ЛЕГКИЙКОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ
ТАНКБТ-5
Во время производства и эксплуатации в войсках танка БТ-2 выявилось немало недоработок, что свойственно каждой новой машине. Поэтому с целью повышения боевой эффективности, улучшения эксплуатационных характеристик в его конструкцию были внесены следующие изменения: установлен советский двигатель М-5, усилена ходовая часть, увеличены размеры башни, у которой появилась кормовая ниша. В кормовой нише командирских танков БТ-5РТ устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-З. В линейных танках она использовалась для размещения боезапаса. В башне вместо 37-мм пушки была установлена пушка калибром 45 мм и спаренный с ней пулемет ДТ. Танк имел перископический и телескопический прицелы. По причине с имевшими место случаями возгорания двигателя в силовом отделении было установлено противопожарное оборудование. Танк был принят на вооружение в 1933 году. Его производство продолжалось до 1934 года, всего было выпущено 1884 танка этого типа.
При разработке БТ-2 использопание 37-мм орудия рассматривалось, как временная мера. В окончательном варианте танк должен был нести 45-мм пушку. Но, несмотря на все усилия разместить такое орудие в стандартной башне, БТ-2 не удалось. К тому же у машины имелись серьезные недостатки как конструктивного, так и технологического плана. Например, танк оказался довольно трудоемким для производства. Параллельно с выпуском серийного БТ-2 на ХПЗ работали над дальнейшим совершенствованием машины. Новая модель получила наименование БТ-5
Был утвержден проект танка, отличавшегося от БТ-2 в первую очередь башней с установленным вооружением. Двигатель "Либерти", получаемый из США, был заменен на отечественный 12-цилиндровый М-5 мощностью 400 л.с., который представлял собой отработавший летный ресурс авиационный мотор, выпуск которого, был прекращен еще в 1930 г. Однако, из-за недостаточной надежности и ограниченного количества поступающих в ремонт двигателей М-5, ХПЗ получил задание проработать возможность установки на танк БТ-5 авиационного двигателя М-17, выпускавшегося в СССР по лицензии немецкой фирмы БМВ и находящегося на тот момент в серийном производстве. На протяжении всего 1934 г. велись опытные работы и последние выпущенные БТ-5 получили новый мотор - М-17.
На танке установили топливные и масляные баки увеличенной емкости, улучшили конструкцию ряда агрегатов, усилили ходовую часть.
К
выпуску БТ-5 завод приступил в марте 1933 г. Первые 50 танков должны
были участвовать в Первомайском параде на Красной площади, поэтому к их
изготовлению были привлечены лучшие силы завода, и выпуск шел под
строжайшим контролем.
БТ-5 был вооружен 45-мм танковой пушкой 20К
образца 1932 г. и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом ДТ. Пушка была
создана в 1932 году в КБ Московского орудийного завода № 8 им Калинина
на базе 45-мм противотанковой пушки 19К и в том же году после успешных
испытаний принята к серийному производству.
На первых 230 машинах спаренная установка была размещена в цилиндрической башне увеличенных размеров конструкции Мариупольского завода.
Для уравновешивания спаренной установки в кормовой части башни снаружи устанавливался снарядный ящик.
В дальнейшем на БТ-5 устанавливалась новая эллиптическая башня выпуска того же Мариупольского завода, которая была специально разработана под установку 45-мм пушки на машиностроительном заводе имени Ворошилова и предназначалась для установки на танк Т-26.
Бронирование танка осталось на уровне БТ-2. В отличие от своего предшественника БТ-5 оборудовался радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 "Шакал" устанавливалась только на танки с эллиптической башней на каждую пятую и шестнадцатую машину. Радийные БТ-5 (всего 263 танка) внешне отличались от линейных танков наличием поручневой антенны, расположенной по периметру башни.
Внутреннее устройство танка БТ-5
Впоследствии эти антенны сыграли негативную роль. Оснащенные радиостанциями танки чаще всего являлись машинами, командиров подразделений, а антенна, хорошо видна издали, являлась своего рода мишенью. Выпуск БТ-5 был прекращен в конце 1934 г., по причине перехода на выпуск танка БТ-7. Танки БТ-5 поступали на вооружение механизированных соединений. Часть танков была передана для учебных заведений, где к лету 1941 г. числилось 324 машины.
Боковые проекции БТ - 5 с прикрученой антенной
Танки БТ. Тактико-технические характеристики
БТ-2 с установкой ДА-2 | БТ-2 (пушечно- пулеметный) | БТ-5 (1933 г.) | БТ-5 (1934 г.) | |
Боевая масса, т | 10.2 | 11 | 11.6 | 11,9 |
Экипаж, чел. | 2 | 3 | 3 | 3 |
Длина корпуса, мм | 5500 | 5500 | 5800 | 5800 |
Ширина, мм | 2230 | 2230 | 2230 | 2230 |
Высота, мм | 2160 | 2160 | 2250 | 2250 |
Клиренс, мм | 350 | 350 | 350 | 350 |
Вооружение | ||||
Пушка | 37-мм Б-3 | 45-мм 20к | 45-мм 20к | |
Пулемет | 2x7,62 ДТ | 7,62 ДТ | 7,62ДТ | 7.62 ДТ |
Боекомплект (с рацией/без рации): | ||||
снарядов | 92 | 105 | 72/115 | |
патронов | 2520 | 2709 | 2700 | 2709 |
Бронирование, мм: | ||||
лоб корпуса | 13 | 13 | 13 | 13 |
борт корпуса | 13 | 13 | 13 | 13 |
корма | 13 | 13 | 13 | 1З |
лоб башни | 13 | 13 | 17 | 15 |
борт башни | 13 | 13 | 17 | 15 |
корма башни | 13 | 13 | 17 | 15 |
крыша башни | 10 | 10 | 10 | 10 |
Двигатель | «Либерти» | «Либерти» | М-5 | М-5 |
Мощность, л.с. | 400 | 400 | 365 | 365 |
Макс. скорость по шоссе, на гусеницах/ колесах, км/ч | 52/72 | 52/72 | 53/72 | 53/72 |
Запас хода по шоссе на гусеницах/ колесах, км | 160/200 | 160/200 | 150/200 | 150/200 |
Эксплуатация войсками продемонстрировала более высокую по сравнению с БТ-2 надежность новых танков. Так для демонстрации возможностей пять танков БТ-5 совершили пробег на колесах по маршруту Харьков - Москва протяженностью 795 км без поломок. Также без поломок и происшествий прошел показательный пробег в условиях зимнего Забайкалья при 50-градусном морозе.
До начала Второй мировой войны танки БТ-5 успели повоевать в Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг. (именно там впервые грозно заявил о себе основной противник легкобронированных машин - малокалиберные скорострельные противотанковые пушки), летом 1938 г. у озера Хасан и на следующий год на реке Халхин-Гол. Во всех этих боях танки зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и слабость броневой защиты. В сентябре 1939 г. БТ-5 приняли активное участие в "освободительном походе" в Западную Белоруссию и Западную Украину. Действуя совместно с кавалерийскими подразделениями благодаря своим скоростным данным, танки совершили молниеносные марши фактически без потерь. Боевые потери при таких действиях составили считанные единицы.
Широко БТ применялись в советско-финской войне
1939-1940 гг. Они использовались для прорыва оборонительных рубежей и
для действий в глубине обороны финских войск. Потери от боевых
повреждений и от технических неисправностей распределились фактически
поровну. Большинство танков удалось восстановить после окончания боевых
действий. После участия в сражениях к июню 1941 г. в Красной армии
осталось 1688 танков БТ-5, из них 1261 боеспособны. В четырех западных
приграничных округах - 632 исправные машины.
С первых же дней войны
механизированные соединения, на вооружении которых находились и БТ-5,
вступили в бои с частями вермахта. Они использовались в основном для
нанесения контрударов по наступающим группировкам противника и несли при
этом тяжелые потери, обусловленные разбросанностью соединений,
неустойчивостью управления, неорганизованностью
ремонтно-восстановительной службы и общей неразберихой начала войны.
За первые месяцы войны большинство участвовавших в ожесточенных боевых действиях танков БТ-5 были безвозвратно потеряны. Применялись они и в битве за Москву осенью-зимой 1941 г, и неудачном наступлении под Харьковом, и в обороне Кавказа и Сталинграда в следующем 1942 г., состава частей Ленинградского фронта, танки БТ-5 использовались еще при окончательном освобождении Ленинграда от блокады в январе 1944 г. Всю войну танки БТ несли службу на Дальнем Востоке, где им пришлось поучаствовать в последних боях Второй мировой войны - разгроме Квантунской армии Японии.
В Мой Мир