Боевое применение
Танки Т-54/55 приняли участие в следующих вооружённых конфликтах:
- Венгерское восстание 1956 года
- Сентябрьское восстание в Иракском Курдистане (1961—1975)
- Шестидневная война (1967)
- Операция «Дунай» (1968)
- Война на истощение (1969—1970)
- Война во Вьетнаме — в составе войск Северного Вьетнама
- Гражданская война в Камбодже
- Арабо-израильская война 1973 года — в составе войск Египта и Сирии.
- Первая гражданская война в Анголе (1975—1991) —
- Ливийско-египетский конфликт (1977) — в составе войск Ливии.
- Эфиопо-сомалийская война (1977—1978) — в составе войск Сомали.
- Китайско-вьетнамская война (1979).
- Афганская война (1979—1989) — успешно применялись в качестве орудия поддержки пехоты.
- Ирано-иракская война (1980—1988) — применялись иракской армией.
- Война в Ливане (1982) — в составе сирийской группировки в Ливане.
- Война в Персидском заливе (1991) — применялись иракской армией.
- Карабахский конфликт (Карабахская война) (1991—1994)
- Косовская война — использовались югославской армией.
- Иракская война (2003) — применялись иракской армией.
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) — использовались вооружёнными силами Южной Осетии.
- Первая чеченская война
- Волнения в Ливии (2011)
Оценка машины
Первое поколение послевоенных танков, к которым относится Т-54/55, начало создаваться ещё непосредственно во время Второй мировой войны, хотя и не приняло участия в боевых действиях. Вторая мировая война дала сильнейший толчок развитию танкостроения. Был накоплен богатый опыт ведения войны с участием бронетехники. Разработаны новые крупнокалиберные орудия, новые виды брони, появилась защита от радиации и оружия массового поражения, появился стабилизатор наведения, а также многое другое. Однако ещё в начале 1950-х годов конструкторам и военным стало очевидно, что компоновка корпуса, броневая защита, вооружение, трансмиссия и ходовая часть танка Т-54 не обеспечивают оптимального сочетания огневой мощи, защищённости и подвижности, которым должен отвечать перспективный средний танк, способный эффективно противостоять средним и тяжёлым танкам НАТО.
Компоновка корпуса танка, унаследованная от Т-44, хотя и обеспечивала преимущества советского танка перед зарубежными аналогами, не давала возможности дальнейшего повышения защищённости, особенно от новых 90 и 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. Нестабилизированная 100-мм танковая пушка Д-10Т не обеспечивала достаточной точности и скорострельности при ведении огня с ходу. Кроме того, возникала необходимость введения в боекомплект пушки новых бронебойно-подкалиберных и, особенно, кумулятивных снарядов. Трансмиссия и ходовая часть танка Т-54 вели своё развитие от танков БТ, прототипом которых послужил танк Кристи М.1931 (по некоторым источникам — М.1940). Введениепланетарных механизмов поворота вместо бортовых фрикционов, торсионной подвески вместо пружинной и новой гусеничной лентыс цевочным зацеплением существенно повысило подвижность танков Т-54 по сравнению с их предшественниками, но не обеспечивало дальнейшего повышения подвижности танка в случае установки более мощного вооружения или увеличения броневой защиты. Однако все возможности модернизации танков Т-54 ещё не были использованы, о чём свидетельствуют многочисленные модификации танков Т-54, а также танки Т-55 и Т-62, созданные на базе танка Т-54 (эти танки до сих пор состоят на вооружении во многих странах мира). В середине 1970 х годов T-54/55 и T-62 были наиболее распространенными типами танков в ивентории ВС СССР составляя примерно 85 % всех танков.
Несмотря на быстро выяснившееся недостатки танков Т-54/55, эти машины находились в производстве более 30 лет, что для современного танка является рекордом. Как было и в случае с танком Т-34, советская школа брала преимущественно технологичностью и массовостью производства, внося серьёзные изменения в конструкцию базовых типов танков лишь при крайней необходимости. За счёт развёртывания массового производства нескольких избранных моделей предполагалось добиться такого количественного преимущества над противником, которое могло бы превзойти все недостатки Т-54/55.