Знак «Cтрелка и бортмеханика»
Знак «Cтрелка и бортмеханика» (нем. Fliegerschutzenabzeichen fur Bordshutzen und Bordmechaniker) учрежден 22 июня 1942 года.
Условия награждения: Для получения знака было необходимо прослужить 2 месяца во вспомогательном звене или иметь 5 боевых вылетов.
Описание знака: Знак «Cтрелка и бортмеханика» представляет собой посеребренный венок из дубовых и лавровых листьев, внизу венка — свастика, на которомо помещался черный пикирующий орел. Качественные ранние экземпляры изготовлялись из томпака. Но в основном встречаются знаки из цинка и дешевых сплавов. Как правило, обе части этого двучастного знака делались из одного материала, но попадаются и комбинированные знаки - орел из алюминия, венок - из цинка. Для ранних знаков характерна вырезанная верхняя четверть свастики, позже вся свастика делалась цельной. Средние размеры знака: высота венка - 53, ширина - 40 мм, размах крыльев орла - 42 мм, вес варьируется в пределах 30 - 40 граммов. Знак вручался в темно-синей коробке с названием тисненым серебрянкой в три строки. Носился на левом нагрудном кармане мундира под железным крестом 1 - го класса.
Знак «Cтрелка и бортмеханика» (для не прошедших обучение) , ( нем. Fliegerschutzenabzeichen mit Schwarzem Kranz)
К концу 1944 года, когда резко уменьшилось число квалифицированных (прошедших специальные курсы) авиаспециалистов, в качестве стрелков и бортмехаников стали использовать военнослужащих и вольнонаемных, не имеющих квалификационных сертификатов. Для них был учрежден особый знак, отличавшийся от предыдущего только цветом (черненый венок и серебристый орел). Знак изготавливался из цинка.
|