Тип 97, «2597», «Те-Ке» — японский малый танк времён Второй мировой войны. По западной классификации относился к танкеткам. Был разработан для замены устаревшего малого танка Тип 94 и находился в производстве с 1937 по 1942 год. Оказался удачной конструкцией и активно использовался в Китае, Бирме, Малайе и на островах Тихого океана до самого конца войны.
В войсках «Те-Ке» применялся обычно для разведки, связи и задач
охранения, но высокие для своего класса характеристики позволяли порой
использовать его и для поддержки пехоты. Помимо этого, как и большинство
танкеток, он использовался в роли бронированного тягача.
Те-Ке
Те-Ке
Боевая масса, т
4,75
Компоновочная схема
отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел.
2
История
Количество выпущенных, шт.
ок. 600
Размеры
Длина корпуса, мм
3680
Ширина корпуса, мм
1800
Высота, мм
1770
Клиренс, мм
340
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град.
12
Борт корпуса (верх), мм/град.
16
Лоб башни, мм/град.
12
Борт башни, мм/град.
12
Корма башни, мм/град.
12
Вооружение
Калибр и марка пушки
37-мм Тип 94
Длина ствола, калибров
36,7
Боекомплект пушки
66
Пулемёты
1 × 7,7-мм Тип 97
Подвижность
Тип двигателя
4-цилиндровый дизельный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.
60
Скорость по шоссе, км/ч
40
Запас хода по шоссе, км
250
Тип подвески
тип Хара
Преодолеваемый подъём, град.
35°
Преодолеваемый ров, м
1,6
Преодолеваемый брод, м
0,8
История создания
Очевидная слабость вооружения малого танка Тип 94 заставила японцев искать возможности его усиления уже вскоре после начала серийного выпуска. В 1935 году был построен прототип с 37-мм пушкой, но рассчитанная на пулемёт башня оказалась слишком тесной, а орудие — слишком мощным для столь лёгкой машины. В сентябре 1937 года фирмой «Мицубиси»
был построен первый прототип нового танка, сохранявший компоновку танка
Тип 94 с передним расположением двигателя. Несмотря на то, что
испытания показали значительное его превосходство над предшественниками,
было решено отказаться от переднемоторной компоновки из-за того, что
размещение командира и механика-водителя в разных отсеках мешало
координации действий экипажа. К ноябрю того же года был готов второй
прототип танка, с размещением двигателя в кормовой части танка, а
механика-водителя и командира — в объединённом переднем отделении.
Также, перемещение моторного отделения позволило изменить конструкцию
двигателя, повысив его мощность с 60 до 65 л. с. По результатам
испытаний обоих прототипов, лучшим был признан вариант классической
компоновки, который и был принят на вооружение под обозначением Тип 97.
Серийно «Те-Ке» выпускался с 1937 по 1942 год; общий выпуск, по разным данным, составил от 593 до 616 машин, не считая конструкций на его базе, подавляющее большинство из которых было произведено в 1939—1940 годах.
Конструкция
Компоновка танка с задним расположением двигателя и передним — агрегатов трансмиссии. Отделение управления объединено с боевым. Экипаж состоял из двух человек — механика-водителя и командира, выполнявшего также функции наводчика-заряжающего. Радиостанция на танках отсутствовала.
Корпус танка собирался из катаных поверхностно закалённых броневых листов на каркасе из подкладных труб и уголков, при помощи болтов и заклёпок, в некоторых местах при помощи сварки.
Сильно наклонённая верхняя лобовая деталь имела толщину 12 мм, а
бортовые листы с меньшими углами наклона имели, что очень необычно для
танков, бо́льшую толщину — 16 мм. С внутренней стороны корпуса крепился
асбестовый подбой, частично защищавший экипаж от осколков и
рикошетирующих пуль, а также предохранявший от ударов о броню.
Какие-либо смотровые приборы отсутствовали, всё наблюдение за полем боя
велось через смотровые щели, не закрытые бронестёклами. В корпусе и
башне танка имелись бойницы для стрельбы из личного оружия,
закрывавшиеся заслонками.
Основным вооружением танка являлась 37-мм пушка Тип 94, с клиновым затвором, аналогичная пушке лёгкого танка «Ха-Го» ранних выпусков. Её бронебойный снаряд массой 0,67 кг при начальной скорости
575 м/с на дистанции 300 м пробивал 35 мм брони при угле встречи 90°.
Орудие устанавливалось в башне на вертикальных и горизонтальных цапфах,
позволявших помимо вертикальной наводки осуществлять также ограниченную
наводку в горизонтальной плоскости без поворота башни. Какие-либо
механизмы наведения, как и на других ранних японских танках,
отсутствовали, наводка осуществлялась качанием орудия при помощи
специального плечевого упора. Боекомплект орудия составлял 66
бронебойных и осколочно-фугасных унитарных выстрелов. После модификации на «Те-Ке» ставился также 7,7-мм пулемёт Тип 97, спаренный с пушкой. Боекомплект пулемёта составлял 1750 патронов.
На танках «Те-Ке» устанавливались рядные 4-цилиндровые двухтактные дизели «Икегаи» воздушного охлаждения, мощностью 60 л. с. Трансмиссия танка состояла из главного редуктора, четырёхступенчатой коробки передач, карданного вала, бортовых фрикционов и одноступенчатых бортовых редукторов.
Ходовая часть выполнялась по схожей с Тип 94
поздних серий схеме, с четырьмя опорными катками и опущенным на землю
ленивцем, но, в отличие от Тип 94, опорные катки были сдвоенными, а
ленивец значительно увеличился в диаметре. Подвеска была выполнена по
стандартной для японских танков конструкции Т. Хара —
попарно подвешенные на балансирах опорные колёса при помощи системы
рычагов соединялись с укрытыми в расположенных вдоль корпуса продольных
трубах спиральными пружинами. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые с открытым шарниром, с шагом трака 76 мм и шириной 200 мм.
Машины на базе «Те-Ке»
Машина артиллерийских наблюдателей «Те-Ре»
В ходе японских довоенных экспериментов с радиоуправляемыми танками,
на базе «Те-Ке» была построена машина для управления радиоуправляемыми
танкетками «Нагаяма» на поле боя, но до серийного выпуска дело так и не дошло.
Тип 98, «Со-Да»
Поскольку использовать довольно совершенный «Те-Ке» в качестве бронированного тягача, как старые Тип 94, было нерационально, на его базе в 1938 году был создан бронетранспортёр,
предназначенный для перевозки грузов или личного состава, а также для
использования в роли бронированного тягача. Двигатель был перенесён в
переднюю часть слегка удлинённого корпуса, в результате чего в открытом
сверху корпусе «Со-Да» мог перевозить 4—6 человек десанта.
Было построено около полусотни машин. На базе «Со-Да» выпускались также
специализированные машины, такие как машина артиллерийских
наблюдателей, кабелеукладчик, машина для запуска разведывательных
аэростатов и импровизированная 37- или 47-мм противотанковая САУ, подобная по конструкции САУ «Со-То».
Боевое применение
Первое боевое применение «Те-Ке» состоялось уже в 1938 году, когда 4 машины из состава 3-го танкового полка приняли участие в боях на Халхин-Голе.
«Те-Ке» участия в лобовых атаках на советские позиции не принимали, а
использовались по назначению, вследствие чего остались в числе немногих
уцелевших в тех боях японских танков.
С началом войны на Тихом океане, «Те-Ке», наряду со всё ещё многочисленными в войсках Тип 94, применялись почти везде, где вели бои японские войска. Малые танки
обычно сводились в отдельные танковые роты и занимались ведением
разведки, а также применялись как связные машины. Поэтому в боях они
участвовали сравнительно редко, несмотря на то, что по своим параметрам
лишь немногим уступали лёгким танкам «Ха-Го».
Небольшие масса и размеры позволяли порой применять «Те-Ке» для
поддержки пехоты там, где не могли пройти даже лёгкие «Ха-Го», например,
во время наступления в Малайе в декабре 1941 — январе 1942 года.
После 1945 года большинство «Те-Ке», наряду с другой бронетехникой, захваченной советскими войсками при разгроме Квантунской армии, были переданы Народно-освободительной армии Китая, в которой они использовались до конца 1950-х годов.
Оценка машины
Конструкция
«Те-Ке» был довольно типичным продуктом японского танкостроения
периода Второй мировой. Корпус машины был крайне ужат даже по японским
меркам, что, хоть и позволило увеличить защищённость танка, значительно
ухудшало условия работы экипажа. Например, для открытия люка
механика-водителя приходилось отворачивать башню, потому как в противном
случае люк блокировался стволом пушки. В случае пожара танка
заклинивание башни могло стоить механику-водителю жизни. Из-за
одноместной башни на командира ложились также обязанности по
обслуживанию орудия, что отнюдь не облегчало выполнение его основных
обязанностей. Ещё одним следствием крайне ужатой компоновки являлось
также отсутствие какой-либо радиостанции
даже на машинах позднего выпуска, что серьёзно снижало эффективность
танка в разведывательно-связной роли. Помимо этого, бедой «Те-Ке», как и
другой японской бронетехники, было отсутствие смотровых приборов,
поскольку открытые смотровые щели создавали большой риск поражения
экипажа свинцовыми брызгами или даже случайными пулями.
Недостатком «Те-Ке» раннего выпуска являлось и отсутствие пулемёта,
но на более поздних машинах это было исправлено, причём пулемёт был
размещён в спаренной с пушкой установке — очень необычное решение для
японских танков, даже на поздних образцах которых сохранялась установка
пулемёта в корме башни, несмотря на продемонстрированную на практике
неудачность такого решения.
Оценка боевого применения
Во Второй мировой японцы сравнительно успешно использовали свои малые танки, собирая их в отдельные роты и отдельные взводы
штабного резерва, предназначавшиеся для разведки, а в ходе войны и в
качестве связных машин, из-за недостаточно налаженной в войсках системы
связи. Также танк поступал в роты бронеавтомобилей в составе
кавалерийских и пехотных частей.
Помимо своих основных задач, сравнительно мощное вооружение (это был
самый лёгкий серийный танк с 37-мм орудием в мире, другие танки схожей
массы были вооружены лишь пулемётами, в лучшем случае — 20-мм пушками) в
сочетании с неплохой для своего класса защитой и высокой проходимостью,
позволяли порой довольно эффективно использовать «Те-Ке» для поддержки
пехоты в местностях, недоступных для более тяжёлых машин.
Тем не менее, «Те-Ке» в боях оказывался слабее большинства танков
противника, за исключением разве что английских танкеток; впрочем,
некоторые из них, вооружённые 12,7-мм пулемётами, вполне могли пробить
броню «Те-Ке» бронебойной пулей. Даже против лёгкого танка M3 «Стюарт»
устаревшая 37-мм пушка была малоэффективна, тогда как бронирование
«Те-Ке» способно было защитить его полностью только от пуль винтовочного
калибра.
Аналоги
По массе «Те-Ке» занимал промежуточное положение между большинством
танкеток и лёгкими танками. Наиболее близкими аналогами его можно
считать британские лёгкие танки/танкетки Mk VI, советский лёгкий танк Т-40 и французский лёгкий AMR 33.
Все они, обладая примерно одинаковым с «Те-Ке» противопульным
бронированием, значительно уступали ему в вооружении, на Т-40 состоявшем
из 12,7-мм пулемёта или 20-мм пушки, на Mk VI из 12,7-мм пулемёта, а на
AMR 33 и вовсе из 7,5-мм пулемёта. Однако все они превосходили «Те-Ке» в
подвижности, хотя это и не являлось серьёзным недостатком «Те-Ке» с
учётом характера местности на тихоокеанском театре военных действий.