Оценка проекта
Являясь первым в советской морской практике полноценным авианосцем (то есть способным принимать самолеты горизонтального взлета и посадки с высокими боевыми качествами), ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» тем не менее, не смог в полной мере преодолеть недостатки первых советских ТАВКР класса «Киев». Ставка на замену полноценных паровых катапульт трамплином привела к затруднению взлетно-посадочных операций (из-за наличия всего одного направления для старта) и невозможности оперировать тяжелыми самолетами, подобным самолетам ДРЛО. В результате, возможности ТАВКР по загоризонтному обнаружению ограничивались вертолетами ДРЛО имевшими малый радиус действия.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что единственный российский авианосец, как боевая единица, на текущий момент ничего из себя не представляет и используется лишь как школа для палубных летчиков.
Вооружение
На 2010 год в составе авиакрыла находятся:
Су-33 — 18
Су-25 — 4
Ка-27 — 15
Ка-31 — 2
Также авианосец вооружен:
12 × ПКРК 4К80 «Гранит»
ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
8 × ЗРАК 3М87 «Кортик»
2 × РБУ-12000 «Удав»
8 * АК-630
Экипаж
Экипаж — 1960 человек
Авиаперсонал — 626 человек
Командный состав — 55 человек
Командиры ТАВКР
За время службы кораблём командовали:
капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987—1992);
контр-адмирал И. Ф. Санько (1992—1995);
контр-адмирал А. В. Челпанов (1995—2000);
капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000—2003);
капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003—2008);
капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008—2011).
капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011).
На обслуживании в плавучем доке в Росляково Мурманской обл. Фото 2006 года
Происшествия
18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера. Среди предполагаемых причин аварии — ошибка экипажа и усталостное напряжение металла.
5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на авианесущем крейсере произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишера. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), однако выяснилось, что это сделать невозможно. Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.
6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту авианосца в одном из носовых помещений произошёл пожар. Ликвидировать пожар удалось силами команды авианосца. В результате отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. По заявлению специалистов авианосец не получил серьёзных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.