Т-44 — советский средний танк. Был создан в 1943—1944 годах конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова и предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка РККА. Несмотря на значительное внешнее сходство с Т-34-85, конструктивно Т-44 имел с ним мало общего и являлся представителем качественно нового поколения танков, к которому относился и послевоенный Т-54.
Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций. После войны производство Т-44 продолжалось до 1947 года, всего было выпущено 1823 танка этого типа. В боевых действиях Великой Отечественной войны Т-44 участия не принимал. Его выпуск ограничился сравнительно малым количеством и в роли основного среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменён уже Т-54. Тем не менее, Т-44, неоднократно модернизируясь, оставались на вооружении Советской армии вплоть до 1970-х годов.
История создания и производства
Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Поперечное расположение двигателя позволило сократить длину корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа. Боковые стенки корпуса стали вертикальными, а монолитный лобовой лист установили под углом 60°. В связи с новой компоновкой удалось сместить к центру корпуса башню, приобретшую более обтекаемую форму, что повысило её снарядостойкость. На освободившемся месте был размещён люк механика-водителя, устанавливавшийся на Т-34 в лобовом листе. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. Нагрузка на катки распределялась равномерно, что позволило нарастить лобовую броню до 120 мм.
Танк был принят на вооружение в июле 1944 года, и до окончания войны в Харькове на перевезённом из Кирова заводе № 38 было построено 190 машин, которые так и не успели принять участия в военных действиях.
Выпуск Т-44 продолжался до 1947 года и составил 1823 единицы. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась переутяжелённой и на вооружение принята не была.
Т-34, модификация 1940 года | Т-34, модификация 1941 года | Т-34, модификация 1942 года | Т-34, модификация 1943 года | Т-34-85 | Т-44 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Масса, т | 26 | 26,5 | 28,5 | 30,9 | 32 | 31,9 |
Орудие | 76-мм Л-11 | 76-мм Ф-34 | 76-мм Ф-34 | 76-мм Ф-34 | 85-мм ЗИС-С-53 | 85-мм ЗИС-С-53 |
БК, снарядов | 76 | 77 | 77 | 100 | 60 | 58 |
Горючее, л | 460 | 460 | 610 | 790 | 810 | 642 |
Запас хода, км | 300 | 400 | 400 | 465 | 360 | 300 |
Броня, мм | 15—45 | 20—52 | 20—65 | 20—70 | 20—90 | 15—120 |
1943 году народному комиссару танкостроения В. А. Малышеву и главному конструктору завода №183 А. А. Морозову стало окончательно ясно, что время знаменитой «тридцатьчетвёрки» вышло. Резервов по кардинальному усилению вооружения и бронирования Т-34, как бы это не казалось странным, не имел. Основными препятствиями на этом пути были его компоновочная схема и конструкция подвески, унаследованные в значительной степени от колёсно-гусеничных танков БТ. Максимум возможного был достигнут в опытном танке Т-43, который смотрелся очень достойно как на фоне Т-34, так и немецкого модернизированного Panzerkampfwagen IV; однако это уже не было достаточным. На полях сражений всё бо́льшую роль у противника приобретали «Пантеры», а против них в дуэльном лобовом бою Т-43 даже в варианте с 85-мм орудием имел мало шансов. На повестку дня вставал вопрос о танке, вооружённом 100-мм или 122-мм пушкой с лобовым бронированием, способном противостоять 75-мм и 88-мм снарядам любых немецких орудий. Эти требования фактически соответствовали тяжёлому танку, но воплотить их требовалось в категории по массе среднего танка. Реализовать их в рамках дальнейшего развития Т-43 не представлялось возможным и от этого танка, в который было вложено много усилий и предназначавшегося для замены Т-34, пришлось отказаться вовсе. В качестве экстренного решения стоящих проблем в серию был запущен Т-34-85 с новой башней, а работы на перспективу сосредоточились на создании совершенно новой машины с очень больши́м потенциалом развития в будущем.
К тому моменту стало ясно, что для преодоления стоящих проблем требовался полный пересмотр компоновки среднего танка. А. А. Морозову и его сотрудником на основе своего опыта удалось найти элегантное и изящное решение — сократить длину моторно-трансмиссионного отделения за счёт поперечной установки двигателя и входного редуктора («гитары»). Таким образом появилась возможность разместить башню в центре корпуса и избавиться от слабого места «тридцатьчетвёрки» — люка механика-водителя в верхней лобовой детали. Теперь имелось достаточно места для его люка в подбашенной броневой плите. Применение индивидуальной торсионной подвески и переработанной системы охлаждения двигателя позволило также сократить высоту корпуса машины, а следовательно получить резерв по массе, необходимый для усиления бронирования. Соответственно было перекомпоновано внутреннее устройство танка. Поэтому несмотря на сильное внешнее сходство с Т-34-85, новая машина, получившая индекс Т-44, являлась совершенно новой конструкцией. Хотя изначально на неё установили башню от Т-34-85, боевое отделение было достаточно просторным, то есть имело потенциал по установке башни с бо́льшим диаметром погона и более мощной артиллерийской системой. Опыты в этом направлении велись уже с самого начала, один из первых опытных Т-44 был вооружён 122-мм пушкой Д-25Т-44, адаптированной под унитарное заряжание. Но масса и габариты выстрела оказались настолько велики, что работа заряжающего стала очень трудной и никакого роста скорострельности по сравнению с раздельно-гильзовым заряжанием не последовало. К тому же 122-мм пушка Д-25Т «крепко прописалась» на тяжёлых танках семейства ИС, где не прижились 100-мм артиллерийские системы из-за меньшего осколочно-фугасного действия их снарядов. Применительно к Т-44 вышло наоборот — 100-мм пушка смотрелась очень привлекательно для вооружения нового танка. Но работы в этом направлении не сразу принесли свой результат.
Поскольку появилась возможность, не снижая объёмы выпуска Т-34-85, организовать изготовление нового танка в освобождённом Харькове, достаточно много усилий ушло на организацию его серийного производства. Изначальный вариант Т-44 имел много «детских болезней», кроме того содержал ряд не особо желательных решений в своей конструкции, например рубку механика-водителя, ослаблявшую стойкость верхней лобовой детали. Поэтому в 1944—1945 годах велась интенсивная работа по доводке машины. По её ходу логичным шагом выглядело создание новой куполообразной башни по типу ИС-3 для 100-мм пушки. Первый прототип такой машины был построен к марту 1945 года и получил индекс Т-54. Но его путь в серию был очень труден и до его завершения на конвейере Харьковского завода транспортного машиностроения оставались Т-44 с 85-мм пушкой. В 1947 году в рамках подготовки к переходу на выпуск Т-54 производство «сорок четвёртых» было завершено.
В РККА Т-44 поставлялся в основном в учебные заведения и части. На фронт из-за кардинально отличающейся от Т-34 конструкции и наличия «детских болезней» его было решено не посылать. В послевоенной Советской Армии Т-44 долго находились на вооружении, часть из них прошла модернизацию в середине 1960-х годов, а другие были переделаны во вспомогательные машины. Несколько танков этого типа были очень грубо «закамуфлированы» под немецкий «Тигр» и снимались во многих фильмах послевоенного времени. Небольшое число Т-44 сейчас являются музейными экспонатами — Бронетанковый музей в Кубинке и музей Брестской крепости имеют этот танк в своих экспозициях.
Один из первых вариантов танка Т-44. Последующие серии имели другие башни и укладку ЗИП снаружи танка. Последние машины имели ходовую часть, рассчитанную под гусеницы, аналогичные гусеницам танка Т-54. |
Литература
- Желтов И. Г. и др. Неизвестный Т-34. — Москва: ООО Издательский центр «Экспринт», 2001. — 184 с. — ISBN 5-94038-013-1
- Свирин М. Н. Танковая мощь СССР. Эксмо и др., Москва 2008, ISBN 978-5-699-31700-4.
- Уланов Р. Н. Переходный вариант // Техника и вооружение, №4, 1999
- Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999. — 544 с, ISBN 985-433-469-4
Рекомендуем ознакомиться с материалами на сайтах :
T-44-122 со 122-мм орудием Д-25-44Т и второй прототип Т-44 с орудием Д-5Т на испытаниях