ЛЕГКИЙ ТАНК Т-50
Танк был разработан в 1940 году для замены легких Т-26, основной задачей которых являлась непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Т-50 имел солидную броню, хорошее вооружение и мощный дизельный двигатель. Танк был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением отделения управления и боевого отделения и с размещением моторно-трансмиссионной установки в кормовой части корпуса. Корпус имел рациональную форму с большими углами наклона броневых листов.
Соединение броневых листов толщиной 15-мм, 20-мм, 30-мм и 37-мм осуществлялось методом сварки. Запуск дизеля осуществлялся инерционным стартером с раскруткой от руки и электромотора. На танке устанавливалась радиостанция и танковое переговорное устройство. Однако освоение производства этого танка происходило очень медленно, отчасти из-за того что по своей конструкции он был гораздо сложнее Т-26, отчасти из-за того, что предназначенный для установки в танк однорядный шестицилиндровый дизельный двигатель В-4 мощностью 300 л.с. с большим трудом осваивался промышленностью. Итог - танк был изготовлен лишь небольшой серией 63 машины.
В 1939 г. на Ленинградском заводе опытного машиностроения имени С. М. Кирова (завод № 185) бригадой конструкторов под руководством С. А. Гинзбурга велось проектирование легкого танка сопровождения пехоты «СП». В 1940 г. этот танк - «объект 126» (или Т-126СП, как его чаще называют) - был построен. По своей броневой защите он соответствовал среднему танку Т-34 - его корпус сваривался из катаных броневых листов толщиной 45-мм, днище и крыша - толщиной 20-мм. Лобовые, верхние бортовые и кормовые листы корпуса имели угол наклона 40-57 градусов.
В сварной башне граненой формы устанавливалась 45-мм пушка образца 1934 года (боекомплект 150 выстрелов) и спаренный с нею пулемет ДТ. В лобовом листе корпуса слева от люка механика-водителя в шаровой установке располагался пулемет ДС. Шестицилиндровый дизель В-3 мощностью 250 л. с. позволял 17-тонной боевой машине двигаться с максимальной скоростью 35 км/ч. Ходовая часть танка состояла из шести необрезиненных опорных катков с внутренней амортизацией на борт, направляющего колеса, ведущего колеса кормового расположения со съемным зубчатым венцом и трех поддерживающих катков. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. Состав трансмиссии: двухдисковыи главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, многодисковые бортовые фрикционы и бортовые передачи.
Танк Т-126СП по своей броневой защите и огневой мощи превосходил легкие и большинство средних танков других стран. Для танка сопровождения пехоты скорость была вполне достаточной, к недостаткам же машины можно было отнести небольшой запас хода и стесненность рабочих мест четырех членов экипажа. Этот недостаток устранили, убрав на втором образце танка курсовой пулемет ДС и закрыв его амбразуру броневой крышкой на болтах. Кроме того необрезиненные облегченные опорные катки были заменены на обрезиненные.
«Объект 126» поступил на Ленинградский
машиностроительный завод № 174 имени К Е. Ворошилова, где на его основе
под руководством ведущего конструктора Л. С. Троянова разработали и в
январе 1941 года построили легкии танк Т-50. Этот танк предназначался
для замены в войсках легких танков Т-26 и по первоначальным планам
перевооружения Красной Армии должен был стать наиболее массовым.
По
своей конструкции и внешнему виду он мало чем отличался от Т-126СП. Как и
у последнего, листы корпуса Т-50 соединялись сваркой и располагались
под большими углами наклона. В верхнем лобовом листе находился люк
механика-водителя, курсовой пулемет отсутствовал.
Башня - сварная, обтекаемой формы с плоским кормовым листом, где имелся люк, закрываемый дверцей. В задней части крыши башни устанавливалась командирская башенка, смотровые щели которой прикрывались броневыми щитками. За счет уменьшения толщины броневых листов, внедрения принципа дифференцированного бронирования и наряду с этим увеличения мощности двигателя удалось добиться существенного прироста скорости движения.
В апреле 1941-го Т-50 был принят на вооружение Красной Армии, однако до начала Великой Отечественной войны завод № 174 не выпустил ни одного серийного танка и фактически продолжал выпускать Т-26. Серьезные трудности возникли и с освоением дизельного двигателя В-4. Ценой неимоверных усилий во втором полугодии удалось изготовить 50 танков Т-50. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе № 37 в Москве не увенчалась успехом. Этот завод не без труда справлялся с выпуском 5-тонного Т-40, 14-тонный Т-50 был ему явно «не по зубам».
