СРЕДНИЙ ТАНК Т-29
По внешнему облику и конфигурации башен Т-29 напоминал танк Т-28: трехбашенный, с 76,2-мм пушкой в центральной башне и с пулеметами, установленными на шаровых опорах в двух малых башнях. Отличие заключалось в ходовой части: танк Т-29 был колесно-гусеничным. Если у Т-28 шасси основывалось на 24 опорных катках малого диаметра (350-мм), то у Т-29 имелось лишь 8 сдвоенных опорных катков большого диаметра (840-мм).
При движении на колесах три задние пары катков становились ведущими, а передняя пара - управляемой. При создании этой машины предполагалось, что колесно-гусеничная ходовая часть позволит решить вопрос оперативной подвижности бронетанковых войск без использования железнодорожного транспорта или трейлеров. Однако в ходе испытания опытной серии машин выявились трудности, связанные в основном со сложностью конструкции колесно-гусеничного хода. Красная Армия нуждалась в первую очередь в простых машинах с более сильной броней, которые можно было бы производить в десятках тысяч экземпляров. По этой причине танк хотя и был принят на вооружение в 1936 году, но серийно не строился.
Несмотря на то что колесно-гусеничные средние боевые машины типа Т-29 оказались слишком дорогими, расставаться с ними все-таки не торопились. Так, в течение второй половины 1937 - 1938 г. разные конструкторы завода №185 то и дело возвращались к различным версиям. Отказаться от хорошо отработанного колесно-гусеничного хода для 20-тонной машины с такой привлекательной трех-башенной схемой вооружения оказалось непросто.
Согласно постановлению КО при СНК СССР № 14 от 25 мая 1937 г. «О производстве машин на Кировском заводе», последним в срок не позднее 1 августа должен был представить на утверждение образец Т-29, защищенного наклонными листами цементованной брони толщиной не менее 25-мм, с ликвидацией отмеченных недостатков. 4 июля 1937 г. на рассмотрение наркомов тяжелой и оборонной промышленности Межлаука и Рухимовича был представлен проект Т-29Ц ( Т-29-Ц, буква «Ц» обозначала, что корпус танка из цементованной брони), разработан танк был под руководством Н. Цейца.
Танк T-29 представлял собой 30-тонную машину, защищенную 30-мм броней. Ходовая часть состояла из пяти пар опорных катков большого диаметра, из которых три пары были ведущими на колесном ходу, и шести поддерживающих роликов. Вооружение было мощным: 76-мм пушка обр. 1936 г. (Л-10), два 12,7-мм пулемета ДК, пять 7,62-мм пулеметов ДТ, и размешалось в трех конических башнях, экипаж состоял из 6 человек. Проект был в целом одобрен, и в течение 1938 г. предполагалось изготовить и испытать опытный образец. Однако осенью 1937 г. работы по нему были неожиданно свернуты, так как. по воспоминаниям Л. Горлницкого, в это время был арестован Н. Цейц.
Компоновочная схема этих танков была аналогичной схеме Т-28.
Т-29-4 имел боевую массу 16 т, экипаж - пять человек. Противопульное
бронирование корпуса было выполнено из катаных броневых листов толщиной
20-мм, башни - 15-мм.
Т-29-5 боевой массой 23,5 т имел более узкий и
короткий броневой корпус, изготовленный из катаных броневых листов
толщиной 30-мм и башни - 20-мм. Экипаж состоял из шести человек.
Вооружение было одинаковым:
76,2-мм короткоствольная пушка КТ-27 обр.1932 г. и пять 7,62-мм пулеметов ДТ.
В главной башне пулеметы ДТ размещались в автономных шаровых
установках: один - справа от пушки, второй (тыльный) - в кормовой нише.
Третий (зенитный) - пулемет, устанавливался на поворотном погоне входного люка главной башни.
Два пулемета ДТ устанавливались в малых пулеметных башнях с углами обстрела 220°-240° по горизонту.
В боекомплект танков входили 78 выстрелов к пушке и 6930 патронов к
пулеметам ДТ для танка Т-29-5 и 74 выстрела и 7938 патронов - для танка
Т-29-4.
Боекомплект пушки в обеих моделях размещался в
карусельной укладке. Для посадки и выхода экипажа главная башня имела
два люка: один в крыше башни, второй (прямоугольной формы) - в кормовом
броневом листе.
В кормовой части корпуса танков устанавливался
четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель
М-17Л мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с
помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым
воздухом. В системе зажигания использовались два магнето "Сцинтилла".
Для облегчения пуска двигателя использовалось пусковое магнето "Бош".
Емкость четырех топливных баков составляла 530 л. Запас хода танков по
шоссе составлял: на гусеничном ходу 125-150 км, на колесном ходу -
200-250 км. В состав трансмиссия входили: трехдисковый главный фрикцион,
четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами, два бортовых
фрикциона с плавающими ленточными тормозами и два бортовых редуктора. В
качестве механизма поворота при движении на колесном ходу использовался
простой дифференциал с блокировкой.
Подвеска танков индивидуальная, пружинная. В ходовой части применялись восемь двухскатных опорных катков с наружной амортизации. Поддерживающие катки отсутствовали, а передняя и задняя пары опорных катков были управляемыми. При движении на колесном ходу все четыре пары опорных катков были ведущими. В качестве механизма поворота в этом случае применялся двойной дифференциал, который блокировался при прямолинейном движении для предотвращения увода танка. Переход с гусеничного хода на колесный занимал около 60 мин, и требовал выхода экипажа из машины. Ширина трака гусеницы составляла 380-мм.
Электрооборудование машин было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТА-6 или 6СТА-9 напряжением 12 В, емкостью 144 Ампч и 96 Ампч соответственно, а также динамо (генератор) "Сцинтилла" мощностью 1000 Вт, напряжением 12В.
Тактико-технические характеристики | |||||
Марка танка | ПТ-1А | Т-29-4 | Т-29-5 | Т-29 | Т-28А |
Характеристика/год | 1934 | 1935 | 1935 | 1936 | 1935 |
Боевой вес, кг | 15350 | 16000 | 23700 | 28300 | 25800 |
Экипаж, чел. | 4 | 5 | 6 | 5 | 6 |
Размер, мм | |||||
Длина общая | 7661 | 6800 | 6530 | 7325 | 7360 |
Ширина | 29114 | 3000 | 3055 | 3220 | 2870 |
Высота | 2280 | 2400 | 2850 | 2820 | 2620 |
Клиренс | 450/470 | 450/470 | 450/470 | 500/520 | 500 |
Ширина трака, мм | 380 | 380 | 500 | 380 | |
Вооружение | |||||
Пушек, шт. х тип. | 1x45 мм 20К | 1х76-мм КТ | 1х76-мм КТ | 1x76 мм ПС-З | 1х76-мм КТ |
Снарядов, шт. | 96 | 74 | 78 | 68 | 69 |
Пулеметов, шт. х тип. | 3 х ДТ | 4 х ДТ | 5 х ДТ | 5 х ДТ | 4 х ДТ |
Патронов, шт. | 4851 | 7938 | 6930 | 6615 | 7938 |
Толщина брони, мм | |||||
Верт, корпуса | 15-13 | 20-15 | 30-20 | 30-20 | 30-20 |
Гориз, корпуса | 6-4 | 8-6 | 8-6 | 10-8 | 10-8 |
Башня | 13 | 15 | 20 | 20 | 20 |
Двигагель | |||||
Тип | 4т/4ц/К/Ж | 4т/4ц/К/Ж | 4т/4ц/К/Ж | 4т/4ц/К/Ж | 4т/4ц/К/Ж |
Марка | М-17Т | М-17Т | М-17Т | М-17Ф | М-17Л |
Мощность макс., л.с. | 480 | 500 | 500 | 520 | 500 |
При частоте об./мин. | 1650 | 1650 | 1650 | 1650 | 1445 |
Передач КПП | 4/1 | 4/1 | 4/1 | 4/1 | 4/1 |
Скорость макс км/ч* | 60/80 | 60/72 | 54/80 | 56/58 | 55,8 |
Тин топлива | Бензин 1 с | Бензин 1 с | Бензин 1 с | Бензин 1 с | Бензин 1 с |
Емк. бака. л. | 414 | 414 | 414 | 600 | 660 |
Запас хода, км | |||||
По шоссе* | 150/210 | 150/210 | 150/210 | 200/300 | 200 |
По проселку | 125/- | 100/130 | 140/200 | 140 | |
Уд. давл. кгс/см2 | 0,55 | 0,56 | 0,59 | 0,72 | 0,48 |
Преодолеваемые препятствия | |||||
Подъем, град. | 32 | 33 | 26 | 30 | 43 |
Спуск, град. | 32 | 30 | 22 | 30 | 35 |
Крен. град. | 25 | 20 | 15 | 15 | 28 |
Ров. мм | 3200 | 2750 | 3000 | 1800 | 3500 |
Стенка, мм | 1200 | 850 | 850 | 650 | 1000 |
Брод, мм | плавает | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 |
* в числителе на гусеницах в знаменателе - на колесах. |
Для внешней связи была установлена радиостанция 71-ТК-1 с ТПУ-3 и поручневой антенной, монтируемой на корпусе машины. На танке Т-29-5 устанавливалась штыревая антенна на крыше башни.
В 1934-1935 годах танки Т-29 прошли обширную программу различных испытаний, в том числе и сравнительных с танками Т-28. При этом отмечалось, что Т-29 "имеет хорошую поворотливость и маневренность, особенно в тяжелых условиях. Скорость Т-29 выше, чем у Т-28 серийного и равноценна с опытным Т-28А (скоростным). По мощности вооружения и броне, равноценен Т-28, но уступает в удобстве обслуживания, так как в главной башне находится два человека, башня должна быть обязательно переконструирована. Более сложен из-за колесного хода".
По результатам испытаний в 1936 году завод им.Кирова изготовил эталонный образец Т-29. Схема компоновки отличалась от классической двухъярусным расположением вооружения. Главная башня была выполнена по типу легкого танка Т-26-4 с увеличенным на 100-мм диаметром погона. Малые пулеметные башни были заимствованы у Т-28. Во вращающейся главной башне размещались 76,2-мм пушка ПС-3 и два 7,62-мм пулемета ДТ. Один из них крепился в автономной шаровой установке справа от пушки, другой - в кормовой нише башни. Кроме того, на крыше главной башни в турельной установке П-40 монтировался зенитный пулемет ДТ.
Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два поворотных люка в крыше и один (прямоугольной формы) в кормовом броневом листе. В двух независимых малых башнях с ограниченными углами поворота находилось по одному 7,62-мм пулемету ДТ. Боекомплект составлял 67 артиллерийских выстрелов и 6930 патронов. Впервые на машине основная часть артиллерийских выстрелов была размещена в кольцевой укладке окружающей башню ниже уровня погона. Впоследствии на Т-29 в 1938 г. вместо пушки ПС-3 была установлена танковая пушка Л-10. Броневая защита - противопульная.
Толщина лобовой брони сварного корпуса составляла 30-мм, цилиндрических клепаных башен - 20-мм. В кормовой части корпуса размещался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. (368 кВт) с двумя двойными карбюраторами "Зенит" КД-1. Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. Емкость топливных баков составляла 600 л. Запас хода по шоссе на колесном ходу достигал 300 км, на гусеничном ходу - 200 км. Было изготовлено несколько машин, которые в боевых действиях участия не принимали.
Несомненно, Т-29 был оригинальной машиной, на которой был применен ряд интересных технических решений. Привод на три оси позволил значительно увеличить динамические характеристики машины, а мощное вооружение наряду с броней, надежно защищавшей от пуль и осколков снарядов, делало Т-29 весьма перспективным танком. Но вместе с тем танк имел множество недостатков, в частности, колесно-гусеничный движитель сильно усложнял его конструкцию, что приводило к трудностям в производстве и эксплуатации. Кроме того, танку были присущи все недостатки многобашенной схемы, такие, как невозможность увеличения бронирования и сложность производства самого корпуса. Однако, принимая во внимание вес танка, калибр артиллерийского вооружения и скорость движения на гусеницах, нельзя не признать созданный в 1936 году танк Т-29 одной из важных ступеней на пути поиска нового типа среднего танка, который в конечном итоге завершился созданием легендарного Т-34.Оценка машины