Танк
был создан в 1941 году в результате глубокой модернизации Т-40,
проведенной КБ под руководством Н.А. Астрова в условиях начавшейся
Великой Отечественной войны. Он имел усиленную броневую защиту и более
мощное вооружение - 20-мм пушку вместо крупнокалиберного пулемета.
Впервые было применено устройство для подогрева зимой охлаждающей
жидкости двигателя. Модернизацией достигалось улучшение основных боевых
характеристик при упрощении конструкции, но при этом сужались боевые
возможности - ликвидировалась плавучесть.
Однако в
условиях нехватки боевых машин главным достоинством Т-60 была простота
производства на автомобильных заводах с широким использованием
автомобильных узлов и механизмов. Танк
производился одновременно четырьмя заводами. Кроме того, на базе
Т-60 была создана, выпускалась серийно реактивная система залпового
огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов
калибром 82-мм. Всего за короткий срок было выпущено 6045 Т-60,
которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой
Отечественной войны.
Т-60 разработан с конца лета 1941 г. в инициативном
порядке конструкторским коллективом завода №37 под руководством Н.А.
Астрова, как легкий танк сопровождения пехоты. За основу был
взят выпускавшийся заводом Т-40. Практически без изменений были
установлены моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть. Ходовая
часть состояла из четырех обрезиненных опорных катков на борт, трех
поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего
расположения. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. В
состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на двигателе,
коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы и
бортовые передачи. Заново спроектированный корпус меньшего объема имел
низкий силуэт и расположенные под большим углом наклона лобовой и
кормовой лист. Уменьшение размеров корпуса позволило не только снизить
заметность, но существенно повысить толщину брони: для лобовых листов с
20-мм (на машинах первых выпусков) до 35-мм, бортовых и кормовых с
15-мм до 25-мм.
Такое бронирование, учитывая рациональные углы
наклона броневых листов, уже обеспечивало защиту танка на дистанциях до
500 м от огня 37-мм противотанковых пуше, . 75-мм легких орудий,
14,5-мм противотанковых ружей. Новая башня конусообразной восьмигранной
формы сваривалась из плоских листов толщиной 25-мм (позже толщина маски
вооружения и передних скул была доведена до 35-мм). Впоследствии часть
машин подвергли еще и экранировке.
Некоторые заводы, поставлявшие для нового танка
корпусные детали, ранее связанные с котлостроением, сохранили для Т-60
производство круглых башен конической формы, аналогичных башне Т-40 (
конструкция и размеры погона башни на обоих машинах не претерпели
серьезных изменений).
А Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) с
сентября 1941 г. поставлявший корпуса, башни, по производственным
соображениям большую часть башен изготавливали литыми, с утолщенными в
три раза стенками, соответственно вдвое более снарядостойкими. Для машин
своего класса бронирование Т-60 было отменным.
Вооружение нового танка первоначально планировалось
сохранить таким же, как на Т-40: 12,7-ми пулемет ДШК и спаренный с ним
7,62-мм пулемет ДТ. Но уже в процессе доработки проекта было принято
решение о замене пулемета ДШК на более мощную 20-мм автоматическую
пушку ШВАК-танковая (с января 1942 г. получила обозначение ТНШ-1:
танковая Нудельмана-Шпитального). Скорострельность пушка сохраняла
авиационную - до 750 выстрелов в минуту, при определенных навыках можно
было вести одиночную стрельбу. Боекомплект включал как осколочные, так
и бронебойные снаряды, что позволяло решать на поле боя широкий спектр
задач. Возможности танка по борьбе с бронированными обьектами противника
еще больше возросли после введения в боекомплект подкалиберного
бронебойно-зажигательного снаряда с высокой начальной скоростью. Тогда,
учитывая обстановку, вооружение сочли достаточным.
Тактико-технические характеристики советских танков
В качестве силового агрегата использовался двигатель
ГАЗ-202 мощностью 76 л.с., довольно надежный, долговечный, допускавший
кратковременную работу на низкосортном бензине. Несколько снизилась по
сравнению с Т-40 максимальная скорость, впрочем, средняя скорость
движения по пересеченной местности осталась прежней (проходимость Т-60
была лучшей среди всех отечественных машин того времени). В связи с
нехваткой ГАЗ-202 ставили любые подходящие по размерам и мощности
двигатели, чаще всего импортированные еще до войны для нужд
автомобильной промышленности, Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с.
Захваченный Т-60 на службе вермахта, 1942 год
Выпуск начался на московском заводе №37 с середине
сентября 1941 г., продолжалось до конца октября, когда было прервано в
связи с эвакуацией завода на Урал. Всего в Москве успели выпустить 245
машин. Выпуск Т-60 завод №37 возобновил на новом месте в Свердловске с
декабря того же года.
Головным
заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ приступивший к массовому выпуску танка
с конца октября. Конструкторский коллектив завода по танкостроению
возглавил Н.А Астров. Уже в 1941 г. ГАЗ смог выпустить 1323 машины, за
что был в последние дни года награжден орденом Ленина. В 1942 г. выпуск
танка Т-60 продолжался во все возрастающих количествах. Хотя в этом
году уже был принят и поставлен в производство более мощный Т-70,
параллельно продолжался выпуск хорошо освоенного Т-60.
За время нахождения в производстве конструкторы не
оставляли попыток усилить огневую мощь. Предусматривалась установка на
Т-60 более мощной 23-мм пушки ВЯ, приспособленной для установки в башню
легкого танка, даже была выпущена партия из 16 штук, но были ли они
установлены на танк неизвестно. Испытывался весной 1942 года и танк
Т-60-2 с башней от разрабатывавшегося легкого танка Т-45 с 45-мм пушкой
ЗИС-19БМ. Но так как к этому времени на вооружении уже состоял Т-70,
имевший 45-мм пушку 20Км, то иметь два, по сути, одинаковых по своим
возможностям, но разных по конструкции танка сочли нецелесообразным,
поэтому все работы по дальнейшему совершенствованию Т-60 были
прекращены. Всего было изготовлено 5839 машин.
Впервые в бою танкам Т-60 пришлось побывать под
Полтавой в сентябре 1941 г. Но наиболее массовое их участие пришлось на
битву за Москву, где их роль оказалась исключительно велика, так как
осенью 1941 г. из-за переброски на восток танковых заводов, выпуск
тяжелых и легких танков был самым низким за все время войны. Т-60
применялись во всех танковых бригадах и отдельных батальонах, защищавших
столицу.
Лёгкий танк Т-60 поддерживает атаку советских стрелков, 1942 год
С весны 1942 г. Т-60 применялись практически на всех
фронтах: в Крыму, в Харьковской операции, в обороне Сталинграда
(причем роль легких танков, как в битве за Москву почти год назад резко
возросла в связи с остановкой СТЗ - одного из крупнейших производителей
Т-34). Принимали они активное участие в контрнаступлении советских
войск под Сталинградом и прорыве блокады Ленинграда зимой 1942/43 г.
Причем под Ленинградом Т-60 действовали в первом эшелоне атакующих
войск, форсировав по льду Неву и захватив плацдарм на противоположном
берегу, на который на второй день наступления переправлялись средние и
тяжелые танки.
С конца 1942 г. роль Т-60 на переднем крае стала
снижаться. Резко возросли возможности вражеских противотанковых средств,
да и наши войска стали в достаточной мере насыщаться более мощными и
современными машинами.
Последней крупной операцией, в которой Т-60 широко
применялись в качестве боевых танков, стало снятие блокады Ленинграда в
январе 1944 г В дальнейшем они применялись лишь для решения
вспомогательных задач: для разведки, боевого охранения, в качестве
связных, командирских машин, как средство борьбы с десантами и в
качестве артиллерийских тягачей. Кстати, как тягачи трофейные Т-60
широко применялись немцами.