ВОЙНА ?! НЕТ !
Четверг, 30.05.2024, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6272

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

HoratioNelson1.jpg

Горацио Нельсон (Nelson Horatio) (29 сентября 1758, Бернем-Торп, графство Норфолк - 21 октября 1805, у мыса Трафальгар, Испания), флотоводец, имя которого стало символом военно-морской мощи Англии.


Начало карьеры.


Родился в семье приходского священника. После нескольких лет учебы в школе поступил юнгой на корабль своего дяди, капитана Мориса Саклинга, героя Семилетней войны(1771), затем ходил на торговых и военных судах в Вест- и Ост-Индию, участвовал в полярной экспедиции (1773). Блестяще сдав экзамен на чин лейтенанта (1777) и хорошо проявив себя в войне с североамериканскими колонистами, Нельсон вскоре стал капитаном брига (1778), а затем - фрегата (1779). В 1780 году, участвуя в операции на реке Сан-Хуан в Гондурасе (ныне по ней проходит граница между Никарагуа и Коста-Рикой), он едва не умер от тяжелейшей дизентерии. В 1784-1787 годах Нельсон нес службу в Вест-Индии, где женился на вдове Фанни Нисбет, племяннице антильского плантатора (1787). Ведя упорную борьбу с контрабандой, он не раз вступал в конфликт с вышестоящими начальниками, требуя от них строгого соблюдения законов. Нажив себе таким образом немало врагов среди чиновников Адмиралтейства, он по возвращении в Англию был фактически отлучен от флота и, живя в деревне, целых пять лет ждал нового назначения. Только с началом войны против Франции (1793) Нельсон получил должность капитана линейного корабля в составе Средиземноморской эскадры. В 1793 году он принял активное участие в боевых действиях под Тулоном, в 1794 году командовал десантом на Корсике, потеряв при осаде крепости Кальви правый глаз, а 13 июля 1795 года отличился в морском сражении, принудив к сдаче французский корабль, намного превосходивший по мощи его собственный.


Нельсон - национальный герой.


Слава национального героя пришла к Нельсону после сражения 14 февраля 1797 года у мыса Сент-Винсент (крайней юго-западной оконечности Португалии). По собственной инициативе он вывел свой корабль из линейного строя эскадры и осуществил маневр, имевший решающее значение для разгрома испанского флота. Два из четырех захваченных англичанами испанских кораблей были взяты на абордаж под личным командованием Нельсона, получившего за этот бой рыцарский крест ордена Бани и чин контр-адмирала. В июле 1797 года при неудачной попытке захватить порт Санта-Крус (остров Тенерифе) Нельсон потерял правую руку. В мае 1798 года буря, разметавшая его эскадру, не позволила воспрепятствовать отплытию из Тулона египетской экспедиции Наполеона Бонапарта. Пустившись в погоню, Нельсон обнаружил флот противника в Абукирском заливе (устье Нила). Здесь он успешно применил передовую для того времени тактику ведения морского боя, заключавшуюся в стремлении атаковать превосходящими силами часть кораблей неприятеля, а затем обрушиться на остальные и уничтожить их. 1 августа на закате он бросил 10 линейных кораблей против 13 французских, стоявших на якоре под прикрытием береговой артиллерии, и в продолжавшемся всю ночь бою пленил и уничтожил 11 из них, не потеряв ни одного своего. Блокированная в Египте армия Бонапарта была обречена. В награду Георг III сделал Нельсона пэром-бароном Нила и Бернем-Торпа. В Неаполе, куда Нельсон привел после Абукира корабли на ремонт, начался его знаменитый роман с женой английского посла леди Эммой Гамильтон, продолжавшийся до самой смерти адмирала и в дальнейшем неоднократно описанный в художественной литературе. В 1799 году Нельсон оказал помощь королю Обеих Сицилий Фердинанду IV в подавлении неаполитанской революции, получив в благодарность титул герцога Бронте. По возвращении в Англию Нельсон был произведен в вице-адмиралы (1801) и назначен на пост 2-го флагмана Балтийской эскадры, направлявшейся против держав "вооруженного нейтралитета". 2 апреля 1801 года он сжег датский флот в гавани Копенгагена; за эту победу Нельсон получил титул виконта. В 1803 году, после возобновления войны с Францией, Нельсон возглавил британскую Средиземноморскую эскадру. Два года он гонялся за врагом, уклонявшимся от генерального сражения. Лишь 21 октября 1805 году у мыса Трафальгар (севернее Гибралтара) он встретился с объединенными силами испано-французского флота и, вновь отказавшись от устаревшей линейной тактики, наголову разгромил их. В этом бою Нельсон был смертельно ранен. Его тело доставили в Лондон и 9 января 1806 года торжественно похоронили в соборе Св. Павла. Сорок лет спустя впервые вышли из печати донесения и письма Нельсона ("Dispatches and Letters of Vice-Admiral Lord Viscount Nelson", 1845), а сравнительно недавно - его последний дневник ("Nelson`s Last Diary", 1971)

Нельсоновский стиль руководства доказывает, что не авторитарный, презрительный приказной тон, но человечность в сочетании с дисциплинированностью и необходимой твердостью обеспечивает выдающиеся успехи. Это стиль, предполагающий в подчиненных не безынициативных исполнителей приказов, бездушных роботов или объекты начальственного произвола, но людей, наделенных волей и самоуважением, способных проникнуться воодушевлением в борьбе за правое дело.

Все это и еще многое другое было характерно для нельсоновского стиля руководства. Это же сделало Нельсона не только одним из величайших, но прежде всего одним из любимейших исторических деятелей.

Озарение в открытом море. Что же за человек был этот Горацио Нельсон, родившийся 29 сентября 1758 года в Бэрнем Торпе (Норфолк) и ставший не только величайшим, но и последним английским героем морских сражений?

Нельсон вырос в открытом море. Двенадцати лет он уже служил гардемарином на линкоре и под командованием собственного дядюшки отбыл в Вест-Индию.

И конечно же, посреди океана Нельсону явилось видение, озарившее всю его жизнь и, безусловно, подчинившее его. Как и у множества великих деятелей мировой истории, стремительному взлету у Нельсона предшествовало решение, идентифицирующее его с жизненной задачей.

На обратном пути, страдая от лихорадки и находясь в жесточайшей депрессии, он однажды увидел сияющий ореол, неодолимо притягивающий к себе. В это мгновение, как он потом рассказывал своим офицерам, в нем "вспыхнула вдруг горячая любовь к Англии и вера в могущественное покровительство короля и родины". Это сознание так воодушевило Нельсона, что он вскричал: "Да, я стану героем, несмотря на все опасности, я ведь знаю, что нахожусь под покровом Провидения!"

Поверив видению и поручив себя Божьей воле, Нельсон стал продвигаться семимильными шагами в своей карьере. В двадцать лет он получает первую командную должность, а в 24 года становится капитаном фрегата.

А ведь Нельсон вовсе не казался морским волком. В кругу морских офицеров он со своими 165 см роста и 66 кг веса казался старшеклассником-переростком. "Такого молодого капитана я еще никогда не видел", - написал один кадет, более удивленный, чем вдохновленный этим зрелищем.

Это на первый взгляд слабое телосложение сочеталось в нем с повышенной возбудимостью, хронической бессонницей, перемежающейся лихорадкой и - что уж совсем смешно для капитана - подверженностью морской болезни, от чего он страдал большую часть жизни. Но никогда у Нельсона не было трудностей с поддержанием своего авторитета.

Когда дело доходило до борьбы, этот с виду такой слабый человек превращался в отчаянного драчуна, в подлинный образец мужества и отваги.

Истинная сила характера. Свой мужественный настрой Нельсон оплатил сполна, утратив глаз при десанте в Кальви (Корсика) и руку при штурме гавани Сайта-Крус на Тенерифе. Но он не тратил ни слова на сожаления. Его огорчало лишь непризнание потерь: имя Нельсона ни разу не появилось в списках раненых. Вероятно, морское ведомство считало ранеными лишь полумертвых.

Девяносто процентов стремящихся к вершинам на этом бы успокоились и вышли бы в отставку, но не Нельсон. Замечательно то, как он мотивировал себя, стремясь преодолеть боль удара. В одном из своих писем он признавался: "Сто десять дней я провел в битвах с врагами на море и на суше. Я действительно не знаю никого, кто сделал бы больше. Утешением мне служила лишь похвала высших командиров. И никто не признал моих заслуг и, что больше всего меня удручает, моей службы, на которой я был ранен. Другие, те, кто служит спустя рукава, получили высшие награды. Со мной поступили крайне несправедливо. Ну и что! Когда-нибудь я один заполню собой все газетные полосы!". Воистину пророческое высказывание!

Судьба экипажей. На кораблях было невыносимо тесно. Крупное судно имело в составе экипажа свыше 700 человек, и всех, не входящих в офицерский состав, безжалостно загоняли в какие-то конуры. Дыхание в трюме перехватывало от кошмарной смеси запахов пота, грязной одежды и последствий корабельной стряпни.

Средний возраст матросов составлял 22 года, были и двенадцатилетние, даже несколько десятилетних.

