Блом унд Фосс БВ 40 — одноместный планер-истребитель конца Второй Мировой Войны, разрабатывался с целью перехвата множественных бомбардировщиков союзников (в частности США) бомбящих территорию Германии.
Предпосылки к созданию
Начиная с января 1943 года соединения американских бомбардировщиков B 17 стали бомбить территорию Германии. Первые столкновения немецких истребителей Фокке-Вульф 190 с В 17, летящими в строю «боевой ящик», показали, что Фокке-Вульф является довольно хорошей целью для стрелков «Летающей крепости» и они могли поражать немецкие истребители «в лоб» на расстоянии до 1000 метров. Встал вопрос уменьшения фронтальной проекции истребителей, и Рихард Фогт не видя иной возможности сделать это, кроме как исключив двигатель из конструкции планёра, предложил Техническому департаменту оригинальную идею безмоторного перехватчика — планера-истребителя. Одним из основных преимуществ планёра было бы также то, что его предполагалось производить без применения дефицитных материалов (например, алюминия). Планер-перехватчик поднимался бы на высоту обычным истребителем и мог бы практически незаметно (из-за весьма малых размеров) для стрелков бомбардировщика приблизиться на дистанцию эффективного огня 30-мм пушек.
История создания
Описание конструкции
Планёр собирался из недефицитных материалов (дерева, фанеры, железа), которые обрабатывались рабочими, не имевшими опыта авиастроения. Кабина пилота BV 40 была рассчитана на полулежачее, лицом вперёд, положение пилота, причём опираться подбородком он должен был на специальную станину. Сама кабина сваривалась из стальных бронелистов: передний 20 мм, боковые панели — 8 мм, сбрасываемая верхняя панель — также 8 мм, дно — 5 мм. В переднем бронелисте располагалось 120-ти мм бронированное стекло. Ноги пилота защищал 8 мм бронелист. Центральная секция фюзеляжа выполнялась из клепаного металла, к которой деревянная хвостовая секция крепилась болтами. Каркас крыльев и хвостового оперения также выполнялись из дерева и затем обшивались 4 мм фанерой. Само крыло выполнялось из трех лонжеронов — одного центрального и двух вспомогательных — спереди и сзади, к фюзеляжу крепилось четырьмя болтами.
Для взлёта в качестве шасси использовалась сбрасываемая после взлёта двухколёсная тележка, а для посадки — полуубирающаяся лыжа. Для регулировки посадки были предусмотрены специальные закрылки, которые опускались до 80 градусов относительно крыла (при нормальной посадке — до 50-ти градусов). Для взлёта планёр крепился 30-ти метровым тросом к Bf 109G или Fw 190.
Первоначально планировалось оснастить аппарат одной MK 108 c 70-ю снарядами, так как Фогт полагал, что после первого захода на цель, если хватало высоты и скорости для манёвра, пилот должен был использовать «герат шлинге» — спущенный с планера трос с зарядом взрывчатки на конце. Но так как наиболее целесообразно было сближаться с целью, пикируя на скорости 800 км/ч, а непосредственно атаку вести на скорости 400 км/ч, то у пилота будет только один шанс и очередь, выпущенная по противнику, должна быть максимально мощной. Поэтому от заряда на тросе отказались и решили установить ещё одну пушку МК 108 при том же суммарном боезапасе.
Лётные испытания
Первые лётные испытания прототипа BV 40 V1 состоялись в конце мая 1944 года. Планёр был поднят в воздух истребителем Bf 110. После полёта лётчик-испытатель доложил, что аппарат ведёт себя устойчиво, даже в турбулентном потоке буксирующего самолёта. Второй полёт произошёл 2 июня 1944 года в Венцендорфе. Пилот отцепился от буксира на высоте около 800 метров и скорости 240 км/ч. Планер был устойчив до скорости 150 км/ч, но при скорости 140 км/ч резко потерял управление и рухнул на границу аэродрома. К этому моменту был готов BV 40 V2, испытания которого происходили 5 и 8 июня, на второй день испытаний планер спустили с высоты 2200 метров и он достиг скорости 330 км/ч. Планер под индексом BV 40 V3 проходил статические испытания. BV 40 V4 был серьёзно поврежден при лётных испытаниях в середине июня и его заменил BV 40 V5. 27 июля в Венцендорф из Штада BV 40 V6 был перегнан на буксире за Bf 110. Это был первый длительный перегон, и лётчик, управлявший планером, сказал, что весьма утомительно весь полёт лежать ничком, упираясь подбородком.
Так как управляемость планером была признана удовлетворительной, было заказано 19 планеров к марту 1945 года. Одновременно был заказ на серию из двухсот планеров BV 40A. Но Технический департамент уже имел различные планы на развитие вооружения и оснащения планера-истребителя: предлагалось установить ракетный или пульсирующий двигатель, изменить назначение планера, оснастив его мелкими бомбами для сброса на строй бомбардировщиков, или оснастить планер четырьмя 700-килограммовыми бомбами BT-700, вообще использовать планер как буксируемый топливный бак. Также предлагалось изменить способ доставки планеров — крепить два планера под He 177.
К середине июля 1944 года основная программа испытаний была завершена, на высоте 2000 метров была достигнута скорость 470 км/ч, а расчетная скорость в пике предполагалась около 900 км/ч. Такая скорость в пике могла спровоцировать флаттер элеронов, что предполагалось предотвратить, уменьшив их площадь на 40 %. Однако, хотя к августу 1944 года BV 40 V7 был готов, программу свернули в начале осени и BV 40 V8 и V9 не были достроены.
Схема планёра, пилот внутри может служить масштабом
Тактико-технические данные
Тип: одноместный планер-истребитель
Вооружение: две 30-мм пушки MK 108 с 70 снарядами
Максимальная скорость: при пикировании — 900 км/ч, на буксире за Bf 109G — 550 км/ч на высоте 6000 метров с одним планером и 500 км/ч с двумя планерами на буксире.
Время подъёма: на высоту 7000 метров 12 минут с одним планером и 16,8 минут с двумя планерами на буксире
Вес: 840 кг пустой и 950 кг взлётный.
Размеры: размах крыла 7,9 метра, длина — 5,7 метров, высота — 1,6 метра, площадь крыла 8,4 м².
Литература
Ригмант В. Блом унд Фосс. Коллекция: Крылья Люфтваффе. Авиация и Космонавтика — 1997 — № 11-12
Green, William. War Planes of the Second World War, Volume One: Fighters. London: Macdonald & Co.(Publishers) Ltd., 10th impression 1972, p. 78-79.
Green, William. War Planes of the Third Reich. New York: Doubleday, 1972.
Smith, J. Richard and Kay, Anthony. German Aircraft of the Second World War. London: Putnam 7 Company Ltd., 3rd impression 1978, p. 84-88.
Wood, Tony and Gunston, Bill. Hitler’s Luftwaffe, a pictorial history and technical encyclopedia of Hitler’s air power in World War II. London: Salamander Books, 1977, p. 138.