианта машин этого типа, в зависимости от оснащения радиостанциями. На бронетранспортерах Sd.Kfz.250/3 использовались радиостанции FuG 7, FuG 8 или FuG 12 со штыревыми либо рамочными антеннами.
БТР Sd.Kfz.250/4 - машина наблюдения и управления огнем артиллерии. Оснащена радиостанциями FuG 15 и FuG 16. Экипаж состоит из 4-5 человек. Бронетранспортер Sd.Kfz.250/4 вооружен 1 пулеметом MG34.
БТР Sd.Kfz.250/5 - машина наблюдения и управления огнем артиллерии, оснащенная радиостанцией FuG 12. Бронетранспортер Sd.Kfz.250/5 имел боевую массу 5,36 тонн, экипаж 4 человека и вооружен пулеметом MG34. В 1944 году БТР Sd.Kfz.250/5 стал называться leichter Aut-klarungspanzerwagen — легкая разведывательная бронемашина.
БТР Sd.Kfz.250/6 - машина для перевозки боеприпасов к штурмовым орудиям. Машина вмещала 70 выстрелов к 75-мм пушкам StuK 37 (Ausf. A) или 60 выстрелов к 75-мм пушкам StuK 40 (Ausf.B). Боевая масса БТР Sd.Kfz.250/6 становила 5,96 т (А) или 6,1 т (В), экипаж состоял из 2 человек. Оснащен радиостанцией FuG 16 и вооружен пулеметом MG34.
БТР Sd.Kfz.250/7 - самоходный 80-мм миномет, боекомплект к которому насчитывал 12 выстрелов. Миномет монтировался в середине боевого отделения. Также имелось дополнительное вооружение в виде пулемета MG34. Боевая масса БТР Sd.Kfz.250/7 становила 5,61 т, экипаж состоял из 5 человек. Под названием Sd.Kfz.250/7 также существовал бронетранспортер для перевозки боеприпасов к 80-мм миномету, вмещавший 66 выстрелов.
БТР Sd.Kfz.250/8 - легкий бронетранспортер, вооруженный короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37 или К 51. Боекомплект 20 выстрелов. Боевая масса машины 6,3 т.
БТР Sd.Kfz.250/9 - разведывательная бронемашина с установленной башней от бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 с 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и спаренным с ней пулеметом MG34. Длина бронетранспортера 4,56 м, ширина 1,95 м, высота 2,17 м, боевая масса 6,09 т. Боекомплект составил 100 выстрелов 20-мм и 500 патронов 7,92-мм. Экипаж состоит из 3 человек. БТР Sd.Kfz.250/9 снабжен радиостанцией FuG 12.
БТР Sd.Kfz.250/10 - бронетранспортер, вооруженный 37-мм пушкой Рак 35/36, установленной в передней части кузова, и пулеметом MG34. Боекомплект 216 выстрелов и 2110 патронов 7,92-мм. Боевая масса БТР Sd.Kfz.250/10 составляет 5,68 т, экипаж состоит из 4 человек. Высота машины составляет 1,98 мм.
БТР Sd.Kfz.250/11 - бронетранспортер, вооруженный противотанковым ружьем sPzB 41 калибра 20-28 мм и пулеметом MG34. Боекомплект составляет 168 выстрелов и 1100 патронов 7,92-мм.
БТР Sd.Kfz.250/12 - машина артиллерийской инструментальной разведки. Машина оснащалась радиостанцией FuG 8, позднее FuG 12 и вооружена пулеметом MG34.
Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.250/1 alt:
Длина 4,56 м, ширина 1,95 м, высота 1,66 м
Масса 5,8 т
Клиренс (дорожный просвет) 285 мм
Ширина трака гусеницы 240 мм
Размер шин 6.00-20
Экипаж 2+4 чел
Силовая установка: 6-цилиндровый бензиновый рядный двигатель "Майбах" HL42 TKRM, мощностью 100 л.с. (73,6 кВт)
Максимальная скорость 60 км/час по шоссе
Вооружение: два 7,92-мм пулемета MG34 или MG42
Боекомплект: 2010 патронов 7,92-мм
Запас хода 320 км
Броня: лобовая 14,5 мм, бортовая и корма 8 мм
Преодолеваемые препятствия: брод глубиной 0,7 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 24°
Издательство: Tornado, Riga
Серия: Армейская серия 75 Язык: русский Формат: pdf Размер: 22.5 mb Rapid