ЛЕГКИЙ ТАНК Т-80
Анализ использования танка Т-70 в боях показал, что для вооруженного пушкой танка экипаж; в составе двух человек уже недостаточен: командиру танка приходилось выполнять функции наводчика и заряжающего, что отрицательно сказывалось на управлении танком в бою и на темпе ведения огня. Кроме того, постоянно развивающиеся средства борьбы с танками вынуждали усиливать броневую защиту. Исходя из этих предпосылок, в 1943 году конструкторским бюро завода ГАЗ был разработан новый легкий танк Т-80 с экипажем в 3 человека, с усиленной броневой защитой. Одной из особенностей танка был большой угол возвышения 45-мм пушки (до 65 градусов).Для обеспечения стрельбы с большими углами возвышения, например при ведении боев в условиях города, танк был снабжен зенитным коллиматорным прицелом К-8Т. Этот прицел давал возможность ведения огня и по воздушным целям. Танк был поставлен на производство на заводе №40 в г. Мытищи, но после выпуска 81 танка производство было прекращено. Одной из причин принятия такого решения были трудности с освоением производства нового двигателя "ГАЗ-80".
Осенью 1942 г. в КБ Горьковского автозавода под руководством Н. А. Астрова, был разработан легкий танк Т-80, взамен, снимаемого с производства легкого танка Т-70. Опытный образец машины в декабре 1942 года прошёл полигонные испытания. Танк был поставлен в производство на заводе №40 в г. Мытищи Московской области. В 1943 г. их выпуск был прекращён. Танк Т-80 был последним образцом отечественных лёгких танков периода Великой Отечественной войны. Недостаточная численность экипажа танка Т-70 (два человека: командир, он же наводчик и заряжающии и механик-водитель) чрезвычайно затрудняла управление танком и ведение огня. Начиная с самого первого момента принятия лёгкого танка Т-70 на вооружение РККА, советским военным специалистам была очевидна его главная слабость – одноместная башня. Но конструкция танка ещё имела резервы, которые можно было задействовать для устранения этого недостатка.
Танковое конструкторское бюро ГАЗ во главе с Н. А. Астровым обещало это военным ещё при показе прототипа ГАЗ-70 и немедленно включилось в работу практически сразу после налаживания серийного выпуска Т-70. В ходе поздней весны, лета и ранней осени 1942 года было выяснено, что установка двухместной башни сильно увеличит нагрузку на двигатель, трансмиссию и ходовую часть танка. Испытания догруженного до 11 тонн танка Т-70 полностью подтвердили эти опасения - на тестах лопались торсионы подвески, ломались траки, выходили из строя узлы и агрегаты трансмиссии. Поэтому основная работа велась по усилению этих элементов конструкции, успешно завершившаяся принятием на вооружение РККА модификации Т-70М. Также к осени была изготовлена и успешно испытана двухместная башня для танка Т-70, но на пути к серийному производству встали два обстоятельства.
Первым из них была недостаточная мощность спаренной двигательной установки ГАЗ-203. Её планировалось увеличить путём форсирования до 170 л. с. в сумме за счёт увеличения коэффициента наполнения цилиндров и повышения степени сжатия. Второе препятствие возникло из требований обеспечить большие углы возвышения орудия для поражения целей на верхних этажах зданий в городских боях. Также это могло позволить несколько повысить возможности огневого противодействия авиации противника. В частности, на этом настаивал командующий Калининским фронтом генерал-лейтенант И. С. Конев. Уже разработанная двухместная башня для Т-70 этому требованию не удовлетворяла и была переконструирована для возможности стрельбы из орудия под большим углом возвышения.
Второй прототип с новой башней получил заводское обозначение 080 или 0-80. Для более удобного размещения орудия с возможностью зенитной стрельбы и двух членов экипажа пришлось уширить диаметр погона и сделать под наклонными гранями башни броневое кольцо-барбет толщиной 40-мм-45-мм. Из-за более широкого погона башни стал невозможным демонтаж двигателя без предварительного съёма башни – броневое кольцо стало заходить на съёмную надмоторную броневую плиту.
В декабре 1942 года прототип 080 успешно прошёл полигонные испытания и был принят на вооружение РККА под индексом Т-80. Однако организация его выпуска планировалась не на ГАЗе, поскольку переход горьковского автогиганта на производство «восьмидесятки» мог повлечь за собой снижение объёма выпуска танков и самоходок СУ-76, недопустимое в условиях военного времени. Броневая защита - противопульная. Сварной корпус танка был выполнен из катаных броневых листов толщиной 6-мм, 10-мм, 15-мм,20-мм, 25-мм, 35-мм и 45-мм. Конструкция броневого корпуса и расположение основных люков и лючков остались практически такими же, как у танка Т-70, за исключением бортовых листов, толщина которых была увеличена до 25-мм и крыши - до 15-мм-20- мм.
Сварная башня танка увеличенных размеров, изготовленная из броневых листов толщиной 35-мм и 45-мм, расположенных с рациональными углами наклона, была смещена к левому борту. Она имела новую амбразуру и конструкцию крепления маски, которые обеспечивали большие углы возвышения основного оружия. Сварные стыки башни были усилены броневыми угольниками. На крыше устанавливалась высокая неподвижная командирская башенка с входным люком, закрывавшимся откидной броневой крышкой на петлях и перископическим смотровым зеркальным прибором, размещённым на вращающемся основании люка и обеспечивавшим командиру танка круговой обзор. Слева от командирской башенки размещался люк наводчика, также закрывавшийся откидной броневой крышкой на петле. Верхние призмы смотровых приборов командира, наводчика и механика-водителя имели броневое прикрытие. За командирской башенкой размещался броневой стакан антенного ввода. Для удобства размещения десанта на корпусе танка и бортах башни были приварены специальные поручни. За счёт установки новой башни высота машины, по сравнению с высотой танка Т-70М, увеличилась на 135-мм.
Тактико-технические характеристики танков:
Т-50 | Т-60 | Т-70 | Т-70М | Т-80 | |
Боевая масса, тонн | 13,8 | 6,4 | 9,2 | 9,8 | 11,8 |
Экипаж,чел. | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Длина корпуса, мм | 5300 | 4100 | 4285 | 4285 | 4285 |
Ширина, мм | 2470 | 2302 | 2348 | 2430 | 2500 |
Высота, мм | 2165 | 1735 | 2035 | 2035 | 2175 |
Клиренс, мм | 350 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Вооружение | |||||
Пушка | 45-мм 20к обр. 38 г. | 20-мм ТНШ | 45-к-м 20Км обр42г. | 45-мм 20Км обр.42 г. | 45-мм 20Км обр.42 г. |
Пулемет | 2 х 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7.62-мм ДТ |
Боекомплект (с рацией/без рации): | |||||
снарядов | 150 | 754 | 90 | 90 | 94 |
патронов | 4095 | 1008 | 945 | 945 | 1008 |
Бронирование, мм: | |||||
лоб корпуса | 37 | 35 | 35 | 22 | 20 |
борт корпуса | 37 | 15 | 15 | 13 | 13 |
крыша | 20 | 10 | 10 | 13 | 13 |
башня | 37 | 25 | 25 | 15 | 15 |
маска пушки | 65 | 65 | 5 | ||
Двигатель | В-4 | ГАЗ-202 | ГАЗ-203 | ГАЗ-203 | ГАЗ-80 |
Мощность, л.с. | 300 | 76 | 2x70 | 2x70 | 2x85 |
Макс.скорость по шоссе, км/ч: | 52 | 45 | 45 | 45 | 47 |
Запас хода по шоссе, км | 350 | 455 | 350 | 350 | 320 |
Системы, обеспечивавшие работу двигателя, были аналогичны системам силовой установки танка Т-70М. Пуск двигателей производился с помощью или двух соединённых параллельно электростартёров СТ-06 мощностью 2 л. с. (1,5 кВт) каждый, или механизма ручной заводки. Два топливных бака общей ёмкостью 440 л находились за броневыми перегородками в изолированном отсеке в левой части кормового отделения корпуса. В правой части кормового отделения размещались вентилятор и радиатор системы охлаждения двигателей. Запас хода танка по шоссе достигал 320 км. Трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на танке Т-70М.
Недостаточная надёжность работы форсированных
двигателей и трудности освоения их производства, а также ухудшение
проходимости машины в связи с возросшей массой снижали боевые и
технические характеристики танка.
Из фронтовых рапортов известно о
применении в 1944 году нескольких Т-80 в самоходно-артиллерийских полках
также имеется информация о получении в пополнении 5-й гвардейской
танковой бригадой 15 февраля 1945 года двух танков Т-80, прибывших из
ремонта.