История создания
Впервые Бэрнс Уоллис изложил свою идею сверхтяжёлой бомбы в 1941. Он показал, что бомба весом около 10 тонн, сброшенная с высоты порядка 10 км, будет способна разрушать даже очень сильно укреплённые подземные сооружения. Высокая разрушающая способность объясняется в этом случае эффектом «искусственного землетрясения».
Вначале эта идея не вызвала интереса военных. Однако в 1942 была успешно воплощена другая идея Уоллиса — «Прыгающая бомба» (Операция «Большая порка»), после чего авторитет учёного вырос настолько, что был дан зелёный свет и другим его идеям, в том числе «сверхбомбе».
Конструкция
В отличие от обычных авиабомб, корпус «Толлбой» был изготовлен из прочной легированной стали. Форма корпуса была спроектирована так, чтобы обеспечить максимальную скорость падения. При сбросе с расчётной высоты скорость бомбы к моменту столкновения с поверхностью земли превышала скорость звука. Значительная длина вначале приводила к колебаниям бомбы в полете; эта проблема была решена за счёт специальной формы стабилизаторов, придававших изделию вращательное движение.
Для атаки подземных целей бомба была снабжена тремя специальными взрывателями замедленного действия, срабатывавшими только после проникновения бомбы в грунт.
При сбросе с достаточной высоты бомба проникала в грунт на глубину более 30 м, или пробивала до 5 м бетона. При подземном взрыве двухтонного заряда происходило мощное сотрясение окружающих пород, подобное небольшому землетрясению, что и обеспечивало эффективное разрушение подземной цели.
Доставка к цели
Специально под бомбу «Толлбой» пришлось переделать самый крупный английский бомбардировщик того времени — Авро Ланкастер. Для снижения веса с самолёта было снята вся броневая защита и вооружение, кроме двух хвостовых пулемётов. Однако даже облегчённый «Ланкастер» не мог подняться с бомбой на проектную высоту 12 000 м, поэтому обычно сброс происходил с высоты около 8 000 м, чего, как показала практика, оказалось вполне достаточно. Для обеспечения необходимой точности попадания был разработан специальный прицел (Stabilizing Automatic Bomb Sight), позволявший учитывать множество параметров, включая направление и скорость ветра, температуру воздуха и др. Несмотря на это, налёты зачастую отменялись или оказывались неудачными из-за проблем с точной идентификацией цели.