СРЕДНИЙ ТАНК Т-28
Танк Т-28 был принят на вооружение Красной Армии в августе 1933 г. и выпускался на Кировском заводе в Ленинграде до 1940 г. Машины этого типа поступали на вооружение танковых бригад резерва Главного командования, предназначенных для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос. Особенностью Т-28 являлось наличие трех вращающихся башен с вооружением. В главной башне, расположенной в средней части, было смонтировано 76,2-мм орудие КТ-28 (или ПС-3) и два пулемета ДТ. Башня могла поворачиваться на 360 градусов, при этом мог использоваться электропривод. Перед главной башней располагались две малые башни с пулеметным вооружением. Каждая из этих башен могла вести огонь в секторе 220 градусов.
Экранированный Т-28, использовавшийся Финской армией, в экспозиции танкового музея в г. Парола(Финляндия)
Несмотря на относительно большой вес, танк имел хорошую проходимость, обусловленную низким удельным давлением на грунт. Опорные катки малого диаметра закрывались экраном из бронелистов. Опыт использования танков в войне с Финляндией заставил усилить бронирование методом наложения дополнительных броневых листов на основную броню и перейти на выпуск машин с коническими башнями, обеспечивающими лучшую защиту от огня противника. База танка широко использовалась в опытных целях.
Так был выпущен:
- опытный образец с гидромеханической трансмиссией,
- с торсионной подвеской опорных катков,
- с колейным катковым тралом,
- мостовой танк
- и танк-электротральщик, обеспечивающий дистанционный подрыв мин с помощью электромагнитного излучения.
Всего было выпущено свыше 500 (по другим данным - свыше 600) боевых машин этого типа.
Основные серийные модификации
- Т-28-1 - предсерийный образец (1932). Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 и три пулемёта ДТ.
- Т-28 образца 1933 - первый серийный образец производства 1933-1934 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 4 пулемёта ДТ. Выпущена 41 машина.
- Т-28 образца 1934 - основной серийный образец производства 1934-1938 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 4-5 пулемётов ДТ. Выпущено 266 машин.
- Т-28 образца 1938 - основной серийный образец производства 1938-1940 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка Л-10 и 5 пулемётов ДТ. Выпущена 131 машина.
- Т-28 образца 1940 - с конической главной башней производства 1940 г. Вооружение: 76,2-мм пушка Л-10 и 5 пулемётов ДТ. Выпущено 13 экземпляров.
- Т-28Э - экранированный вариант Т-28. Экранировка ранее построенных машин производилась в 1940 г. Всего заэкранировано 111 машин.
- Т-28А - «скоростной» Т-28. За счёт переконструирования бортового редуктора и коробки передач удалось поднять скорость танка до 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокаде. С июня по декабрь 1936 года в рамках серийного изготовления было изготовлено 52 машины. Дальнейшее производство танков этой модификации было свёрнуто ввиду планировавшегося принятия на вооружение Т-29.
- Т-28А-2 - один из «скоростных» Т-28А, в опытном порядке оснащённый трансмиссией изменённой конструкции, что позволило достичь скорости в 65 км/ч по шоссе. Выпущен осенью 1936 года.
- Т-28ПХ (Т-28 подводного хождения) - серийный танк, на который в опытном порядке было установлено оборудование для преодоления по дну водных преград глубиной до 4,5 м (1937).
По сочетанию основных оценочных параметров - подвижности, вооружению и бронезащите - в 1930-е гг Т-28 был сильнейшим средним танком в мире. На момент начала производства Т-28 серийных аналогов ему практически не существовало - к примеру, танковые части Франции в то время были укомплектованы практически исключительно лёгкими FT-17, а немецкие бронетанковые войска вообще ещё не существовали. Серийные танки, сравнимые с Т-28, в других странах начали выпускаться лишь через несколько лет.
Тактико-технические характеристики советских оперативных танков | |||||
БТ-2 | танк БТ-5 | ПТ-1 | Т-28 | Т-28 | |
ТТХ/год выпуска | 1932 | вып. 1934 | 1932 | вып. 1932 | вып. 1935 |
Боевой вес, кг | 11050 | 11900 | 14200 | 17500 | 25200 |
Экипаж, чел. | 3 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Размер, мм | |||||
Длина полная | 5500 | 5800 | 7100 | 6500 | 7360 |
Ширина полная | 2230 | 2230 | 2990 | 2630 | 2870 |
Высота | 2174 | 2338 | 2690 | 2410 | 2620 |
Клиренс | 350 | 350 | 425 | 500 | 500 |
Ширина трака, мм | 263 | 263 | 380 | 380 | |
Вооружение | |||||
Пушка кал. тип. | 37мм 5К | 45 мм 20К | 45 мм 20К | 37 мм ПС-2 | 76.2мм КТ |
Снарядов, шт. | 92 | 105 | 93 | 230 | 69 |
Пулеметов, шт. х тип. | 1хДТ | 1 хДТ | 3хДУ,1хДТ | 3хДТ | 4хДТ |
Патронов, шт. | 2709 | 2709 | 3402 | 6048 | 7938 |
Толщина брони, мм | |||||
Вертик. корпуса | 13 | 13 | 10 | 20-16 | 30-20 |
Гориз, корпуса | 10-6 | 10-6 | 5-4 | 10-8 | 10-8 |
Башня | 13 | 13 | 10 | 20 | 20 |
Двигатель | |||||
Тип | 4т/12ц/к/ж | 4т/12ц/к/ж | 4т/12ц/к/ж | 4т/12ц/к/ж | 4т/12ц/к/ж |
Марка | «Либерти» | М-5-400 | М-17Т | М-6-300 | М-17Т |
Мощность макс., л.с. | 400 | 400 | 480 | 300 | 480 |
При частоте об./мнн. | 1650 | 1650 | 1450 | 1800 | 1450 |
Передач КПП | 3/1 | 4/1 | 4/1 | 5/1 | 5/1 |
Скорость макс, гус/колеса км/ч | |||||
Шоссе | 51,6/72 | 53/72 | 58/62 | 40 | 40 |
Проселок | 32/- | 33/- | 25/35 | 28 | 26 |
Скорость ср.тех. км/ч | |||||
Шоссе | 25/40 | 25/40 | 23/26 | 25 | 26 |
Проселок | 22/- | 20/- | 12/16 | 22 | 21 |
Тип топлива | Бензин 1 с | Бензнн 1 с | Бензин 1 с | Бензин 1 с | Бензин 1 с |
Емк. бака. л. | 360 | 360 | 500 | 660 | |
Запас хода. км | |||||
- шоссе | 160/200 | 160/200 | 200 | 180 | |
- проселок | 150 | 150 | 140 | 140 | |
Преодолеваемые препятствия | |||||
Уд. давление, кгс/см2 | 0,59 | 0.6 | 0.46 | 0,5 | 0.62 |
Подъем, град. | 32 | 32 | 40 | 45 | |
Спуск, град. | 32 | 32 | 30 | 32 | |
Крон. |рад. | 30 | 30 | 30 | ||
Ров. мм | 2250 | 2300 | 2700 | 2700 | 3500 |
Стенка, мм | 550 | 550 | 700 | 770 | 1000 |
Брод, мм | 1.0 | 1.0 | плавает | 1250 | 1000 |
Из истории создания
Одним из главных требований, что поставил перед собой только что назначенный начальник КБ Кировского завода - 29-летний Ж. Koтин: «всемерное упрощение конструкции танка без ухудшения его боевых характеристик...». Для этого он видел два пути конструкторский и технологический. И вскоре после назначения главный конструктор пишет свои соображения о создании Т-112: «...удалением пулеметных башенок и изменением трансмиссии можно сократить длину танка на 500-мм-600-мм... а полученный резерв массы пустить на усиление вертикальной брони до 40-мм-42-мм, щитка водителя до 70-мм, вооружение установить в виде 76,2-мм длинноствольной пушки или танкового орудия еще большего калибра... Улучшить подвеску танка можно применив в ней тележки Т-35... Полученный в результате таких изменении танк завод сможет серийно выпускать уже в текущем году... Он будет защищен от огня крупнокалиберных пулеметов и противотанковой артиллерии до 37-мм калибра со всех дистанции... Прошу вашего разрешения о проведении работ по модернизации...»
На испытаниях были опробованы три вида опорных катков, отличавшихся диаметром, массой и типом упругого элемента. Испытания показали надежность торсионной подвески, и она была рекомендована для освоения в серийном производстве на Т-28. Кроме того, в эксплуатации находились скоростные танки Т-28А, которые несли освоенную в серийном производстве «скоростную» трансмиссию.
В плане защищенности в конце 1937 г. на Ижорском заводе была разработана схема установки дополнительного бронирования на Т-28 и Т-35. Но если в целесообразности последнего имелись большие сомнения, то схема добронирования Т-28 в марте 1938 г. была рекомендована к освоению в серийном выпуске.На этот год запланировали выпуск 25 машин. Хотя боевая машина была востребована войсками только в конце 1939 г.
ДАЛЕЕ