ВОЙНА ?! НЕТ !
Четверг, 28.03.2024, 19:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6264

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

СУ-85
СУ-85 — средняя по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ), относящаяся к классу истребителей танков. СУ-85 активно и успешно использовались с сентября 1943 года до окончания Великой Отечественной войны.
Файл:Su85.jpg
СУ-85 в Польше (справа не хватает одного катка)
История создания и производства

Машины этой марки выпускались на Уральском Заводе Тяжёлого Машиностроения (УЗТМ, Уралмаш) с августа 1943-его по июль 1944 года, всего было построено 2329 самоходок. После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов и прекращения выпуска бронекорпусов для СУ-85 до декабря 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85 «модернизированная» СУ-85М отличалась более мощной лобовой бронёй и увеличенным боезапасом. Всего было построено 315 таких машин
15 апреля 1943 года Государственный комитет обороны (ГОКО) принял постановление №3187, в котором ставились задачи по увеличению пробивной способности буксируемых, танковых и самоходных артиллерийских систем Красной Армии для эффективной борьбы против немецкой тяжёлой бронетехники. Применительно к самоходной артиллерии этот документ обязывал создать специализированные бронированные истребители танков. Главное артиллерийское управление (ГАУ) выдвинуло достаточно высокие требования к вооружению этих САУ — их снаряды должны были перфорировать при нормальном попадании броневую плиту толщиной 90—120 мм с расстояния 500—1000 м.
5 мая 1943 года последовало другое постановление ГКО №3289сс, в котором определялись сроки постройки истребителя танков с приведёнными выше характеристиками и области ответственности главных исполнителей задания. В числе последних были:
Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), которому было поручено разработать 85-мм пушку для будущей САУ;
Завод №9 народного комиссариата вооружений (НКВ), который должен был изготовить три опытных образца конструкции ЦАКБ;
УЗТМ, которому поручалось построить ходовую часть САУ и установить на неё артиллерийскую часть.
Чтобы выдержать заданный правительством срок, конструкторское бюро УЗТМ под руководством Л. И. Горлицкого решило в качестве базы будущего истребителя танков использовать уже испытанную и получившую одобрение от военных САУ СУ-122М. В начале мая 1943 года чертежи её рубки были отосланы в ЦАКБ, которое с опозданием на 10 дней относительно утверждённого плана выдало обратно на Уралмашзавод чертежи 85-мм танковой пушки С-31 без карданной рамки, которая не могла быть установлена в СУ-122М по причине больших габаритов. Кроме того, для серийного выпуска С-31 завод №9 не имел нужного оборудования. Во избежания срыва сроков исполнения задания, КБ УЗТМ предприняло нетривиальное решение — обратилось за помощью к КБ завода №9, чтобы фактически выполнить порученную ЦАКБ работу по конструированию 85-мм пушки, подходящей для установки в боевое отделение СУ-122М.
КБ завода №9, возглавляемое Ф. Ф. Петровым с готовностью пошло навстречу Уралмашзаводу в этом вопросе и уже 20 мая 1943 года проект 85-мм пушки Д-5С-85 поступил на рассмотрение Технического управления НКВ. Эта артиллерийская система была дальнейшим развитием проекта орудия У-9, разработанного в 1941—42 годах конструкторами В. Е. Сидоренко и А. В. Усенко. ЦАКБ, в свою очередь, «ответил» проектом новой 85-мм пушки С-18, который опять более подходил для установки в танк, нежели чем в САУ. Чертежи поступили на рассмотрение 23 мая 1943 года, их задержка объяснялась переездом ЦАКБ на новое место. По сравнению с С-31 пушка С-18 имела ряд преимуществ, но также обладала и рядом существенных недостатков. Наиболее важными из них были большие габариты и перевес в 850 кг относительно «конкурента» Д-5С. Специалисты Технического управления НКВ высказались в пользу конструкции Ф. Ф. Петрова, что вызвало резкую реакцию со стороны начальника ЦАКБ В. Г. Грабина. Используя своё влияние, ему удалось настоять на изготовлении опытного образца САУ со «своей» пушкой С-18. Это было зафиксировано 7 июня 1943 года решением специальной комиссии из представителей НКВ, народного комиссариата танковой промышленности (НКТП), ГАУ и главного бронетанкового управления (ГБТУ). К сравнительным испытаниям допускались три опытных САУ, уже получивших название СУ-85, с вооружением конструкции ЦАКБ и завода №9, а также модернизированный образец СУ-122.
К 20 июля 1943 года была завершена постройка опытных самоходок, которые получили следующие обозначения:
СУ-85-I с орудием С-18 конструкции ЦАКБ в установке, разработанной УЗТМ;
СУ-85-II с орудием Д-5С-85 конструкции завода №9;
СУ-122-III со 122-мм гаубицей Д-6 конструкции завода №9;
СУ-85-IV с орудием С-18 в разработанной ЦАКБ установке.
В течение пяти последующих дней прошли заводские испытания этих САУ с 80-км пробегом для каждой машины и отстрелом их орудий (39, 129, 165 и 62 выстрела в порядке возрастания записанного римскими цифрами индекса в из обозначениях). Во время стрельб имели место поломки тормозов отката, спусковых и выбрасывающих механизмов всех тестируемых артиллерийских систем, причём изделия завода №9 оказались несколько более надёжными. 25 июля на Гороховецком артиллерийском полигоне последовали государственные испытания новых САУ, по итогам которых предпочтение было отдано СУ-85-II как наиболее удобной на марше, стрельбе и заряжании орудия. У 85-мм пушек конструкции ЦАКБ были отмечены такие недостатки, как больши́ие габариты и масса, значительные усилия на маховиках наводки орудия в обеих плоскостях. Кроме того, сильно выступающая бронировка орудия у СУ-85-IV сильно ограничивала обзор с места механика-водителя.
По результатам испытаний констатировался тот факт, что все орудия нуждаются в доработке. Однако из-за острой надобности Красной Армии в СУ-85 было принято решение о прекращении работ над пушкой С-18 и гаубицей Д-6, чтобы направить высвободившиеся резервы на доводку СУ-85-II. Последняя, как наиболее удачная в плане огневых характеристик и эксплуатационных качеств, рекомендовалась к принятию на вооружение, которое последовало во второй половине августа 1943 года, когда УЗТМ уже начал их серийное производство.
В. Г. Грабин пытался оспорить это решение, но успеха в этом не имел. Выбор Техническим управлением НКВ пушки Д-5С, созданной в небольшом по сравнению с ЦАКБ коллективе разработчиков завода №9, стал одним из первых поражений В. Г. Грабина в последовавшей затем их длинной череде. Интересно отметить, что точно такая же ситуация сложилась и после в процессе создания СУ-100. Возглавляемое Ф. Ф. Петровым КБ завода №9 вновь сумело создать лучшую артиллерийскую систему в негласной, но довольно жёсткой борьбе с ЦАКБ, сопровождаемой «энергичной» словесной перепалкой в письменных обращениях обеих сторон в различные управленческие инстанции.

Боеприпасы

 
Выстрелы и снаряды к 85-мм танковой пушке Д-5С.
1. Выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П (подкалиберный бронебойный снаряд трассирующий «катушечного» типа).
2. Выстрел УБР-365 со снарядом БР-365 (тупоголовый с баллистическим наконечником с локализаторами трассирующий).
3. Выстрел УБР-365К со снарядом БР-365К (остроголовый с локализаторами трассирующий).
4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (стальная осколочная цельнокорпусная граната с взрывателем КТМ).
Файл:SU-85 in Poland 1.JPG 
СУ-85 в музее военной техники в Чернякове, Польша
По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 85-мм зенитного орудия 52-К — родоначальника пушки Д-5, боекомплект СУ-85 был существенно менее разнообразен. В его состав входили:
бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с тупоголовым бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим наконечником 53-БР-365 массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 164 г) и зарядом 54-Г-365 массой 2,48—2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;
бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с остроголовым бронебойно-трассирующим снарядом 53-БР-365К массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 48 г) и зарядом Г-365 массой 2,48—2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;
бронебойный унитарный выстрел массой 11,42 кг с подкалиберным снарядом катушечного типа 53-БР-365П массой 5,0 кг и зарядом 54-Г-365 массой 2,5—2,85 кг; начальная скорость 1050 м/с;
осколочный унитарный выстрел массой 14,95 кг со снарядом 53-О-365 общей массой 9,54 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 741 г) и зарядом 54-Г-365 массой 2,6 кг; начальная скорость 792 м/с.
Осколочные снаряды О-365 имели большое число вариантов и при оснащении некоторыми типами взрывателей могли с успехом использоваться в качестве фугасных.
По советским данным, бронебойный снаряд БР-365 по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 111 мм, на вдвое большей дистанции при тех же условиях — 102 мм. Подкалиберный снаряд БР-365П на расстоянии 500 м по нормали пробивал бронеплиту толщиной 140 мм. При угле встречи относительно нормали 30° при стрельбе в упор снаряд БР-365 пробивал 98 мм, а на 600—1000 м — 88—83 мм брони.
Файл:Su-85.jpg

Источники информации

  • Желтов И. и др. Неизвестный Т-34. — М.: ООО Издательский центр «Экспринт», 2001. — 184 с. ISBN 5-94038-013-1
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. М.: ООО Издательский центр «Экспринт», 2005. — 48 с. ISBN 5-94038-079-4
  • Крысов В. С. «Батарея, огонь!». На самоходках против «тигров». — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 448 с. — (Война и мы. Окопная правда). Тираж 5100 экз. ISBN 978-5-699-20986-6

Ссылки




 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераSeo система рейтинга и статистики сайтов SeoSapAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz