ТЯЖЕЛЫЙ ПЕХОТНЫЙ ТАНК "ЧЕРЧИЛЛЬ"
англ. Infantry Tank Churchill
Танк "Черчилль" был создан в середине 1940 г. в связи со стремлением сухопутных войск иметь танк, способный противостоять вновь созданной немецкой 50-мм противотанковой пушке. Конструкция оценивалась как старомодная уже в процессе его создания: каркас корпуса собирался из уголков, на каркасе крепились с помощью заклепок листы обычной стали, а уже на них навешивались листы броневой стали. Танк выпускался в одиннадцати модификациях. На первой модификации артиллерийское вооружение устанавливалось в два яруса: в носовой части корпуса (гаубица калибра 76,2-мм) и в башне (пушка калибра 40-мм).
Churchill VII
На последующих модификациях артиллерийское вооружение устанавливалось в башне, однако калибр орудий не превышал 75-мм, и лишь на пятой модификации была установлена 95-мм гаубица. В ходовой части использована независимая балансирная подвеска со спиральными пружинами и катками малого диаметра. С каждого борта имеется по одиннадцати катков. Гусеница металлическая, охватывающая борта корпуса. В качестве двигателя на всех танках "Черчиль" устанавливался бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Бедфорд" с горизонтальным расположением цилиндров. Его мощность (350 л.с.) была явно недостаточна для танка весом 40-45 т. Следствием этого была неудовлетворительная подвижность, особенно на пересеченной местности. В связи с тем, что машина создавалась в спешке, в ее конструкции было немало ошибок, которые устранялись в ходе производства. Танки последних модификаций оценивались, как технически надежные, однако ошибочную основную концепцию исправить так и не удалось. В годы второй мировой войны было выпущено большое количество танков "Черчиль" - 5640 машин, из которых 800 имели огнеметное вооружение ("Черчиль-Крокодил"). На базе "Черчиль" создавались также саперные танки, мостоукладчики, ремонтно-эвакуационные машины.
С началом Второй мировой войны, военное министерство осознало, что условия Западного фронта будут незначительно отличаться от таковых в 1914—18 гг. Это требовало тяжелого пехотного танка, неуязвимого для любой известной ПТП и способного преодолевать широкие рвы. Техническое задание на танк, обозначенный А20, утвердил суперинтендант Управления разработки танков, и фирме «Хэрлэнд энд Воллф» предложили построить прототип. Требовались толщина брони до 80-мм, скорость до 15 миль/ч, способность преодолевать вертикальные препятствия высотой 5 футов и экипаж 7 человек.
По сути А20 представлял собой наследника «ромбовидных» танков. В качестве вариантов вооружения рассматривались 6-фунтовая, французская 75-мм пушки, 76-мм гаубица и 2-фунтовая пушка. Выбрали установку пары 2-фунтовых пушек в башне и в лобовой части корпуса, а также пулемета в лобовой части корпуса. Четыре прототипа заказали в феврале 1940 г. Испытания прототипа в июне 1940 г. прервались поломкой КП. Тогда же стало ясно, что для сохранения высокой проходимосги и подвижности необходимо отказаться от одной 2-фунтовой пушки.
Описание фильма:
В 1940 году Германия развязала войну против не подготовленной европы. Разрезая континент на части, гитлеровские танковые дивизии потрясали мир своей мощью. Союзники понимали, что им придётся навёрстывать время, и создавать танк, который мог бы противостоять германским. В 1942 году в Англии появилась новая боевая машина, это был, танк Черчилль, являвшийся одним из лучших танков созданных Англией во время второй мировой войны.
Это совпало с эвакуацией войск из Дюнкерка, когда у британцев осталось не более 100 танков для защиты метрополии. Поэтому «Воксхоллу» предложили пересмотреть проект А20, сделав его проще в изготовлении и запустить в производство в течение года. Выбор «Воксхолла» в значительной степени объяснялся тем фактом, что для А20 предусматривался V-образный 6-цилиндровый двигатель «Воксхолл-Бедфорд». Опытную модель и всю документацию по А20 передали «Воксхоллу», Комитет по механизации предоставил дополнительных чертежников, и прототип А22 подготовили к ноябрю 1940 г. Первые 14 серийных машин из заказанных 500 поставили в июне 1941 г. Из-за спешности программы разработки дефекты приводили к частым отказам на машинах первых серий. Доводка машины завершилась в 1943 г. А22, получил имя «Черчилль».
Британский танк Churchill "Черчилль": боевое применение
Боевые модификации пехотного танка "Черчилль"
Танк "Черчилль" I. Первая серийная модель, 1941 г. Литая башня с 2-фунтовой пушкой и 7,92-мм СП "Беза". В лобовом листе корпуса установлена 76-мм гаубица. 150 выстрелов к 6-фунтовой пушке и 58 к 76-мм гаубице. Несколько "Черчиллей" I использовались во время рейда на Дьепп 19 августа 1942 г.
Танк "Черчилль" II. Тот же «Черчилль» I, но с заменой 76-мм гаубицы лобовым пулеметом "Беза".
Танк "Черчилль" ПС8.
Тот же "Черчилль" I, но с изменением расположения вооружения —
3-дюймовая гаубица в башне и 2-фунтовая пушка в лобовом листе корпуса.
Построен в небольшом количестве.
С мая 1942 г. началась модернизация
большинства выпущенных машин, включавшая установку кожухов гусеничных
косынок, усиливавших передние выступы гусеничного обвода. В дополнение
ставили кожухи бортовых воздухозаборников с открытыми вверх жалюзи для
предотвращения заливания двигателя водой. Для преодоления глубоких
бродов на воздухозаборники могли ставиться защитные короба.
Танк "Черчилль" III, модификация, появившаяся в марте 1943 года.
Корпус танка "Черчилль" был комбинированным - на внутренние листы полудюймовой мягкой стали болтами или заклепками крепились бронеплиты. Первоначально ставилась литая башня. Более поздние модификации имели увеличенную литую, сварную или комбинированную башни. МТО и ведущие колеса располагались в корме, гусеницы охватывали корпус и вместе с индивидуальной пружинной подвеской опорных катков оставляли между верхней и нижней ветвью пространство для бортовых ниш, в которых укладывались боекомплект и ЗИП, что давало "Черчиллю" необычно большой внутренний объем. В бортах имелись эвакуационные люки экипажа. Трансмиссия включала новую четырехскоростную КП "Меррит-Браун", сблокированную с дифференциалами управления, "Черчилль" стал первым британским танком, оснащенным такой коробкой.
Танк "Черчилль" на сайте "Танки"
Вооружение модификации I включало 2-фунтовую (40-мм) пушку в башне и 76-мм гаубицу в лобовом листе корпуса. Однако уточнение тактических требований вызывало и изменение вооружения танка в ходе его производства. Как и в случае с британскими крейсерскими ганками, установка 6-фунтовой (57-мм) пушки в 1942 г. потребовала увеличить башню (модификация III). Опыт боев в пустыне в 1941-42 гг. уверил военных в том, что скорость и надежность намного важнее тяжелого бронирования, поэтому производство «Черчиллей» прекратили в 1943 г., когда появились крейсерские танки А27. Однако первое боевое применение «Черчилль» в 1-й Армии в ходе Тунисской кампании и успех их действий на холмистой местности отменили этот приговор танку. В 1943 г. «Черчилля» модернизировали и оснастили (модификация VIII) новой британской 75-мм пушкой.
Поскольку при разработке учитывались ограничения габаритов английских железных дорог, танк "Черчилль" 1942 г., первым среди британских получил 6-фунтовую (57-мм) пушку, установленную в новой сварной башне, заметно отличавшейся внешне. Первые машины III модификации, построенные до мая 1942 г., имели прежние кожухи воздухозаборников и открытый гусеничный обвод. Многие машины модификаций I и II довели до стандарта III установкой новой башни и пушки.
Танк "Черчилль" IV. "Черчилль" III с 6-фунтовой пушкой, но с литой башней с улучшенной бронезащитой. Построен в середине 1942 г. За исключением башни, модификации III и IV идентичны. Боекомплект включал 84 выстрела к пушке. Большинство машин вооружалось 6-фунтовой пушкой Мк 3, но часть машин первых выпусков имела пушку Мк 5, с большей длинной ствола и часто оснащавшуюся уравновешивающим дульным грузиком. Появление в пустыне американских средних танков МЗ и М4 показало необходимость вооружения британских танков 75-мм пушкой, способной вести огонь и осколочными, и бронебойными снарядами. Эти работы начались по собственной инициативе в бригадах 1-й Армии, имевшей танки «Черчилль», в Тунисе в январе 1943 г.
В результате 120 "Черчиллей" модификации IV оснастили
75-мм пушками от танков МЗ, использовав установки и маски от подбитых
танков "Шерман". Это были первые танки "Черчилль" (и вообще британские
танки) с пушкой такого калибра.
Опыт боев в пустыне привел к
предложению вооружить британские танки 75-мм пушкой, аналогичной орудиям
американских средних танков МЗ и М4, успешно действовавших в составе
8-й Армии. Британский вариант 75-мм пушки, допускавший использование
американских боеприпасов, разработали на фирме «Виккерс». 75-мм пушка
появилась только зимой 1943/44 гг, а тем временем специально под нее
была разработана модификация "Черчилль" VII.
В то же время с ноября 1943 выпущенные машины модификации IV доводились до стандарта VII с установкой командирской башенки, нового перископического прицела и 75-мм пушки. Переоборудованные машины, получившие обозначение VI, применялись в Северо-Западной Европе в 1944-45 гг.
«Черчилль» VII. Это значительно измененная модификация «Черчилля» с увеличенной толщиной брони, несущим бронекорпусом, новой сварно-литой башней с командирской башенкой, круглыми эвакуационными люками, усиленной подвеской, усовершенствованной КП, 75-мм пушкой и рядом других изменений. Танк обозначением А22Р использовался в ходе кампании в Европе в 1944—45 гг. и после войны. Боекомплект — 84 выстрела. В 1945 г. обозначение танка сменили на А42.
«Черчилль» VIII. «Черчилль» VII, но с 95-мм гаубицей.
«Черчилль» IX. Варианты «Черчилля» III или IV, доведенные до улучшенного стандарта установкой тяжелой сварно-литыми башней, как на модификации VII, но с 6-фунтовой пушкой и дополнительными накладными бронелистами на бортах и лобовой части корпуса.
«Черчилль» IX. Переделанные указанным выше способом модификации III или IV, но со старой башней.
«Черчилль» X. Модификация VI, переделанная подобно IX, но с 75-мм пушкой.
«Черчилль» XI. Модификация V с тяжелой башней (как на модификации VIII) и накладной броней.
«Черчилль Оук». Огнеметный танк, разработанный Управлением «нефтяной войны» в 1942 г., чтобы испытать огнеметный танк в боевых условиях в ходе высадки у Дьеппа. Выполнен на основе «Черчилль» II установкой огнемета системы «Ронсон». Бак с огнесмесью устанавливался в корме, трубопровод проложили вдоль левого борта к брандспойту, установленному между передними выступами гусеничного обвода. В ходе рейда на Дьепп использовались три машины, но все их подбили до начала боев. Дальность действия огнемета «Оук» — 40-50 ярдов.
«Черчилль Крокодайл». После испытаний прицепной цистерны для огнемета на танке «Валентайн» в 1942 г. Генштаб принял в качестве стандартной систему пневматического огнемета, использующего давление азота. Разработка закончилась в 1943 г., первый заказ составил 250 систем с бронированными прицепами-цистернами, а в качестве танка-носителя выбрали «Черчилль» IV. В октябре 1943 г. его заменили модификацией VII. Огнссмссь подавалась из прицепа через гибкий рукав, а брандспойт устанавливался вместо лобового пулемета. Последние партии танков модификации VII при необходимости могли быстро переделать в «Крокодайл».
В сентябре 1941 г. Генштаб просил Танковый комитет проработать возможность установки на крейсерских и пехотных танках орудия больших калибров с высокой начальной скоростью снаряда. Для удовлетворения этих требований вскоре разработали крейсерский танк «Челленджер» с 17-фунтовой пушкой. В отношении пехотных танков выработали требования к установке 76-мм зенитной пушки с ограниченным УГН на шасси «Черчилля». Эти орудия можно было устанавливать на танки в связи с заменой их в зенитной артиллерии на 90-мм пушки.
Всего к маю 1945 г. выпустили 800 комплектов системы
«Крокодайл», 250 предназначались для Дальнего Востока.Рейд на Дьепп
показал необходимость специальных бронированных машин, способных помочь
штурмующим частям. Настоятельно требовалась тяжелобронированная машина
для перевозки и установки штурмовых инженерных подрывных зарядов к
береговым укреплениям. Лейтенант Донован из Канадского Королевского
инженерного корпуса предложил использовать для этого существующие танки.
На эту роль планировали «Рэм» и «Шерман», но выбор пал на «Черчилль».
Надкалиберный 290-мм миномет, названный «Петард», для выстреливания на
дальность 80 ярдов 40-фунтовыми фугасными снарядами, испытали на танке
«Ковенэнтер» и модифицировали для установки в маске 6-фунтовой пушки на
танке «Черчилль» III или IV. К 6 июня 1944 г. переделали в АУКЕ 180
«Черчиллей», которыми к этому времени оснастили 1-ю штурмовую бригаду
79-й БТД. Впоследствии переделан и еще 574 машины. «Черчилль» АУКЕ
сыграл важную роль в кампании в Европе.
Несколько АУКЕ лишились
вооружения и обычного для них оборудования — такие машины использовались
для обучения. Также для АУКЕ выпускались волокуши для перевозки
имущества, специальные фашины, подрывные заряды. После войны АУКЕ
продолжали развиваться на шасси «Черчилль».
Тактико-технические характеристики МК IV "ЧЕРЧИЛЬ", модификация VIII
Боевая масса | 45 т |
Размеры: | |
длина | 7450 мм |
ширина | 3450 мм |
высота | 2150 мм |
Экипаж | 5 человек |
Вооружение | 1 х 75-мм пушка Мk V |
Боекомплект | 82 снаряда 6525 патронов |
Бронирование: | |
лоб корпуса | 152 мм |
лоб башни | 152 мм |
Тип двигателя | карбюраторный "Бедфорд" |
Максимальная мощность | 350 л.с. |
Максимальная скорость | 28 км/час |
Запас хода | 200 км |
Рекомендуем ознакомится с материалами на сайтах : ЧЕРЧИЛЬ
Infantry Tank, Churchill Mk. IV (A22C)
В Мой Мир
![WoSoft.ru - программы для всех](http://www.wosoft.ru/img/wosoft.gif)
![AlfaInternet.su - бесплатная регистрация сайтов в каталогах поисковиках реклама сайтов](http://alfainternet.su/source/ai-88x31-64.gif)
![МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов](http://stat24.meta.ua/img/counter/17.gif)
![WoWeb.ru - портал для веб-мастера](http://www.woweb.ru/img/woweb.gif)
![Add to iGoogle](http://buttons.googlesyndication.com/fusion/add.gif)
![Поделиться ссылкой в FaceBook](http://centavrus-opti.ru/wp-content/themes/Vch54ti/images/facebook.gif)