Более половины экипажей было укомплектовано насильно мобилизованными, прочие были приговорены судом к службе на флоте, некоторых выслали на флот общины, желая побыстрее избавиться от нищих и преступников.

Жалованье было мизерным и дополнялось лишь установленной долей добычи при захвате вражеских судов или складов. Гораздо регулярнее, чем жалованье, матросы получали жестокие побои, которые свидетельствовали об агрессивности и садизме многих офицеров.

Малейшее неповиновение влекло за собой варварское наказание. Плетка-девятихвостка из бегемотовой кожи, полосующая голую спину, была такой же частью повседневности, как прилив и отлив. Если плетка снимала мясо до костей, если матроса запарывали до смерти, это не вызывало особых переживаний.

Ко всему тому на большинстве кораблей отвратительно кормили. Примитивные способы консервирования приводили к порче провизии, в которой заводились черви. Но ничего другого просто не было.

Отпусков на берег всячески избегали из-за боязни дезертирства. Тем удивительнее достижение Нельсона, как-то продержавшего свой корабль в течение 20 (!) месяцев в море и избежавшего бунта.

Но, что еще удивительнее, Нельсон из этих отщепенцев, преступников, антисоциальных элементов и подневольных рекрутов создал отличных мужественных и отважных морских вояк, лучших, каких когда-либо имела Англия.

Тайна управленческого успеха Нельсона. Этот успех имел солидное основание. Упомянем лишь о двух обстоятельствах: вопреки практике телесных наказаний Нельсон со своими людьми обращался любезно и уважительно и никогда без крайней нужды не наказывал их. Но и в этих случаях он поступал так с явной неохотой.

Пример Нельсона оказался заразителен для офицеров, о чем свидетельствует высказывание капитана Коллингвуда: "Не понимаю, как может офицер сегодня молиться, а завтра допускать, чтобы его людей пороли".

Другое качество Нельсона было еще существеннее. Он умел пробудить в этих неотесанных, опустившихся, всеми презираемых людях гордость! Они были горды своей дисциплиной, боеспособностью, и прежде всего, конечно, своей непобедимостью. Нельсон вселил в этих людей непоколебимое чувство морального долга, стремление никогда не оставлять своего адмирала и Англию в беде.

Как и у своих командиров, Нельсон культивировал у матросов убеждение в том, что от мужества, боевитости и решимости каждого из них зависит исход битвы.

Необычайно эффективная философия управления и мотивации, выработанная Нельсоном, строилась на трех принципах:

1. Он пробуждал в своих подчиненных гордость дисциплинированностью, боеспособностью, и прежде всего непобедимостью.

2. Он ставил перед ними высокую цель и тем самым придавал их жизни смысл.

3. Он давал каждому возможность осознать значение собственного личного вклада в общее дело и своей за него ответственности.

Это и было главной идеей знаменитого "нельсоновского преобразования": адмирал вселял в отщепенцев чувство гордости. Он придавал их жизни смысл и каждому человеку напоминал о его персональной ответственности.

Это было тем замечательнее, что происходило во времена, когда жизнь простого матроса не стоила и ломаного гроша.

Основой такого беспрецедентного подхода к мотивации было уважение, которое Нельсон питал к каждому человеку, к индивидуальности. Как иначе объяснить то, что он являлся одним из немногих главнокомандующих, всегда готовых принять критические замечания, высказываемые матросами, проникнуться их нуждами - лишь бы только все претензии были изложены письменно. Он всегда поощрял этот способ, так как был глубоко убежден, что никто без крайней нужды за перо не возьмется.

В наше время это называется рационализаторством, а действия Нельсона показывают, что он на века опередил практику управления.

Революционная тактика. Что же нового, уникального, мотивационного было в стратегии Нельсона при Трафальгаре?

До тех пор крупные морские сражения, грубо говоря, происходили так: оба флота выстраивались в кильватер (т. е. один за другим), держась друг от друга на почтительном расстоянии, обратившись один к другому бортами, адмирал командовал: "Огонь!", и начиналась канонада.

Когда пороховой дым рассеивался, оценивались свои и чужие потери и пальба возобновлялась. Так продолжалось вплоть до истощения боеприпасов или до потопления корабля.

Ближний бой, единоборство кораблей, кульминационным пунктом которого является абордаж, возникал скорее случайно, чем в рамках тактического плана захвата.

И как раз на этих двух моментах построил Нельсон свою новую стратегию.

1. Вместо кильватерной колонны, отрицательным качеством которой была уязвимость судов с борта, Нельсон построил свой флот в два ряда и направил его прямо против вражеского флота.

2. Вместо того, чтобы атаковать первый встречный корабль противника, каждое из находившихся в строю судов должно было завязать бой с определенным судном противника, расстрелять его, приблизиться к нему, захватить или уничтожить.

Новая стратегия давала уникальные преимущества. Каждый командир нес ответственность за победу над определенным вражеским кораблем, имел право и был обязан отдавать необходимые приказания. Точно так же и каждый член команды нес ответственность за "общую победу" или "общее поражение".

Вместо зачастую бессмысленных, разрозненных или невыполнимых адмиральских приказаний, которые трудно было принимать в пороховом дыму, капитан и матросы получили точное знание о том, что нужно сделать, что зависит от их собственных усилий и боевого духа.

В то же время у них появилось чувство, что исход боя зависит не от случайностей артиллерийской дуэли и последующих хаотичных столкновений полуразрушенных кораблей, но прежде всего от способности маневрировать, точности стрельбы (с расстояния 100 метров число попаданий существенно отличается от числа попаданий при расстоянии в 500 метров) и собственного мужества при захвате вражеского судна.

Статисты превратились в моряков, которые сами определяют свою судьбу. Каждый знал, почему и за что он борется.

Сам Нельсон был в первом ряду на своем флагмане. Просьбы отойти назад были решительно отвергнуты. Он хотел быть и остаться примером для своих подчиненных. Еще он хотел передать им собственное спокойствие и свою уверенность в победе.

Только этим можно объяснить, что он при всех орденах расхаживал по палубе в сопровождении капитана Барри среди кромешного шума боя, свиста ядер и пуль, заставлявших матросов прятаться за мачты и ящики.

Тайной Нельсона останется, демонстрировал ли он свою уверенность или бросал вызов судьбе - он всегда мечтал о славной смерти. Меткий выстрел французов доказал, что судьба приняла вызов - Нельсон был ранен в спину.

Великая победа. Герой Англии прожил еще три часа, приговоренный к смерти, но успокоенный сознанием одержанной прекрасной победы. Он мог быть уверен, что эта победа будет описана не только газетами, но и попадет в исторические труды, навсегда связавшись с его именем.

Флот Нельсона не потерял при Трафальгаре ни одного корабля; франко-испанский флот, состоявший из 33 линейных судов и 14 мелких, смог сохранить лишь 11. Остальные были захвачены или уничтожены англичанами.

Произошло также то, что, быть может, Нельсон и не осознавал: Трафальгар сделался не только символом славной победы, но и исходным пунктом решений мирового значения.

В битве при Трафальгаре Нельсон не только уничтожил французский флот, но и положил конец борьбе Англии и Франции на море, а тем самым предрешил исход борьбы за мировое господство. С этих пор у Великобритании были развязаны руки в мировом океане, остров стал центром мировой империи, пупом земли.

Стратегия успеха: мотивация при помощи человечности. Все биографы Нельсона называют его самым любезным командующим в мировой истории. Это был воин в полном и лучшем смысле этого слова: образец мужества и храбрости, человек, способный на предельное напряжение сил и притом всегда поступающий благородно с врагами.

Но прежде всего это был боец, никогда не забывавший о цели борьбы: будущем человечества, победе, которая "заставит всю Европу благословлять его страну". Нельсон стремился к лучшему будущему, желал, чтобы после великой победы "человечность стала характерным свойством британского флота".

Нельсон был одним из любезнейших руководителей в мировой истории, ведь он не только в теории, но и в повседневной жизни руководствовался гораздо более прогрессивным представлением о человеке, чем его современники. В этом и состояло волшебство его воздействия, в этом заключалась тайна его искусства мотивировать!

Нельсон - и об этом свидетельствует богатый опыт его командования - уделял внимание каждому (иначе как бы он возложил ответственность на каждого капитана, а косвенно - и на каждого матроса?), серьезно относился к мнениям своих матросов (иначе как бы он побудил их к критике?), разделял их чувства и горести (иначе принял бы он близко к сердцу потерю офицерами жалованья?), не требовал ни от кого выполнять то, на что не был готов сам (иначе не заключил бы пари с младшим офицером), мотивировал своих подчиненных для достижения высших успехов, а не выжимал из них нужные результаты (иначе зачем было вселять в них гордость своим боевым духом и собственной непобедимостью?).

Прежде всего Нельсон давал людям то, к чему стремятся все: возможность самоутверждения и чувство гордости, шанс отличиться в служении чему-то высшему. Короче говоря, Нельсон придавал жизни людей смысл.


 MapWoSoft.ru - программы для всехAlfaInternet.su - бесплатная регистрация сайтов в каталогах поисковиках реклама сайтовМЕТА - Украина. Рейтинг сайтов
Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz