Начало Великой Отечественной войны отодвинуло планы по модернизации танка на несколько лет. Перед танкостроителями были поставлены новые задачи: «прекратить модернизацию Т-34, свернуть выпуск всей гражданской продукции, приступить к выполнению мобилизационного плана и быть готовыми оказать помощь заводам, которые будут переключены на выпуск танков Т-34.» (2-й Народный комиссар среднего машиностроения СССР В. А. Малышев, 22 июня 1941 года) Конструкция танков меняется в сторону упрощения, в производстве используются различные заменители. В частности, с 29 ноября 1941 года СТЗ перешёл на выпуск стальных литых катков с внутренней амортизацией и гусеницей новой конструкции, так как с августа начались перебои с поставкой резиновых бандажей с Ярославского резино-асбестового комбината. Нехватка дизельных двигателей В-2 вплоть до весны 1943 года компенсировалась на СТЗ установкой в танки авиационных карбюраторных двигателей М-17Ф, прошедших по 3—4 капитальных ремонта.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/5/5f/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE_%D0%A2-34-85_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%86%D0%B0_1944_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5_%D0%B2_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B5.jpg/240px-%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE_%D0%A2-34-85_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%86%D0%B0_1944_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5_%D0%B2_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B5.jpg)
Т-34-85 образца 1944 года на постаменте в Курске
На заводе № 112 «Красное Сормово» разработана конструкция упрощённого корпуса: без механической обработки кромок листов после газопламенной резки, с упрощением соединения деталей в «четверть» и введением шипового соединения лобового листа с бортами и подкрылками.
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм танковых пушек Т-34 стала резко недостаточной. Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в серийное производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой С-53 калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн (до 32 т), что привело к незначительному снижению динамических характеристик.
Общий выпуск танков Т-34-85
| 1944 | 1945 | Всего |
Т-34-85 | 10499 | 12110 | 22609 |
Т-34-85 ком. | 134 | 140 | 274 |
ОТ-34-85 | 30 | 301 | 331 |
Всего | 10663 | 12551 | 23 214 |
Описание конструкции
Т-34 имеет классическую компоновку. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя и стрелка-радиста, располагающихся в отделении управления и заряжающего с командиром, выполняющим также функции наводчика, которые находились в двухместной башне.
Каких-либо чётко выделенных модификаций линейного Т-34-76 не существовало. Тем не менее, в конструкции серийных машин имелись существенные отличия, вызванные различными условиями производства на каждом из производивших их заводов в определённые периоды времени, а также общим усовершенствованием танка. В исторической литературе эти отличия, как правило, группируются по заводу-производителю и периоду производства, порой с указанием на характерную особенность, если на заводе параллельно производились два или более типа машин. Впрочем, в войсках картина могла ещё более усложняться, поскольку из-за высокой ремонтопригодности Т-34, подбитые танки чаще всего вновь восстанавливались, и узлы повреждённых машин разных версий при этом зачастую собирали в целый танк в самых различных сочетаниях.
![WoSoft.ru - программы для всех](http://www.wosoft.ru/img/wosoft.gif)
![AlfaInternet.su - бесплатная регистрация сайтов в каталогах поисковиках реклама сайтов](http://alfainternet.su/source/ai-88x31-64.gif)
![МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов](http://stat24.meta.ua/img/counter/17.gif)
![WoWeb.ru - портал для веб-мастера](http://www.woweb.ru/img/woweb.gif)
![Add to iGoogle](http://buttons.googlesyndication.com/fusion/add.gif)
![Поделиться ссылкой в FaceBook](http://centavrus-opti.ru/wp-content/themes/Vch54ti/images/facebook.gif)