Тактико-технические характеристики советских танков
Т-50 | Т-60 | Т-70 | Т-70М | Т-80 | |
Боевая масса, т | 13,8 | 6,4 | 9,2 | 9,8 | 11.8 |
Экипаж,чел. | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Длина корпуса, мм | 5300 | 4100 | 4285 | 4285 | 4285 |
Ширина, мм | 2470 | 2302 | 2348 | 2430 | 2500 |
Высота, мм | 2165 | 1735 | 2035 | 2035 | 2175 |
Клиренс, мм | 350 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Вооружение | |||||
Пушка | 45-мм 20к обр. 38 г. | 20-мм ТНШ | 45-к-м 20Км обр42г. | 45-мм 20Км обр.42 г. | 45-мм 20Км обр.42 г. |
Пулемет | 2 х 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7.62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7.62-мм ДТ |
Боекомплект (с рацией/без рации): | |||||
снарядов | 150 | 754 | 90 | 90 | 94 |
патронов | 4095 | 1008 | 945 | 945 | 1008 |
Бронирование, мм: | |||||
лоб корпуса | 37 | 35 | 35 | 22 | 20 |
борт корпуса | 37 | 15 | 15 | 13 | 13 |
крыша | 20 | 10 | 10 | 13 | 13 |
башня | 37 | 25 | 25 | 15 | 15 |
маска пушки | 65 | 65 | 5 | ||
Двигатель | В-4 | ГАЗ-202 | ГАЗ-203 | ГАЗ-203 | ГАЗ-80 |
Мощность, л.с. | 300 | 76 | 2x70 | 2x70 | 2x85 |
Макс.скорость по шоссе, км/ч: | 52 | 45 | 45 | 45 | 47 |
Запас хода по шоссе, км | 350 | 455 | 350 | 350 | 320 |
Читайте также: "Легкий плавающий танк Т-40"
В августе завод № 174 эвакуировали - большей частью в Омск, а также в Нижний Тагил и Барнаул. 13 октября ГКО принял решение о строительстве в Барнауле двух заводов: одного по производству танков Т-50 и второго - по изготовлению для этих танков дизелей В-4. Однако в январе 1942 года производство Т-50 и двигателей к ним прекратили. Завод № 174 в Омске, выпустив в 1942 году 15 танков, перешел на изготовление Т-34.
Боевые машины, изготовленные в Ленинграде, находились
на вооружении одной из танковых бригад действовавшей на Карельском
перешейке.
Существовал еще один вариант Т-50 - «объект 211» - в
инициативном порядке разработанном и построенном в 1941 году на
Ленинградском Кировском заводе. Ведущим конструктором его был А. С.
Ермолаев. Сварной корпус боевой машины имел суженную носовую часть с
люком-пробкой механика-водителя. Башня также делалась сварной и имела
коническую удлиненную форму. Вооружение и силовая установка идентичны
«пятидесятке» 174-го завода. «Кировский» вариант был несколько легче
«ворошиловского», однако существенных преимуществ перед ним не имел, а
форма его корпуса оказалась менее удачной.
О боевой судьбе танков Т-50 информации очень мало. Тем не менее, известно, что в августе 1941 года в 1-й танковой дивизии, дислоцировавшейся в Ленинградском военном округе и принимавшей участие в боях в районе Кингисеппа, имелось 10 машин этого типа. Осенью 1941 года несколько Т-50 находились в составе войск 7-й армии, оборонявшихся на Петрозаводском направлении. В ходе этих боев одна машина была захвачена финнами и эксплуатировалась вплоть до конца 1954 года. Что касается Красной Армии, то один танк Т-50, например, числился в составе 5-й гвардейской танковой бригады еще в 1943 году.
Достоверных сведений о том, как показали себя Т-50 в боевых действиях, нет. Однако нет никакого сомнения в том, что Т-50 оказался конструктивно отработанным и сбалансированным, оптимальным по совокупности боевых и эксплуатационных качеств. По вооружению, бронированию и подвижности он превосходил или же не уступал германскому среднему танку Pz.Kpfw.III, будучи значительно меньше его по габаритам и боевой массе. В башне Т-50, размещались три члена экипажа, что обеспечивало разделение их функциональных обязанностей. Правда, в данном случае недостатки становились продолжением достоинств.
Даже при условии размещения в башне 45-мм пушки трем танкистам было в ней тесно. Поэтому командирскую башенку пришлось сместить к правому борту, а командиру сидеть в полоборота к оси танка. Все зарубежные аналоги, основные легкие танки Второй Мировой войны - "Стюарт”, "Валентайн” и даже созданный в 1944 году "Чаффи” - имели двухместные башни.
Вполне достаточным для 1941 и даже для 1942 года было и вооружение Т-50: 45-мм пушка 20К на дистанции 500 м могла успешно бороться со всеми типами танков Вермахта. Она была хорошо знакома танкистам, а кроме того, на складах имелось большое количество снарядов к этому орудию. Для 1943 года 20К стала уже слабовата, но как раз в это время ОКБ №172 создал, испытал и рекомендовал для принятия на вооружение 45-мм танковую пушку ВТ-42 с длинной ствола 68,6 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 950 м/с. От 20К пушка ВТ-42 отличалась очень плотной компоновкой, что позволило разместить ее даже в одноместной башне танка Т-70. С установкой же в танк Т-50 вообще не возникло бы никаких проблем. Снаряд этого орудия на дистанции 500 м пробивал лобовую броню любого немецкого танка, кроме Pz.Kpfw.V "Пантера” и Pz.Kpfw.VI "Тигр”.
С начала 1942 года попытались наладить выпуск
упрощенных Т-50, но отказались. Всего было выпущено 69 Т-50, после чего
он был окончательно снят с производства, хотя в 1943 году к проекту
Т-50 снова вернулись, обсуждая вопрос о возобновлении производства
легкого танка такого типа, но с углом вертикальной наводки орудия до 80
градусов для боев в городах. Отсутствие подходящего двигателя вновь
поставило крест на идее возрождения Т-50. На этот раз - навсегда.
Было всего два типа танков Т-50, различавшихся бронированием: Т-50 с броней 37-мм-41-мм и Т-50 с броней 55-мм-57-мм.