Т-44 — советский средний танк. Был создан в 1943—1944 годах конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова и предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка РККА. Несмотря на значительное внешнее сходство с Т-34-85, конструктивно Т-44 имел с ним мало общего и являлся представителем качественно нового поколения танков, к которому относился и послевоенный Т-54.
Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций. После войны производство Т-44 продолжалось до 1947 года, всего было выпущено 1823 танка этого типа. В боевых действиях Великой Отечественной войны Т-44 участия не принимал. Его выпуск ограничился сравнительно малым количеством и в роли основного среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменён уже Т-54. Тем не менее, Т-44, неоднократно модернизируясь, оставались на вооружении Советской армии вплоть до 1970-х годов.
История создания и производства
Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Поперечное расположение двигателя позволило сократить длину корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа. Боковые стенки корпуса стали вертикальными, а монолитный лобовой лист установили под углом 60°. В связи с новой компоновкой удалось сместить к центру корпуса башню, приобретшую более обтекаемую форму, что повысило её снарядостойкость. На освободившемся месте был размещён люк механика-водителя, устанавливавшийся на Т-34 в лобовом листе. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. Нагрузка на катки распределялась равномерно, что позволило нарастить лобовую броню до 120 мм.
Танк был принят на вооружение в июле 1944 года, и до окончания войны в Харькове на перевезённом из Кирова заводе № 38 было построено 190 машин, которые так и не успели принять участия в военных действиях.
Выпуск Т-44 продолжался до 1947 года и составил 1823 единицы. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась переутяжелённой и на вооружение принята не была.
Сравнение основных советских средних танков периода Второй мировой войны
Т-34, модификация 1940 года
Т-34, модификация 1941 года
Т-34, модификация 1942 года
Т-34, модификация 1943 года
Т-34-85
Т-44
Масса, т
26
26,5
28,5
30,9
32
31,9
Орудие
76-мм Л-11
76-мм Ф-34
76-мм Ф-34
76-мм Ф-34
85-мм ЗИС-С-53
85-мм ЗИС-С-53
БК, снарядов
76
77
77
100
60
58
Горючее, л
460
460
610
790
810
642
Запас хода, км
300
400
400
465
360
300
Броня, мм
15—45
20—52
20—65
20—70
20—90
15—120
1943 году народному комиссару танкостроения В. А. Малышеву и главному конструктору завода №183 А. А. Морозову стало окончательно ясно, что время знаменитой «тридцатьчетвёрки» вышло. Резервов по кардинальному усилению вооружения и бронирования Т-34, как бы это не казалось странным, не имел. Основными препятствиями на этом пути были его компоновочная схема и конструкция подвески, унаследованные в значительной степени от колёсно-гусеничных танков БТ. Максимум возможного был достигнут в опытном танке Т-43, который смотрелся очень достойно как на фоне Т-34, так и немецкого модернизированного Panzerkampfwagen IV; однако это уже не было достаточным. На полях сражений всё бо́льшую роль у противника приобретали «Пантеры», а против них в дуэльном лобовом бою Т-43 даже в варианте с 85-мм орудием имел мало шансов. На повестку дня вставал вопрос о танке, вооружённом 100-мм или 122-мм пушкой с лобовым бронированием, способном противостоять 75-мм и 88-мм снарядам любых немецких орудий. Эти требования фактически соответствовали тяжёлому танку, но воплотить их требовалось в категории по массе среднего танка. Реализовать их в рамках дальнейшего развития Т-43 не представлялось возможным и от этого танка, в который было вложено много усилий и предназначавшегося для замены Т-34, пришлось отказаться вовсе. В качестве экстренного решения стоящих проблем в серию был запущен Т-34-85 с новой башней, а работы на перспективу сосредоточились на создании совершенно новой машины с очень больши́м потенциалом развития в будущем.
К тому моменту стало ясно, что для преодоления стоящих проблем требовался полный пересмотр компоновки среднего танка. А. А. Морозову и его сотрудником на основе своего опыта удалось найти элегантное и изящное решение — сократить длину моторно-трансмиссионного отделения за счёт поперечной установки двигателя и входного редуктора («гитары»). Таким образом появилась возможность разместить башню в центре корпуса и избавиться от слабого места «тридцатьчетвёрки» — люка механика-водителя в верхней лобовой детали. Теперь имелось достаточно места для его люка в подбашенной броневой плите. Применение индивидуальной торсионной подвески и переработанной системы охлаждения двигателя позволило также сократить высоту корпуса машины, а следовательно получить резерв по массе, необходимый для усиления бронирования. Соответственно было перекомпоновано внутреннее устройство танка. Поэтому несмотря на сильное внешнее сходство с Т-34-85, новая машина, получившая индекс Т-44, являлась совершенно новой конструкцией. Хотя изначально на неё установили башню от Т-34-85, боевое отделение было достаточно просторным, то есть имело потенциал по установке башни с бо́льшим диаметром погона и более мощной артиллерийской системой. Опыты в этом направлении велись уже с самого начала, один из первых опытных Т-44 был вооружён 122-мм пушкой Д-25Т-44, адаптированной под унитарное заряжание. Но масса и габариты выстрела оказались настолько велики, что работа заряжающего стала очень трудной и никакого роста скорострельности по сравнению с раздельно-гильзовым заряжанием не последовало. К тому же 122-мм пушка Д-25Т «крепко прописалась» на тяжёлых танках семейства ИС, где не прижились 100-мм артиллерийские системы из-за меньшего осколочно-фугасного действия их снарядов. Применительно к Т-44 вышло наоборот — 100-мм пушка смотрелась очень привлекательно для вооружения нового танка. Но работы в этом направлении не сразу принесли свой результат.
Поскольку появилась возможность, не снижая объёмы выпуска Т-34-85, организовать изготовление нового танка в освобождённом Харькове, достаточно много усилий ушло на организацию его серийного производства. Изначальный вариант Т-44 имел много «детских болезней», кроме того содержал ряд не особо желательных решений в своей конструкции, например рубку механика-водителя, ослаблявшую стойкость верхней лобовой детали. Поэтому в 1944—1945 годах велась интенсивная работа по доводке машины. По её ходу логичным шагом выглядело создание новой куполообразной башни по типу ИС-3 для 100-мм пушки. Первый прототип такой машины был построен к марту 1945 года и получил индекс Т-54. Но его путь в серию был очень труден и до его завершения на конвейере Харьковского завода транспортного машиностроения оставались Т-44 с 85-мм пушкой. В 1947 году в рамках подготовки к переходу на выпуск Т-54 производство «сорок четвёртых» было завершено.
В РККА Т-44 поставлялся в основном в учебные заведения и части. На фронт из-за кардинально отличающейся от Т-34 конструкции и наличия «детских болезней» его было решено не посылать. В послевоенной Советской Армии Т-44 долго находились на вооружении, часть из них прошла модернизацию в середине 1960-х годов, а другие были переделаны во вспомогательные машины. Несколько танков этого типа были очень грубо «закамуфлированы» под немецкий «Тигр» и снимались во многих фильмах послевоенного времени. Небольшое число Т-44 сейчас являются музейными экспонатами — Бронетанковый музей в Кубинке и музей Брестской крепости имеют этот танк в своих экспозициях.
Один из первых вариантов танка Т-44. Последующие серии имели другие башни и укладку ЗИП снаружи танка. Последние машины имели ходовую часть, рассчитанную под гусеницы, аналогичные гусеницам танка Т-54.
Литература
Желтов И. Г. и др. Неизвестный Т-34. — Москва: ООО Издательский центр «Экспринт», 2001. — 184 с. — ISBN 5-94038-013-1