ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 19.04.2024, 13:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6268

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Топмачтовое бомбометание

File:A20BismarckSea.jpg
A-20 топит японский транспорт у берегов Новой Гвинеи, 1944

File:Soviet AirForce A-20C Boston.jpg
Douglas A-20C Boston

Топмачтовое бомбометание (англ. skip-bombing) — способ бомбометания, применявшийся военно-морской авиацией противоборствующих сторон для борьбы с надводными судами во время Второй мировой войны.

Специфика топмачтового бомбометания

Для борьбы с надводными целями авиация времён Второй мировой войны использовала пулемётно-пушечный огонь, торпеды, авиабомбы, а также постановку морских мин. Использование авиабомб было наиболее безопасным для самой авиации, поскольку бомбометание не требовало максимального сближения с кораблём, что позволяло избежать эффективного (и следовательно опасного для атакующего самолета) противодействия со стороны корабельной противовоздушной артиллерии. Однако боевая эффективность бомбардировщиков была, соответственно, ниже, чем у торпедоносцев — по причине малоразмерности и маневренности морских целей и низкой точности бомбометания. Использование пикирующих бомбардировщиков ограничивалось количеством специализированных самолётов. Удачным компромиссом, имеющим высокую эффективность удара и сравнительную безопасность для обычных бомбардировщиков, был метод топмачтового бомбометания. Для его нанесения использовалась особенность авиабомб рикошетировать от водной глади — при достаточно высокой скорости самолёта и достаточно низкой высоте его полёта во время сброса бомбы.

Методика топмачтового бомбометания

Известно, что способ «прыгающего» бомбометания использовался в 1941—1943 годах на Средиземноморском театре боевых действий. В военно-морской авиации ВМФ СССР этот способ стали испытывать в конце 1943 года. Первые боевые применения топмачтового бомбометания происходили на Чёрном море; в дальнейшем этот метод был принят на вооружение авиацией Северного и Балтийского флотов.
При испытаниях данного метода отмечалось отсутствие строгих закономерностей в полете бомбы после встречи с водой, однако было определено, что с набором высоты от 15 метров длина рикошета сброшенной бомбы уменьшается, а после высоты 40 метров рикошет исчезает совсем, хотя бомба продолжает зигзагообразно двигаться в направлении цели под водой.
Топчмачтовики обычно прибывали в район цели на высоте 1000—1500 м в общем боевом порядке с группами обеспечения. Сближение с целью производилось планированием до высоты 400—500 м. Затем осуществлялся плавный вывод из планирования с таким расчетом, чтобы самолет имел высоту 20—40 м на удалении от цели 600—1000 м. С этой дистанции начинался боевой курс, на котором самолет шел на повышенной скорости в течение 4—5 секунд, после чего бомбы сбрасывались одиночно или залпом на удалении 250—300 метров от цели. При такой малой высоте сбрасывания авиационная бомба падает на воду почти горизонтально, рикошетирует от неё на высоту 6—8 м и попадает в цель. После этого самолёт «перепрыгивал» цель и уходил из зоны действия ПВО.
Во избежание подрыва самолёта на собственных бомбах их взрыватели устанавливались на замедление 4—6 секунд.
Топмачтовый метод имел определённые преимущества перед низким торпедометанием: торпеды сбрасывались на расстоянии 600—800 метров от корабля и преодолевали это расстояние за 30—40 секунд; кораблю, при условии своевременного обнаружения момента сброса торпеды или следа от неё, иногда хватало этого времени для успешного совершения манёвра уклонения. При топмачтовом бомбометании падение бомбы занимает всего 2—3 секунды, и избежать её практически невозможно. Кроме того, сбрасывание бомб можно было производить на максимальной скорости, что снижало вероятность поражения самолёта средствами ПВО, в то время как во избежание повреждения торпеды её следовало сбрасывать на скоростях 230—370 км/ч. Облегчалась работа на боевом курсе (проще вводить поправки на скорость цели ввиду малого времени падения бомбы); волнение моря влияло лишь на величину рикошета бомбы, тогда как торпедометание при волнении моря свыше 4—5 баллов невозможно. Помимо всего прочего, стоимость бомбы была значительно ниже стоимости торпеды.
Для использования преимуществ всех методов обычно применялись комбинированные атаки: например, для уничтожения линкора «Шлезиен» в 1945 г. были задействованы группы по пять самолётов — четыре топмачтовика с одним торпедоносцем. При этом топмачтовики шли первыми, отвлекая на себя огонь средств ПВО и предоставляя торпедоносцу более благоприятные возможности для атаки.

Применение топмачтового бомбометания в советских ВВС ВМФ

Первого подтвержденного противником успеха советские топмачтовики добились 25 апреля 1944 года. Две шестёрки Ил-2 47-го штурмового авиаполка ВВС Черноморского флота в 85 милях от Севастополя (координаты 43°55' с.ш. и 32°07' в.д.) атаковали вышедший в Сулину конвой «Zentra-З» в составе БДБ F333, F567, буксира «Kreutzenstein» с лихтером «Leo» в охранении охотников UJ2304, UJ2306 и UJ2308.
Восемь Ил-2 действовали с пологого планирования с высоты 1200 м с выходом в горизонтальный полет на высоте 100 м, а четыре экипажа — методом топмачтового бомбометания. В результате удара лихтер «Leo» пошел ко дну, из 1045 перевозимых солдат были спасены только 750. Зенитным огнем ПВО ордера два штурмовика были сильно повреждены и один Ил-2 сбит.
В Краснознаменном Балтийском флоте первый удар с применением топмачтовиков Ил−2 был проведён 16 мая 1944 года по конвою в 25 км севернее острова Асери, а на Северном флоте — 13 мая 1944 года по кораблям и транспортам в порту Киркенес.
Противником для противодействия атакам топмачтовиков применялись специальные мины (аналоги применявшихся в ВВС РККА авиационных гранат АГ-1 и АГ-2), которые выбрасывались серией по несколько штук вверх прямо по курсу полета самолёта и спускались затем вниз на парашютиках, создавая пилотам серьёзную помеху во время прицеливания и атаки цели.

File:Il2 sturmovik.jpg
Ил-2

File:Marinefaehrprahm Skizze.JPG
 БДБ

Примечание

-В советских авиационных частях ВМФ в качестве топмачтовиков использовались штурмовики Ил-2 и Ил-10, бомбардировщики Ил-4 и A-20, истребители Як-9 и P-40.
-Известен случай топмачтовой атаки, произведённый тяжёлым четырёхмоторным бомбардировщиком B-17F «Black Jack» (серийный № 41-24521), принадлежавшем 63-й эскадрилье 43-й бомбардировочной группы 5-й воздушной армии ВВС США под командованием капитана Кеннета Д. МакКаллара. Его самолёт 24 ноября 1942 года в составе ударной группы эскадрильи атаковал пять японских эсминцев, совершавших транспортный рейс из Рабаула в Лаэ, и сбросил на эсминец «Хаясио» в пяти skip-заходах (с высоты 200—400 футов с рикошетом) десять 250-фунтовых бомб, пять из которых поразили цель. Эсминец загорелся и вскоре затонул.
-В Японии в качестве топмачтовиков применялись A6M «Зеро» с 250-кг бомбой.

File:Mitsubishi Zero-Yasukuni.jpg
A6M «Зеро»

File:Color Photographed B-17E in Flight.jpg
 B-17F
Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz