ВОЙНА ?! НЕТ !
Понедельник, 13.05.2024, 06:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6272

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Вооружение
Основным вооружением M24 являлась нарезная полуавтоматическая 75-мм танковая пушка M6. По баллистике она была идентична пушкам M2 и M3, стоявшим на средних танках M3 и M4, но отличалась облегчённой конструкцией, в частности, более тонкими стенками ствола, что приводило к его повышенному нагреву при интенсивной стрельбе и пониженной живучести[12]. Длина ствола орудия — 37,5 калибров / 2813 мм, начальная скорость бронебойного снаряда — 619 м/с. Вес орудия в сборе — 186 кг.
Пушка размещалась в спаренной с пулемётом установке M64. Горизонтальное наведение осуществлялось поворотом башни, вертикальное — приводимым вручную винтовым механизмом, углы возвышения орудия −10…+15°. Для наведения на цель применялись телескопические прицелы M71G и M38A2 и перископический прицел M4A1. Для стрельбы с закрытых позиций орудие оборудовалось боковым уровнем M21 и прицельными квадрантами M1 и M9. Также орудие было оснащено стабилизатором в вертикальной плоскости.
Боекомплект орудия составлял 48 унитарных выстрелов, размещавшихся в ящиках на полу боевого отделения, укладка выстрелов — «мокрая», с заливкой ящиков водой, смешанной с антифризом. По применяемым боеприпасам M6 была унифицирована с M3, в боекомплект орудия входили калиберные бронебойные, осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Для M6 был также разработан подкалиберный бронебойный снаряд T45, обладавший значительно большей бронепробиваемостью, но в серийное производство он так и не поступил.
Вспомогательное вооружение M24 состояло из двух 7,62-мм пулемётов M1919A4 и одного 12,7-мм пулемёта M2HB. Один из M1919A4 был спарен с пушкой, а другой размещался в шаровой установке в лобовой части корпуса. M2HB располагался на турельной установке на крыше башни и предназначался прежде всего для стрельбы по воздушным целям. Боекомплект пулемётов составлял 3750 7,62-мм и 440 12,7-мм патронов. Кроме этого, танки оборудовались 50,8-мм казнозарядным дымовым миномётом M3, установленным в маске орудия, его боекомплект составлял 14 мин.
Для самообороны экипажа танк оснащался четырьмя 11,43-мм пистолетами-пулемётами M3 и 24 магазинами по 30 патронов к ним.
Средства наблюдения и связи
Для наблюдения за полем боя командир танка, водитель и помощник водителя имели по перископу M6, командир также мог вести наблюдение через окошки командирской башенки.
Для внешней связи все M24 оборудовались радиостанцией, размещавшейся в кормовой нише башни, на линейных машинах — модели SCR 508, SCR 528 или SCR 538. Все они имели только голосовой режим связи, на дальность до 15 км. На командирских танках устанавливалась более мощная радиостанция SCR 506, размещавшаяся в лобовой части корпуса, у рабочего места помощника водителя, становившегося в этом случае радистом. SCR 506 имела дальность связи до 80 км в голосовом и 120—160 км в телеграфном режиме. Для внутренней связи служило танковое переговорное устройство на всех пятерых членов экипажа, объединённое с радиостанцией.
Двигатель и трансмиссия
Двигательная установка M24 использовала ту же систему, что и у танка M5, и состояла из двух спаренных V-образных 8-цилиндровых четырёхтактных карбюраторных автомобильных двигателей жидкостного охлаждения «Кадиллак» Series 44T24. Рабочий объём каждого двигателя — 2,32 л, максимальная развиваемая мощность — 148 л. с. при 3200 об/мин. Реальная мощность, развиваемая спаренной установкой, составляла 220 л. с. при 3400 об/мин.
В состав трансмиссии M24 входили:
две установленные на двигателях гидромуфты;
две автоматические четырёхскоростные коробки передач;
два карданных вала;
механический трёхскоростной (две передачи + задний ход) синхронизированный редуктор, соединявший потоки мощности от обоих двигателей;
двухступенчатый дифференциал;
однорядные бортовые передачи с двухдисковыми фрикционами сухого трения.
Органы управления танком — дублированные, управлять машиной мог как механик-водитель, так и помощник водителя.
Ходовая часть
Ходовая часть M24 состояла, с каждого борта, из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 648 мм, трёх необрезиненных поддерживающих катков, ленивца и расположенного спереди ведущего колеса. Подвеска опорных катков, скопированная с САУ M18 — индивидуальная, торсионная, 1, 2, 4 и 5-й катки оборудованы также амортизаторами.
Гусеницы — стальные, обрезиненные, одногребневые, цевочного зацепления, каждая из 75 траков с шагом в 140 мм. На M24 применялись два типа гусениц: T72 и T72E1, шириной 406 мм, и T85, шириной 419 мм. На гусеницы модели T72E1 могли также устанавливаться дополнительные стальные пластины, увеличивавшие её ширину до 711 мм.

Машины на базе M24

Файл:Multiple 105mm T19 recoilless rifles on M24 Chaffee Chassis.JPG 
Установка 105-мм безоткатных орудий на шасси M24
Лёгкое боевое соединение
Одновременно с разработкой M24 была начата программа, получившая название «Лёгкое боевое соединение» (англ. Light Combat Team), целью которой являлась разработка семейства САУ на его базе. Широкая унификация машин этого семейства с базовым танком и между собой облегчала бы производство и значительно упрощала вопросы ремонта и снабжения частей, вооружённых ими. Всего в рамках этой программы были разработаны шесть машин: M19, M37, M41, T77, T38 и опытная автоматическая 75-мм зенитная самоходная установка, не получившая официального обозначения. Однако в серийное производство до окончания Второй мировой войны поступили только первые три из них, и их выпуск ограничился малыми сериями, поскольку был прекращён с её окончанием. Три других же САУ не вышли за стадию опытных образцов.

Серийные

M19

ЗСУ M19. Корея, лето 1950 года
Спаренная 40-мм самоходная пушка M19 (англ. Twin 40mm Gun Motor Carriage M19) стала наиболее массовой САУ на шасси M24. Первоначально эта зенитная самоходная установка создавалась с 1942 года на удлинённом шасси танка M5, но с 25 мая 1943 года была переведена на шасси M24. 14 июня 1944 года она была принята на вооружение и к апрелю 1945 года поступила в серийное производство, но с окончанием Второй мировой войны оно было прекращено после выпуска, по разным данным, от 285 до 300 единиц M19. Хотя эта ЗСУ появилась слишком поздно, чтобы принять участие во Второй мировой войне, она активно использовалась впоследствии в Корейской войне.
M37
105-мм самоходная гаубица M37 (англ. 105mm Howitzer Motor Carriage M37) была создана на шасси M24 в 1943—1944 годах. M37 использовала ту же компоновку, что и САУ M7, с расположением боевого отделения в передней части машины, и рассматривалась в качестве возможной её замены. M37 была принята на вооружение в январе 1945 года, однако с окончанием Второй мировой войны её производство было прекращено после выпуска 150 единиц. Появившись слишком поздно, эта САУ не успела принять участие во Второй мировой войне, но применялась в Корейской войне.
M37
105-мм самоходная гаубица M37 (англ. 105mm Howitzer Motor Carriage M37) была создана на шасси M24 в 1943—1944 годах. M37 использовала ту же компоновку, что и САУ M7, с расположением боевого отделения в передней части машины, и рассматривалась в качестве возможной её замены. M37 была принята на вооружение в январе 1945 года, однако с окончанием Второй мировой войны её производство было прекращено после выпуска 150 единиц. Появившись слишком поздно, эта САУ не успела принять участие во Второй мировой войне, но применялась в Корейской войне.
M41
155-мм самоходная гаубица M41 (англ. 155mm Howitzer Motor Carriage M41) была первоначально создана в 1942—1943 годах на удлинённом шасси танка M5, но летом 1943 года была переведена на более современное шасси M24. Первый прототип этой САУ был закончен в декабре 1944 года и 28 июня 1945 года M41 была принята на вооружение. Из-за последовавшего вскоре окончания Второй мировой войны её выпуск ограничился 85 экземплярами и принять участие в боевых действиях она так и не успела. В послевоенный период M41 активно использовалась в Корейской войне.
Прототипы и проекты
Файл:Multiple .50 caliber Gun Motor Carriage T77.JPG 
ЗСУ T77
T77
Многоствольный самоходный пулемёт калибра .50 T77 (англ. Multiple Caliber .50 Gun Motor Carriage T77) — опытная зенитная самоходная установка, созданная в 1943—1945 годах на шасси M24. Вооружение T77 состояло из шести 12,7-мм пулемётов M2HB, установленных в новой вращающейся башне с 13-мм бронированием. В апреле 1944 года был выдан заказ на постройку двух прототипов. Первый из них был закончен в июле 1945 года и передан Абердинскому полигону на испытания. Второй прототип, получивший обозначение T77E1, отличался улучшенной системой управления огнём. В связи с окончанием войны на вооружение ни один из этих вариантов принят не был, а выпущенные прототипы впоследствии продолжительное время использовались для испытания новых орудийных систем.
T78
90-мм самоходная пушка T78 (англ. 90mm Gun Motor Carriage T78) — предложенный к созданию в июле 1943 года проект противотанковой САУ на шасси M24, вооружённой 90-мм пушкой в аналогичной САУ M36 установке. Поскольку M24 к тому времени ещё не дошёл даже до стадии прототипа, проектирование T78 в августе того же года было прекращено до получения удовлетворительных результатов с M24. Тем не менее, несмотря на запуск последнего в серийное производство, работы по T78 возобновлены так и не были.
T38
Файл:4.2 inch Mortar Carrier T38.JPG 
Самоходный миномёт T38
4,2-дюймовый самоходный миномёт T38 (англ. 4.2 inch Mortar Carrier T38) был создан в экспериментальном порядке в 1945—1948 годах. Первоначально планировалось использовать для него шасси тягача T13 или T16, но в итоге для постройки прототипа было выбрано шасси САУ M37. Гаубица с неё была демонтирована, а её амбразура заварена броневым щитком. В корпусе САУ был установлен 107-мм нарезной миномёт — M2 4.2 inch mortar. В декабре 1948 года прототип был закончен и поступил на испытания. На вооружение T38 принят так и не был, поскольку к тому времени он предназначался уже только для определения потенциальных возможностей машины такого типа.
Установки безоткатных орудий
В 1945—1946 годах проводились эксперименты по созданию на шасси M24 САУ, вооружённой несколькими безоткатными орудиями. Для установки батареи из четырёх 75-мм безоткатных орудий T21 в 1945 году был переоборудован один образец САУ M19. Его испытания прошли успешно, и в апреле 1946 года он был переоснащён новыми 105-мм безоткатными орудиями T19. Несмотря на это, работы по нему были прекращены, так как после окончания Второй мировой войны интерес армии к созданию новых образцов вооружения резко сократился.
75-мм ЗСУ
В 1945 году один экземпляр ЗСУ M19 был переоборудован для установки экспериментальной автоматической 75-мм зенитной пушки T22, использовавшей снаряды с радиовзрывателем. Тестирование орудия продолжалось с февраля 1946 по июнь 1948 года и выявило многочисленные проблемы с устойчивостью и надёжностью установки, в связи с чем дальнейшие работы по ней были прекращены.
T6E1
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина T6E1 (англ. Tank Recovery Vehicle T6E1) была разработана на шасси M24 в 1943—1944 годах. С танка снималась башня и заменялась неподвижной рубкой, а за счёт сократившегося веса устанавливались подъёмный кран, лебёдка и другое необходимое БРЭМ оборудование. Первый прототип T6E1 был закончен 5 сентября 1944 года. Все работы по этому проекту были прекращены с окончанием Второй мировой войны.
T22E1 и T23E1
Файл:75mm gun T22 on M24 Chaffee сhassis.JPG 
75-мм автоматическая пушка T22 на шасси M24
Подвозчики боеприпасов T22E1 и T23E1 (англ. Cargo Carrier T22E1, Cargo Carrier T23E1) были созданы первоначально на удлинённом шасси танка M5 и предназначались для подвозки, соответственно, 114-мм или 155-мм и 40-мм выстрелов. Позднее, как и другие признанные перспективными машины специального назначения, они были переведены на шасси M24, но с окончанием Второй мировой войны работы по ним были прекращены.

Послевоенные программы модернизации M24

Франция
Франция обладала самым большим после США парком M24, и уже в 1956 году предприняла первую попытку модернизировать начинавший устаревать к тому времени танк. Наиболее слабым его местом являлась 75-мм пушка, к тому времени неспособная сколько-нибудь эффективно бороться даже со средними танками. В опытном порядке на один M24 была установлена башня французского лёгкого танка AMX-13 с 75-мм пушкой с длиной ствола в 70 калибров. Такая гибридная машина получилась не слишком удачной, и дальнейшие работы в этом направлении были прекращены.
Парадоксально, но более успешной стала обратная конверсия, заключавшаяся в установке башни M24 на шасси AMX-13. Её появление было вызвано тем, что длинноствольная пушка AMX-13, обладая высокими противотанковыми свойствами, отличалась сравнительно слабым действием осколочно-фугасного снаряда (что является общей проблемой пушек с высокой баллистикой), тогда как аналогичный снаряд пушки M24 был гораздо более эффективен. Французские войска, воевавшие в то время в Алжире, не испытывали необходимости в борьбе с современной бронетехникой и предпочли более эффективную против небронированных целей пушку M24[27]. Первый прототип AMX-13 с башней M24 был закончен в мае 1959 года, и в марте 1960 года был выдан заказ на производство 150 таких машин, получивших название «AMX-13-Чаффи» (фр. AMX-13 Chaffee). Впоследствии эти машины, со снятым вооружением, использовались в роли учебных.
В 1967 году было выдвинуто предложение о перевооружении M24 низкоимпульсной 90-мм пушкой D/925, но работы в этой области не продвинулись дальше создания прототипа, хотя само орудие было впоследствии использовано Норвегией при реализации собственной программы модернизации.
Норвегия
Наиболее обширная программа модернизации M24 была осуществлена в Норвегии. К концу 1960-х годов стоявшие на вооружении норвежской армии M24, несмотря на свою надёжность, уже не соответствовали современным требованиям, в связи с чем было принято решение о кардинальной модернизации всего парка норвежских танков этого типа. Заказ на переоборудование одного прототипа был выдан фирме Thune-Eureka A/S. Спаренная силовая установка M24 была заменена V-образным 6-цилиндровым дизельным двигателем Allison MT 650 мощностью 250 л. с., была также изменена система охлаждения двигателя и установлена новая трансмиссия. Устаревшая 75-мм пушка была заменена низкоимпульсной 90-мм французской D/925. Другие изменения включали в себя установку лазерного дальномера, пассивных приборов ночного видения, усовершенствованных систем пожаротушения, дымовых гранатомётов, более эффективных систем отопления, необходимых в условиях норвежского климата, ликвидацию курсового пулемёта и замену спаренного на 12,7-мм M2HB, а также ряд других, более мелких изменений.
Первый модернизированный прототип был передан на испытания в январе 1973 года и по их результатам был принят на вооружение норвежской армии под обозначением NM-116. Всего с января 1975 по октябрь 1976 года по этому стандарту были модернизированы 54 M24, не считая прототипа. Ещё восемь M24 были переделаны в БРЭМ для их поддержки. NM-116 оставались на вооружении Норвегии до начала 1990-х годов.
Тайвань и Греция
В начале 1980-х годов, после успешной модернизации норвежских M24 фирмой Thune-Eureka A/S, американская фирма NAPCO приобрела лицензию на производство комплектов для аналогичной модернизации M24, рассчитывая продать их на мировом рынке странам, где он ещё оставался на вооружении. Из-за общей устарелости базовой машины заинтересованность проявили лишь две страны — Греция и Тайвань. Тайвань ограничился приобретением комплектов для замены двигательной установки, тогда как в греческой армии, после демонстрации им модернизированного образца, предприняли попытку аналогичной конверсии своими силами. Для замены были использованы двигатели, оставшиеся после модернизации Грецией своего парка БТР M113, но установка их на M24 оказалась неудачной, и вскоре все машины этого типа были сняты с вооружения греческой армии. Часть из них была впоследствии превращена в неподвижные огневые точки береговой обороны.
Уругвай
В 1980-е годы решение о модернизации M24 было принято и в Уругвае. Модернизация включала в себя замену устаревшего орудия на бельгийскую 90-мм низкоимпульсную пушку фирмы Cockerill и спаренной двигательной установки на дизельную, фирмы Scania AB. Модернизированные таким образом M24, по состоянию на начало 2007 года, всё ещё оставались на вооружении уругвайской армии.
Файл:Американский лёгкий танк M24 (Chaffee).JPG
M24 «Chaffee» в Бронетанковом музее в Кубинке

Эксплуатация и боевое применение

Вторая мировая война

Войска США


M24 с пехотой на броне, двигающийся в направлении Зальцбурга, май 1945
Сзади, по бокам от звезды заметны крепления для пантонов, указывающие, что танк выпущен после ноября 1944, когда была введена соответсвующая модификация.
Хотя армейским командованием планировалось отправить в Европу новые лёгкие танки уже к августу 1944 года, на практике, из-за технических сложностей, первые M24 прибыли на Европейский театр военных действий только к началу декабря. Первым подразделением, перешедшим с безнадёжно устаревших M5 на новую технику, должен был стать 744-й лёгкий танковый батальон, которому 8 декабря были отправлены первые 20 прибывших в Европу танков. Однако ещё до прибытия танков в эту часть две из числа отправленных машин оказались в 740-м танковом батальоне. По разным данным, произошло это в результате ошибки снабжения или же представители 740-го батальона попросту реквизировали эти две машины, на что они имели право ввиду особых обстоятельств. Эти два танка и стали первыми M24, применёнными в боевых условиях 20 декабря 1944 года, поблизости от Ремушама.



 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераSeo система рейтинга и статистики сайтов SeoSapAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz