Оценка машины
Вооружение и защищённость
По мощности своего артиллерийского вооружения, Т-90 как минимум не уступает другим современным основным боевым танкам. Баллистические характеристики 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М настолько близки к характеристикам зарубежных аналогов — 120-мм пушек «Рейнметалл» 120 mm L44 и L55, GIAT CN120-26 или нарезной 120-мм L30A1, что их реальная эффективность гораздо больше зависит от используемых боеприпасов. Наиболее современные российские бронебойные оперённые подкалиберные снаряды по своим характеристикам уступают западным аналогам, поскольку в применяемом автомате заряжания невозможно разместить БОПС с типичными на сегодня коэффициентами удлинения 35—40: предельная длина активной части ограничена 677 мм и может быть повышена при модернизации АЗ лишь до 750—770 мм. Имеется отставание и во внедрении высокоэнергетических баллиститных порохов (125-мм боеприпасы используют исключительно пироксилиновые пороха). Некоторые специалисты также отмечают, что перевооружение российских танковых частей новыми боеприпасами проходит очень медленно. По мнению некоторых экспертов, Т-90 превосходит большинство западных танков в возможностях поражения небронированных целей и разрушению укреплений благодаря наличию осколочно-фугасных снарядов, но это мнение спорно, поскольку роль осколочно-фугасных снарядов на западных танках выполняют не только кумулятивные-осколочные снаряды, имеющие меньшее осколочное действие, но и картечные снаряды в США), эффективные против живой силы противника. Кроме того, представление об отсутствии на Западе танковых осколочно-фугасных снарядов является не более, чем распространенным заблуждением, поскольку боеприпасы этого типа имеются на вооружении либо готовы к производству во многих зарубежных странах (например, Slsgr 95 в Швеции, M908 HE-OR-T в США, APAM Rakefet/Kalanit в Израиле и DM-11 в Германии).
Танки Т-90А, оснащенные КУВ «Рефлекс-М» с ТУР «Инвар» и «Инвар-М», получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника. Повышение дальности стрельбы современных танков до 3000 метров делает актуальным борьбу с ними на этом расстоянии, повышение лобовой защиты танков снижает дальность эффективного применения бронебойных подкалиберных снарядов. При этом наиболее эффективным средством поражения высокозащищенных бронированных целей является управляемое вооружение. Моделирование встречного боя танковых рот (10 танков Т-90 против 10 современных танков М1А1) показало, что, начиная стрельбу ТУР с дальности 5000 м, Т-90 успевают к дальности 2000—2500 м поразить до 50 — 60 % танков противника. Численный перевес определяет исход боя при любой тактике противника. Группировка танков Т-90 выигрывает бой, понеся минимальные собственные потери. Общий вывод очевиден: танк с управляемым вооружением выигрывает бой по двум причинам: -на большой дальности не подвергается ответному огню противника; -начиная с дальности 2500 м выигрывает вследствие высокого могущества боеприпаса и большей вероятности попадания. Даже наличие сильной бронезащиты на танке противника в этом случае не служит определяющим фактором, поскольку могущества управляемого вооружения достаточно для поражения танка независимо от дальности. Учитывая, что по точности стрельбы управляемое вооружение всегда имеет преимущество, выше изложенное позволяет сделать вывод: этот вид танкового вооружения наиболее эффективен (О развитии вооружения танков. А. Шипунов, С. Березин, В. Дудка, Военный парад № 3, 2000).
Гладкоствольные пушки, ставшие стандартом для основных боевых танков, отличаются значительным рассеиванием на дальностях, превышающих дистанцию прямого выстрела, которая по целям типа «танк» для 120-мм или 125-мм пушек составляет немногим более 2 км для подкалиберных и 1,5 км для кумулятивных боеприпасов. Если для традиционного артиллерийского вооружения западных танков эффективное поражение целей на дистанциях более 2500 метров уже значительно затруднено, то комплекс управляемого вооружения обеспечивает Т-90 эффективное поражение целей на дальности до 5000 метров, при этом не требуя от наводчика значительных навыков, хотя и требуя соответствующих условий местности, позволяющих обнаружение целей на подобных расстояниях. Более того, в руках опытного наводчика, комплекс позволяет проводить и более сложные операции, прежде всего — попадание ракетой в значительно менее защищённую крышу башни неподвижного танка, что особенно ценно с учётом низкой эффективности современных танковых пушек против лобовой брони всех современных основных боевых танков, практически, способных пробивать лобовую броню друг друга лишь при попадании в уязвимые места. Однако ныне за рубежом разработаны танковые комплексы управляемого вооружения нового поколения (LAHAT), превосходящие российские аналоги по дальности, но уступающие по бронепробиваимости, допускающие ведение огня в составе подразделения и поражающие цель под углом, при этом пригодные для применения в существующих 105- и 120-мм орудиях. Бо́льшая дальность эффективного огня Т-90 позволяет также отчасти нивелировать недостаток применения на нём автомата заряжания — меньший темп стрельбы в начале боя, по сравнению с ручным заряжанием, использующимся на большинстве западных танков, за исключением Типа 90 и «Леклерка»; причём автомат заряжания последнего обеспечивает ему и существенно бо́льшую, по сравнению с Т-90, скорострельность, хотя и менее надежен . Помимо превосходства в танковой дуэли, бо́льшая дальность эффективной стрельбы Т-90 позволяет ему более успешно противостоять оснащённым ПТУР легкобронированным или небронированным машинам, которые хоть и совершенно не защищены от ответного огня танков, могут поражать их, находясь за пределами дальности эффективной стрельбы традиционного танкового орудия.
Система управления огнём Т-90 некоторыми специалистами оценивается как вполне современная и как минимум не уступающая наиболее совершенным зарубежным аналогам. С другой стороны, командирский прицельно-наблюдательный комплекс лишён горизонтальной стабилизации, дальномерного поста, тепловизионного канала, имеет ограниченные углы горизонтального наведения вместо панорамного обзора; прицелы наводчика выполнены как отдельные комплексы (в зарубежных и современных российских СУО прицел наводчика — единый многоканальный прибор); стабилизатор Т-90 крайне неточен при движении на скорости выше 25 км/ч, что выяснилось на сравнительных испытаниях Т-80У с аналогичным СТВ: таким образом, по многим параметрам СУО уступает даже западным разработкам конца 1980-х. Зарубежные стабилизаторы не позволяли до 2000 годов производить стрельбу в движении, все демонстрации — прицеливание в движении выстрел только после остановки танка. Вместе с тем, Т-90 ранних выпусков, составляющие подавляющее большинство Т-90 в российской армии, оснащены устаревшими пассивными приборами ночного видения, значительно уступающими по своим возможностям, особенно в максимальной дистанции обнаружения цели, тепловизорам, являющимся стандартом на западных танках. Так, именно на счёт несовершенства приборов ночного видения Т-72, аналогом которых, пусть и усовершенствованным, являются приборы ранних Т-90, относят значительную часть вины за их высокие потери в Ираке в 1991 году, когда им пришлось вести бой против оснащённых тепловизорами «Абрамсов». Лишь на Т-90А и Т-90С начали устанавливаться тепловизоры, не уступающие зарубежным аналогам производства начала 1990-х гг., но количество Т-90А в российской армии всё ещё незначительно. По некоторым данным, на Т-90А также внедрён стабилизатор с современными характеристиками.
Живучесть
Согласно опубликованной информации, проводились испытания Т-90, в ходе которых танк подвергался обстрелу из танковых пушек и противотанковых гранатометов с малой дистанции, в ходе которых броня танка пробита не была. Однако, отсутствие детальной информации о данных обстрелах (типы используемых орудий и боеприпасов, точки и углы попаданий) не позволяет делать каких-либо выводов об уровне защищённости танка. Опубликовавший данную информацию Суворов полагает, что показатели защищенности Т-90 находятся на высоком уровне.
Однако в настоящее время живучесть Т-90 относится к наиболее проблемным моментам, критикуется российскими военными и признается как недостаточная конструкторами-разработчиками в УКБТМ.
Топливная система на Т-90 относительно уязвима, что связано с тем, что из-за крайне плотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения, места для топливных баков в нём уже не остаётся и они вынесены частично в боевое отделение, а частично — в лобовую оконечность корпуса, где вероятность их поражения огнём противника значительно выше (хотя на М1 «Абрамс», несмотря на более просторную компоновку два топливных бака также находятся в носовой части, слева и справа от механика-водителя, однако они отгорожены 25-мм броней, а по мере исчерпания баков в корме топливо из передних резервуаров откачивается). Однако по опыту реального боевого применения M1 в Иракской кампании в 2003 году, поражение носовых топливных баков в двух зарегистрированных случаях все же привело к уничтожению танка. При этом, баки не изолированы от экипажа, в отличие от танков западной школы танкостроения, где как минимум часть их размещается в моторно-трансмиссионном отделении; особую опасность создает бак-стеллаж, в котором совмещается хранение топлива и боекомплекта.
Другой проблемой Т-90 является размещение его боекомплекта, который находится в боевом отделении и никак не изолирован от экипажа, так что его детонация гарантированно приводит к практически полному уничтожению танка; крайняя взрывоопасность Т-72, на базе которого создан Т-90, выявилась уже в 80-х гг . При этом, по мнению некоторых авторов, расположение боекомплекта Т-72 и Т-90 горизонтально на полу боевого отделения, в менее поражаемой области, в боях на практике показало значительное снижение вероятности детонации даже по сравнению с Т-80, у которого боекомплект также расположен на полу боевого отделения, но вертикально. На западных танках распространённым решением является размещение боекомплекта (либо его части) в кормовой нише башни, которая также подвержена обстрелу, но позволяет реализовать вышибные панели (подобное решение в итоге было внедрено на экспериментальных позднесоветских и российских танках «Объект 292», «Объект 640» и на одном из вариантов «Объекта 187», однако из-за распада СССР и его последствий их производство так и не началось). Согласно обобщению опыта Иракской кампании, решение показало высокую надёжность. Другим вариантом повышения взрывобезопасности БК, принятым в мировом танкостроении, является размещение снарядов в защищенных индивидуальных контейнерах либо в «мокрой укладке», но такое решение применяется лишь на наиболее тяжелых современных ОБТ, имеющих самый большой заброневой объём («Меркава» и «Челленджер 2») и на Т-90, по-видимому, внедрено быть не может.
В настоящий момент известно, что на планируемой модернизации «Т-90М» немеханизированный боекомплект все же вынесен в башенную нишу, что свидетельствует о признании российским танкостроением общемирового опыта в области защиты БК.
Мобильность
Ускорение 0-32 км/ч за 12 сек, для сравнения Leclerc менее 6 сек, Abrams 7,2 сек, Merkava Mk.3 10 сек. Новый двигатель В92С2 мощностью 1000 л.с. повысил скорость танка на поле боя. Двигатель снабжен турбокомпрессором (ТКР), позволяющим увеличить мощность силовой установки до 30 % по сравнению с существующим. Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92. Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах уже не полностью соответствуют современным требованиям. Из-за использования устаревшей схемы механизма поворота, роль которого выполняют бортовые ступенчатые коробки передач, маневренность российского танка Т-90 ниже, чем у зарубежных танков. Кроме маневренности недостатком трансмиссии танка является низкая скорость заднего хода — 4,8 км/ч. Для танков Т-72 и Т-90 характерна большая трудоемкость ремонтных работ при замене агрегатов и узлов моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части. Замена двигателя затруднена из-за плохого доступа к нему в моторном отделении и необходимости проведения центровочных работ (замена двигателя заводской бригадой в составе 4 человек занимает 22.2 часа. Наличие гитары и необходимость центровки с ней других агрегатов затрудняет и усложняет ремонтные работы в моторно-трансмиссионном отделении. Это не соответствовало требованиям, предъявляемым к перспективной бронетанковой технике ещё в 70-е годы.
Демонтаж В-92С2 занимает даже на показательных выступлениях заводских специалистов до 4 часов, монтаж двигателя требует трудоемких операций по центровке, в целом замена двигателя в обычных условиях занимает до суток.
Ремонтопригодность
Для Т-90 предусмотрены два вида ремонта: капитальный и текущий. Текущий ремонт производится по мере возникновения необходимости. При текущем ремонте Т-90 возвращается в работоспособное состояние в среднем не более, чем за 2 часа. После пробега машиной 11000 км проводится Капитальный ремонт, при этом ресурс гусениц машины составляет 6000 км.
Достоинства
Т-90 демонстрирует преодоление водной преграды в День танкиста
-Динамическая защита Контакт-5 и комплекс оптико-электронного подавления Штора-1 в совокупности с пассивной бронёй защищает танк от ряда противотанковых средств, включая кумулятивные и подкалиберные снаряды и управляемые ракеты типа «TOW», «HOT», «Milan», «Dragon»; при условии установки нового комплекса Реликт достижима и защита от более современных ПТС уровня М829А2 и ПТУР TOW-2A.
-Малая масса и размеры, способствующие стратегической подвижности, габаритной проходимости, малозаметности на поле боя и снижению вероятности поражения.
-Широкая номенклатура боеприпасов, включающая в себя ОБПС, ОФС (в том числе с дистанционным подрывом и готовыми поражающими элементами), КС и управляемые ракеты.
-Отличная проходимость, надёжная работа в широком диапазоне температур.
-Относительно низкая цена
-Хорошая защита крыши