ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 29.03.2024, 16:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6264

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Торпедный катер

Торпедный катер — класс быстроходных маломерных боевых кораблей, основным оружием которых является торпеда.
По разным источникам, торпедные катера ведут начало или от изобретения морских мин вообще, или от самодвижущихся мин, позднее названных торпедами (с появлением мины встает вопрос о ее применении, а значит, и носителе).
Ранними торпедными катерами можно считать первые суда, вооружённые минами (конец XVIII — начало XIX вв). По второй версии — торпедные катера ведут начало с 1878 года.
Файл:Komsomolets torpedo boat.JPG 
Торпедный катер Комсомолец

История
Первые достоверные сведения о минных атаках относятся к войне за независимость американских колоний 1776—1783 гг. Вооруженные минами гребные суда были применены колонистами в 1776 г против британского линейного корабля «Игл» (англ. HMS Eagle), а также англичанами в начале 1803—1805 гг, во время Наполеоновских войн, в попытке уничтожить флотилию вторжения. В первом случае мина конструкции американского изобретателя Бушнелла буксировалась и вручную крепилась к кораблю-цели. Во втором, пускалась по течению в сторону цели с дистанции 1÷2 каб. За вторым случаем применения стоят изобретения американца Роберта Фултона.
Более строго, родоначальниками торпедных катеров являются русские минные катера «Чесма» и «Синоп» под командованием С. О. Макарова, тогда лейтенанта, впервые успешно применившие самодвижущуюся мину Уайтхеда 14 января 1878 г. во время Русско-турецкой войны, против турецкого парохода «Интибах».

Файл:Torpedo Boat 76YA.png
Торпедный катер 76YA постройки Yarrow, 1886

Первые торпедные катера имели водоизмещение 30÷100 т, скорость хода 12÷18 уз, вооружение 1÷2 торпеды калибра 7 дюймов (180 мм). Артиллерийское вооружение было легким (0,5÷1,1 дюйма) или отсутствовало полностью.
Опыт применения в первых конфликтах (1878—1905) выявил преимущества нового класса — большую ударную мощь при очень скромных затратах, а также недостатки — высокую уязвимость, малый запас торпед, малую дальность хода и недостаточную мореходность, как и невысокие характеристики самих торпед. Стремление преодолеть недостатки привело к разработке тактики применения торпедных катеров: групповые атаки, ночью или при ограниченной видимости, вблизи берегов или в стесненных водах (проливы, узкости), залповая стрельба торпедами, затем уклонение от противника на максимальной скорости.
То же стремление повело к двум расходящимся путям развития класса:
1.Увеличение размеров и водоизмещения с целью вооружить корабли более мощными и дальноходными, и соответственно более тяжелыми торпедами, увеличить их число, усилить артиллерийское вооружение, увеличить дальность и мореходность, а позднее — применить частичное бронирование и конструктивную защиту.
2.Упор на скорость и маневренность, как основные боевые характеристики и как лучшую защиту от противодействия противника. При этом катера строились небольшими, максимально облегченными, ограниченных размеров.
Первый путь привел к выделению нового класса кораблей — эскадренных миноносцев. В России этот путь отразился в терминах минный катер, миноноска, миноносец — все они применялись к минно-торпедным боевым кораблям. На Западе все они назывались общим термином англ. Torpedo Boat.
Второй — к появлению характерных черт собственно торпедных катеров, которые сохранились вплоть до их вытеснения ракетными катерами: небольшое водоизмещение (до 300 т), небольшое число торпед (2÷4) в однотрубных торпедных аппаратах калибром до 21" (533 мм), высокая скорость (30÷50 уз), динамический принцип поддержания, легкое вспомогательное вооружение (12,7 ÷ 40 мм), отсутствие конструктивной защиты.
Первое успешное применение катеров такого типа состоялось во время Первой мировой войны, 7 апреля 1917 г. Это были английские катера фирмы «Торникрофт» (англ. Thornycroft). В литературе они упоминаются как «40-футовый катер» (англ. 40-ft Coastal Motor Boat; 40-ft CMB). Четыре СМВ в районе Остенде атаковали отряд немецких эсминцев и потопили один из них.
Их же, и следующий тип, «55-футовые катера» (англ. 55-ft CMB), применили 17 июня 1919 г против Балтийского флота Советской России. На Большом Кронштадтском рейде был потоплен стоящий на якоре крейсер «Олег». Затем 18 августа в Средней гавани был потоплен старый крейсер «Память Азова» (во время первой мировой использовавшийся в качестве плавбазы для подводных лодок), поврежден линкор «Андрей Первозванный». Из семи нападавших три катера было потоплено огнем эсминца «Гавриил». Британское Адмиралтейство сообщало: во время налёта английских торпедных катеров 18 августа 1919 года были потоплены линкоры «Петропавловск», «Андрей Первозванный» и миноносец, повреждён крейсер, «сильнейшая морская крепость мира была разгромлена небольшим количеством отлично дисциплинированных и бесстрашных британцев» В плен попали английские офицеры. Один из пленённых офицеров говорил: «Англичане будут очень удивлены, узнав о таких больших потерях в катерах при Кронштадтской операции. Действие русской артиллерии блестяще». «Гавриил» на тот момент поставил рекорд по количеству уничтоженных артогнем торпедных катеров (3 из 7). 15 сентября «Петропавловск» указан в числе действующих кораблей ДОТа (действующий отряд кораблей Балтийского моря), за столь краткий срок серьёзные повреждения исправить невозможно.

Вторая мировая война

К началу войны все еще господствовало представление о крупных артиллерийских кораблях как основе флота. Торпедные катера в основных флотах западных морских держав были представлены слабо. С началом войны строительство катеров резко возросло (см. таблицу).

СтранаВ строю 1939В строю 1945Потери
Флаг Великобритании Великобритания1891-
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Германия17117112
Флаг США США-51165
Флаг Японии Япония ?18949

СССР до 1938 г придерживался стратегии развития лёгких сил, включая катера, в основном из-за ограниченных возможностей по строительству крупных кораблей. К началу войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны было построено более 30 торпедных катеров, и 166 получено от союзников.






 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz