В 1914 году под руководством инженера
Пороховщикова А. А. разработана, а в 1915 г. в г. Риге
построена бронированная колесно-гусеничная
машина, названная "Вездеходом". Масса машины
была 3,5-4 т, экипаж - 1 человек, пулеметное
вооружение, противопульное бронирование.
Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная
трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный
движитель (одна гусеница и два управляемых
колеса) обеспечивали максимальную скорость 25
км/ч. Первые опытные образцы английских танков
появились только в сентябре 1915 г., а французские-в
1916 году. И английские, и французские танки
уступали "вездеходу".
В 1915-1916 годах талантливым
ннженером-изобретателем Менделеевым В. Д. (сыном
известного ученого Менделеева Д. И.) был детально
разработан проект сверхтяжелого танка массой в
170 т, экипаж 8 человек, 120-мм пушка и пулемет,
установленный во вращающейся башне,
противоснарядное бронирование 100-150 мм,
максимальная скорость движения 24 км/ч,
пневматическая подвеска, предусмотрена
возможность движения по рельсам железной дороги.
Рисунок - Проект
сверхтяжелого танка инженера В.Д.Менделеева
Летом 1917 г., недалеко от г. Дмитрова, под
руководством инженера Лебеденко Н. Н. был
построен колесный танк, массой в 40 т. В его
создании принимали участие известные русские
ученые Жуковский Н. Е. и Стечкин Б. С. Повышенную
проходимость танка пытались обеспечить
применением колес диаметром 9 м. Заднее колесо
меньшего диаметра - для управления. Из-за
технического несовершенства разработка танка
была прекращена построенный образец в 1923 г. был
разобран.
Рисунок - Тяжелый колесный
танк Лебеденко
Несмотря на наличие подробно разработанных
проектов и опытных образцов, представленных на
много раньше, чем за границей, царская армия в
годы первой мировой войны танков не имела. Это
объясняется реакционностью прогнившего царизма,
низким уровнем промышленного развития
дореволюционной России, засильем иностранного
капитала, продажностью и безразличием царских
чиновников к судьбе Родины. Не удивительно, что
массовое производство танков и их применение на
полях сражений в годы первой мировой войны было
осуществлено не в русской, а в английской, а затем
и во французской армиях.
Впервые танки были применены английской армией
на западном фронте в сентябре 1916 г. в операции на
реке Сомме (49 танков). Применение танков
готовилось в строгой секретности. Они
переправлялись на материк, будучи
замаскированными под большие резервуары;
емкости, по-английски tank. Отсюда и пошло их
название.