ВОЙНА ?! НЕТ !
Четверг, 25.04.2024, 09:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6270

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу


Тип 97, «2597», «Те-Ке»


Тип 97, «2597», «Те-Ке» — японский малый танк времён Второй мировой войны. По западной классификации относился к танкеткам. Был разработан для замены устаревшего малого танка Тип 94 и находился в производстве с 1937 по 1942 год. Оказался удачной конструкцией и активно использовался в Китае, Бирме, Малайе и на островах Тихого океана до самого конца войны.

В войсках «Те-Ке» применялся обычно для разведки, связи и задач охранения, но высокие для своего класса характеристики позволяли порой использовать его и для поддержки пехоты. Помимо этого, как и большинство танкеток, он использовался в роли бронированного тягача.

 изображение Те-Ке

Те-Ке
Боевая масса, т4,75
Компоновочная схемаотделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел.2
История
Количество выпущенных, шт.ок. 600
Размеры
Длина корпуса, мм3680
Ширина корпуса, мм1800
Высота, мм1770
Клиренс, мм340
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град.12
Борт корпуса (верх), мм/град.16
Лоб башни, мм/град.12
Борт башни, мм/град.12
Корма башни, мм/град.12
Вооружение
Калибр и марка пушки37-мм Тип 94
Длина ствола, калибров36,7
Боекомплект пушки66
Пулемёты1 × 7,7-мм Тип 97
Подвижность
Тип двигателя4-цилиндровый дизельный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.60
Скорость по шоссе, км/ч40
Запас хода по шоссе, км250
Тип подвескитип Хара
Преодолеваемый подъём, град.35°
Преодолеваемый ров, м1,6
Преодолеваемый брод, м0,8

История создания

Очевидная слабость вооружения малого танка Тип 94 заставила японцев искать возможности его усиления уже вскоре после начала серийного выпуска. В 1935 году был построен прототип с 37-мм пушкой, но рассчитанная на пулемёт башня оказалась слишком тесной, а орудие — слишком мощным для столь лёгкой машины. В сентябре 1937 года фирмой «Мицубиси» был построен первый прототип нового танка, сохранявший компоновку танка Тип 94 с передним расположением двигателя. Несмотря на то, что испытания показали значительное его превосходство над предшественниками, было решено отказаться от переднемоторной компоновки из-за того, что размещение командира и механика-водителя в разных отсеках мешало координации действий экипажа. К ноябрю того же года был готов второй прототип танка, с размещением двигателя в кормовой части танка, а механика-водителя и командира — в объединённом переднем отделении. Также, перемещение моторного отделения позволило изменить конструкцию двигателя, повысив его мощность с 60 до 65 л. с. По результатам испытаний обоих прототипов, лучшим был признан вариант классической компоновки, который и был принят на вооружение под обозначением Тип 97.

Серийно «Те-Ке» выпускался с 1937 по 1942 год; общий выпуск, по разным данным, составил от 593 до 616 машин, не считая конструкций на его базе, подавляющее большинство из которых было произведено в 1939—1940 годах.

Конструкция

Компоновка танка с задним расположением двигателя и передним — агрегатов трансмиссии. Отделение управления объединено с боевым. Экипаж состоял из двух человек — механика-водителя и командира, выполнявшего также функции наводчика-заряжающего. Радиостанция на танках отсутствовала.

Корпус танка собирался из катаных поверхностно закалённых броневых листов на каркасе из подкладных труб и уголков, при помощи болтов и заклёпок, в некоторых местах при помощи сварки. Сильно наклонённая верхняя лобовая деталь имела толщину 12 мм, а бортовые листы с меньшими углами наклона имели, что очень необычно для танков, бо́льшую толщину — 16 мм. С внутренней стороны корпуса крепился асбестовый подбой, частично защищавший экипаж от осколков и рикошетирующих пуль, а также предохранявший от ударов о броню. Какие-либо смотровые приборы отсутствовали, всё наблюдение за полем боя велось через смотровые щели, не закрытые бронестёклами. В корпусе и башне танка имелись бойницы для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся заслонками.

Основным вооружением танка являлась 37-мм пушка Тип 94, с клиновым затвором, аналогичная пушке лёгкого танка «Ха-Го» ранних выпусков. Её бронебойный снаряд массой 0,67 кг при начальной скорости 575 м/с на дистанции 300 м пробивал 35 мм брони при угле встречи 90°. Орудие устанавливалось в башне на вертикальных и горизонтальных цапфах, позволявших помимо вертикальной наводки осуществлять также ограниченную наводку в горизонтальной плоскости без поворота башни. Какие-либо механизмы наведения, как и на других ранних японских танках, отсутствовали, наводка осуществлялась качанием орудия при помощи специального плечевого упора. Боекомплект орудия составлял 66 бронебойных и осколочно-фугасных унитарных выстрелов. После модификации на «Те-Ке» ставился также 7,7-мм пулемёт Тип 97, спаренный с пушкой. Боекомплект пулемёта составлял 1750 патронов.

На танках «Те-Ке» устанавливались рядные 4-цилиндровые двухтактные дизели «Икегаи» воздушного охлаждения, мощностью 60 л. с. Трансмиссия танка состояла из главного редуктора, четырёхступенчатой коробки передач, карданного вала, бортовых фрикционов и одноступенчатых бортовых редукторов.

Ходовая часть выполнялась по схожей с Тип 94 поздних серий схеме, с четырьмя опорными катками и опущенным на землю ленивцем, но, в отличие от Тип 94, опорные катки были сдвоенными, а ленивец значительно увеличился в диаметре. Подвеска была выполнена по стандартной для японских танков конструкции Т. Хара — попарно подвешенные на балансирах опорные колёса при помощи системы рычагов соединялись с укрытыми в расположенных вдоль корпуса продольных трубах спиральными пружинами. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые с открытым шарниром, с шагом трака 76 мм и шириной 200 мм.

Машины на базе «Те-Ке»


Машина артиллерийских наблюдателей «Те-Ре»

В ходе японских довоенных экспериментов с радиоуправляемыми танками, на базе «Те-Ке» была построена машина для управления радиоуправляемыми танкетками «Нагаяма» на поле боя, но до серийного выпуска дело так и не дошло.

Тип 98, «Со-Да»

Поскольку использовать довольно совершенный «Те-Ке» в качестве бронированного тягача, как старые Тип 94, было нерационально, на его базе в 1938 году был создан бронетранспортёр, предназначенный для перевозки грузов или личного состава, а также для использования в роли бронированного тягача. Двигатель был перенесён в переднюю часть слегка удлинённого корпуса, в результате чего в открытом сверху корпусе «Со-Да» мог перевозить 4—6 человек десанта. Было построено около полусотни машин. На базе «Со-Да» выпускались также специализированные машины, такие как машина артиллерийских наблюдателей, кабелеукладчик, машина для запуска разведывательных аэростатов и импровизированная 37- или 47-мм противотанковая САУ, подобная по конструкции САУ «Со-То».

Боевое применение

Первое боевое применение «Те-Ке» состоялось уже в 1938 году, когда 4 машины из состава 3-го танкового полка приняли участие в боях на Халхин-Голе. «Те-Ке» участия в лобовых атаках на советские позиции не принимали, а использовались по назначению, вследствие чего остались в числе немногих уцелевших в тех боях японских танков.

С началом войны на Тихом океане, «Те-Ке», наряду со всё ещё многочисленными в войсках Тип 94, применялись почти везде, где вели бои японские войска. Малые танки обычно сводились в отдельные танковые роты и занимались ведением разведки, а также применялись как связные машины. Поэтому в боях они участвовали сравнительно редко, несмотря на то, что по своим параметрам лишь немногим уступали лёгким танкам «Ха-Го». Небольшие масса и размеры позволяли порой применять «Те-Ке» для поддержки пехоты там, где не могли пройти даже лёгкие «Ха-Го», например, во время наступления в Малайе в декабре 1941 — январе 1942 года.

После 1945 года большинство «Те-Ке», наряду с другой бронетехникой, захваченной советскими войсками при разгроме Квантунской армии, были переданы Народно-освободительной армии Китая, в которой они использовались до конца 1950-х годов.

Оценка машины

Конструкция

«Те-Ке» был довольно типичным продуктом японского танкостроения периода Второй мировой. Корпус машины был крайне ужат даже по японским меркам, что, хоть и позволило увеличить защищённость танка, значительно ухудшало условия работы экипажа. Например, для открытия люка механика-водителя приходилось отворачивать башню, потому как в противном случае люк блокировался стволом пушки. В случае пожара танка заклинивание башни могло стоить механику-водителю жизни. Из-за одноместной башни на командира ложились также обязанности по обслуживанию орудия, что отнюдь не облегчало выполнение его основных обязанностей. Ещё одним следствием крайне ужатой компоновки являлось также отсутствие какой-либо радиостанции даже на машинах позднего выпуска, что серьёзно снижало эффективность танка в разведывательно-связной роли. Помимо этого, бедой «Те-Ке», как и другой японской бронетехники, было отсутствие смотровых приборов, поскольку открытые смотровые щели создавали большой риск поражения экипажа свинцовыми брызгами или даже случайными пулями.

Недостатком «Те-Ке» раннего выпуска являлось и отсутствие пулемёта, но на более поздних машинах это было исправлено, причём пулемёт был размещён в спаренной с пушкой установке — очень необычное решение для японских танков, даже на поздних образцах которых сохранялась установка пулемёта в корме башни, несмотря на продемонстрированную на практике неудачность такого решения.

Оценка боевого применения

Во Второй мировой японцы сравнительно успешно использовали свои малые танки, собирая их в отдельные роты и отдельные взводы штабного резерва, предназначавшиеся для разведки, а в ходе войны и в качестве связных машин, из-за недостаточно налаженной в войсках системы связи. Также танк поступал в роты бронеавтомобилей в составе кавалерийских и пехотных частей. Помимо своих основных задач, сравнительно мощное вооружение (это был самый лёгкий серийный танк с 37-мм орудием в мире, другие танки схожей массы были вооружены лишь пулемётами, в лучшем случае — 20-мм пушками) в сочетании с неплохой для своего класса защитой и высокой проходимостью, позволяли порой довольно эффективно использовать «Те-Ке» для поддержки пехоты в местностях, недоступных для более тяжёлых машин.

Тем не менее, «Те-Ке» в боях оказывался слабее большинства танков противника, за исключением разве что английских танкеток; впрочем, некоторые из них, вооружённые 12,7-мм пулемётами, вполне могли пробить броню «Те-Ке» бронебойной пулей. Даже против лёгкого танка M3 «Стюарт» устаревшая 37-мм пушка была малоэффективна, тогда как бронирование «Те-Ке» способно было защитить его полностью только от пуль винтовочного калибра.

Аналоги

По массе «Те-Ке» занимал промежуточное положение между большинством танкеток и лёгкими танками. Наиболее близкими аналогами его можно считать британские лёгкие танки/танкетки Mk VI, советский лёгкий танк Т-40 и французский лёгкий AMR 33. Все они, обладая примерно одинаковым с «Те-Ке» противопульным бронированием, значительно уступали ему в вооружении, на Т-40 состоявшем из 12,7-мм пулемёта или 20-мм пушки, на Mk VI из 12,7-мм пулемёта, а на AMR 33 и вовсе из 7,5-мм пулемёта. Однако все они превосходили «Те-Ке» в подвижности, хотя это и не являлось серьёзным недостатком «Те-Ке» с учётом характера местности на тихоокеанском театре военных действий.












 WoSoft.ru - программы для всехAlfaInternet.su - бесплатная регистрация сайтов в каталогах поисковиках реклама сайтовМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовЯндекс.МетрикаWoWeb.ru - портал для веб-мастераSeo система рейтинга и статистики сайтов SeoSapAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz