ВОЙНА ?! НЕТ !
Среда, 24.04.2024, 06:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6269

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Стюарт (танк)
Файл:M3 Stuart 001.jpg 

M3 (англ. Light tank M3) — американский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Широко известен также под названием «Стюарт» (англ. Stuart), данным ему в войсках Великобритании в честь генерала Гражданской войны в США Джеба Стюарта.
M3 был создан в 1938—1941 годах на базе лёгкого танка M2. «Стюарт» серийно выпускался с марта 1941 по июнь 1944 года, неоднократно подвергаясь модернизациям по ходу выпуска. Всего было построено 23 685 танков этого типа, что сделало «Стюарт» самым многочисленным лёгким танком в истории мирового танкостроения.
Во Второй мировой войне «Стюарт» активно использовался войсками США, а также в значительных количествах поставлялся по программе ленд-лиза в Великобританию, СССР, Китай, войскам «Свободной Франции» и НОАЮ. После войны устаревшие к тому времени, но всё ещё многочисленные «Стюарты» продавались во многие другие страны, в некоторых из которых они состояли на вооружении до 1990-х годов.

Предшественники «Стюарта»
Свою историю «Стюарт» ведёт от британского танка «Виккерс 6-тонный», одного из наиболее распространённых танков в мире в межвоенный период. Именно на основе его конструкции был в 1933—1934 годах создан американский танк T5, ставший родоначальником всей линейки серийных лёгких танков США.
Разработки, приведшие к созданию M3, были начаты в 1938 году, когда опыт гражданской войны в Испании показал, что развитие стрелкового оружия сделало легкобронированную бронетехнику крайне уязвимой даже для обычного пехотного вооружения, не говоря уже о специализированных противотанковых средствах. 15 апреля 1938 года было проведено совещание по вопросам дальнейшего развития танковой программы, на котором было сформулировано, что состоящие на вооружении лёгкие танки M2 с максимальной толщиной брони 15,8 мм уязвимы для огня крупнокалиберных пулемётов на дистанциях в 700 метров, и уже в недалёком будущем развитие пулемётов может увеличить эту дистанцию до 900 м. Вооружение M2, ограничивавшееся одним 12,7-мм и двумя 7,62-мм пулемётами было также признано совершенно недостаточным, армии явно нужна была качественно новая машина.
была качественно новая машина.

Файл:M2A4 07.JPG
Танк M2A4, непосредственный предшественник M3.

Первоначальный вариант будущего танка, предложенный подполковником Г. М. Бернсом, отличался крайним упрощением и удешевлением конструкции, вызванным скудным финансированием армии в те годы. По замыслу, это должен был быть лёгкий 7-тонный безбашенный танк с экипажем из двух человек, защищённый бронёй толщиной до 38 мм и вооружённый 37-мм пушкой и 7,62-мм пулемётом, размещёнными в лобовом листе корпуса. Такая компоновка позволяла использовать в конструкции танка множество узлов гражданских автомобилей и значительно снизить стоимость машины, но развития этот проект так и не получил.
Два других предложения по компоновке новой машины были представлены майором Дж. К. Кристмасом (John K. Christmas) в июле того же года. Первый вариант был схож с предложением Бернса, хотя весил на две тонны больше. После доработок, проект получил 3 августа 1938 года обозначение T6. Единственный экземпляр этого танка был собран в июне 1939 года, но вскоре все работы по этому варианту были прекращены. Развитие получил второй предложенный Кристмасом проект — 10,5-тонный танк, вооружённый 37-мм пушкой в одноместной вращающейся башне со спаренным с ней 7,62-мм пулемётом, а также вторым пулемётом в лобовом листе корпуса. Танк должен был приводиться в движение радиальным авиационным мотором «Континенталь» W-670 и быть защищённым 25-мм бронёй. Именно эта концепция и послужила в дальнейшем отправной точкой для работ по новому танку.
Результатом наработок стала модификация лёгкого танка M2 — M2A4, запущенная в производство приказом от 29 декабря 1938 года[6]. От предшественников новую машину отличала двухместная башня, оснащённая 37-мм пушкой M3A1 и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом, утолщённое до 25 мм вертикальное бронирование и два дополнительных 7,62-мм пулемёта в спонсонах корпуса. С мая 1940 года по март 1941 года было выпущено 365 танков этой версии, ставшей прямым предшественником M3.

M3

Первый прототип «Стюарта» на Абердинском полигоне, 14 апреля 1941. Обращает на себя внимание полностью клёпаная конструкция корпуса и башни.

Несмотря на успешную эксплуатацию M2A4, танк явно нуждался в переработке устаревшей ходовой части. Помимо этого, приказ от 3 июня 1940 года рекомендовал к производству с 1941 года танки с увеличенной до 38 мм толщиной лобового бронирования. Модифицированный вариант танка 5 июля 1940 года получил обозначение light tank M3. Помимо усиленного бронирования и переработанной подвески, лучше распределявшей нагрузку и снижавшей давление на грунт, танк получил клёпаные корпус и башню. С марта 1941 года, когда этот танк сменил в производстве M2A4, и до прекращения серийного производства в июле 1942 года, с единственным дополнительным танком этого варианта, выпущенным в октябре того же года, было произведено 4525 танков этого варианта, известного также под его британским обозначением Stuart I. Помимо этого, в ходе серийного выпуска с июня 1941 года до августа 1942 года, с дополнительными 4 машинами, выпущенными в январе 1943 года, было произведено 1285 «Стюартов» M3 с дизельным двигателем «Гайберсон», получивших официальное обозначение light tank M3 (diesel), а в британских войсках известных как Stuart II. В число 5810 выпущенных танков этого типа входят также так называемые «гибридные» версии, выпускавшиеся с улучшениями, накопившимися в ходе производства.
Ещё до начала производства «Стюартов», опыт боевых действий в Европе показал очень опасный недостаток клёпаных корпусов — при попадании в них снаряда, а порой даже и пули крупного калибра, из-за деформации броневых листов заклёпки отскакивали внутрь танка, становясь дополнительными поражающими элементами. Более того, броня могла полностью отразить снаряд, но отскочившие заклёпки поражали экипаж столь же надёжно, как и его взрыв внутри танка. В связи с этим, после тестирования корпусов M3 артиллерийским обстрелом, исследовательский комитет 27 декабря 1940 года рекомендовал производство танка M3 со сварной башней, поскольку именно башня являлась наиболее уязвимой в этом отношении. Вариант с гранёной сварной башней с клёпаной командирской башенкой и утолщённой до 51 мм маской орудия, производившийся с апреля 1941 года, известен как «Стюарт» Тип 2 (англ. Stuart Type 2). Аналогичные танки, но с дизельным двигателем, известны в литературе как «Стюарт» Тип 3 (англ. Stuart Type 3). Помимо повышения защиты экипажа, сварная конструкция, за счёт избавления от полосок и уголков каркаса, уменьшала вес танка, а также несколько увеличивала внутреннее пространство.

Файл:M3A1 first prototype.JPG
Первый прототип M3A1 на Абердинском полигоне, 21 мая 1942.

Приказ от 27 марта 1941 года требовал скорейшей замены собиравшейся из поверхностно закалённых броневых плит башни, и вскоре M3 получили новую полностью сварную башню из гомогенной стали характерной подковообразной формы; борта и корма башни изготавливались из единой гнутой детали. На башнях этого варианта всё ещё сохранялась командирская башенка, но теперь она приобрела круглую форму и избавилась от смотровых щелей, наблюдение за полем боя стало осуществляться при помощи перископов. Этот вариант, выпускавшийся с октября 1941 года, известен в литературе как «Стюарт» Тип 4 (англ. Stuart Type 4), а его дизельная версия — как «Стюарт» Тип 5 (англ. Stuart Type 5).
Постепенно накапливавшиеся в ходе производства и эксплуатации ранних «Стюартов» улучшения привели к появлению переработанной версии, получившей обозначение M3A1, в Великобритании известной как Stuart III, а в литературе — «Стюарт» Тип 10, запущенной в производство в мае 1942 года. Всего до конца серийного производства в феврале 1943 года был выпущен 4621 танк этой модификации, в том числе 211 оборудованных дизельным двигателем машин, получивших в британской армии название Stuart IV, а в литературе известных как «Стюарт» Тип 11 (англ. Stuart Type 11). Танки этой версии получили новую башню подковообразной формы с утолщённым до 32 мм бортовым и кормовым бронированием, вращающимся полом башни, известным как башенная «корзина», электроприводом башни, стабилизатором орудия в вертикальной плоскости и многими другими усовершенствованиями. Кроме того, M3A1 получили новый корпус, собиравшийся в основном при помощи сварки, и переработанное боевое отделение без пулемётов в спонсонах корпуса. Версия M3A1 с полностью сварным корпусом, производство которой началось вскоре, в литературе известна как «Стюарт» Тип 12 (англ. Stuart Type 12) или M3A1 «поздних» серий, а её оснащённый дизельным двигателем вариант — как «Стюарт» Тип 13 (англ. Stuart Type 13). Планировалось также использование для этого варианта индекса M3A2, но в итоге он так и остался невостребованным.
Помимо этого, до начала серийного выпуска M3A1 было произведено 4 так называемых «гибридных» варианта «Стюартов», получивших новую башню вместе с другими улучшениями, накопившимися в ходе серийного производства, с целью как можно скорее внести их в серийные машины. Однако зачастую частичные изменения лишь усложняли танк, не давая желаемого эффекта, и особой популярностью у экипажей «гибридные» «Стюарты» не пользовались.

Файл:M3A3 early.JPG
Один из первых серийных танков M3A3.
Танки M3 ранних вариантов были классифицированы как «ограниченно стандартные» в мае 1943 года, хотя в реальности были в основном заменены в войсках на более новые машины ещё к 1942 году, а в следующем месяце в эту категорию были переведены и M3A1. В июле того же года были переведены в класс «устаревших» ранние M3, а также дизельный вариант M3A1, из-за сложностей в обеспечении армейских частей двумя видами топлива.
В апреле 1942 года танковое командование подало запрос на оснащение M3A1 корпусом из наклонных бронеплит, схожим с разрабатывавшимся M5. Новый вариант танка получил обозначение M3A3 и за время серийного производства с января 1942 года по сентябрь 1943 года было выпущено 3427 танков этого варианта, известного в британской армии под названием Stuart V, а в литературе — как «Стюарт» Тип 14 (англ. Stuart Type 14). Помимо нового корпуса с наклонными верхним лобовым и верхними бортовыми листами, значительно увеличившими внутренний объём и улучшившими условия работы экипажа, танк получил изменённую башню с кормовой нишей, в которой размещалась радиостанция и противопылевые фальшборты, закрывавшие верхнюю часть гусениц. Почти все выпущенные M3A3 были поставлены в другие страны по программе ленд-лиза.

Рекомендуем по теме :

Форт-Нокс

(Light tank M3 Stuart)
Фото Американский легкий танк М3 "Стюарт". Северная Африка, 1943      




Описание конструкции.

Корпус танка собирался из катаных броневых листов на каркасе из уголков и полос с помощью клепки, а у танков поздних выпусков — частично с помощью сварки.

Внутри корпус делился на два отделения: объединенное управления и боевое и моторное. Между ними находилась перегородка, установленная непосредственно перед вентилятором. В нее были вмонтированы маслорадиаторы двигателя и трансмиссии, через которые из боевого отделения вентилятором высасывались пороховые газы. Чистый воздух для охлаждения двигателя поступал в моторное отделение через закрытое сеткой отверстие в крыше корпуса, расположенное над вентилятором. Отвод загрязненного воздуха из боевого отделения, а также выхлопных газов осуществлялся через карман между верхним и нижним кормовыми листами. По бортам корпуса, позади спонсонов, были установлены воздушные фильтры.

Весь передний лист подбашенной коробки занимали смотровые окна механика-водителя и его помощника, закрывавшиеся броневыми дверцами, откидывавшимися вверх. В дверцах имелись щели для наблюдения со стеклами триплекс. Смотровое окно механика-водителя стыковалось с прямоугольным люком в верхнем броне листе.

На виде спереди видны открытые крышки смотровых лючков в стенках башни лобовом листе корпуса. Его крышка откидывалась вперед и вниз, что позволяло осуществлять посадку в танк.

На первых 100 машинах устанавливалась клепаная восьмигранная башня, носившая индекс D37812. Она имела шестигранную командирскую башенку, две стенки которой являлись продолжением стенок башни. На каждой грани командирской башенки находилась смотровая щель со стеклоблоком. В стенках башни было три таких щели. Под каждой из них располагался лючок для стрельбы из личного оружия.

С апреля 1941 года клепаные башни заменили восьмигранными сварными типа D38976, а с октября — сварными D39273, так называемой «подковообразной» формы. Их боковые стенки состояли из одного гнутого бронелиста. С октября ввели и новую командирскую башенку в форме «остроконечного» эллипса, закрываемую двухстворчатой крышкой, вместо прежней одностворчатой. На этих же машинах смотровые щели механика-водителя и его помощника стали прикрываться дополнительной бронезащитой. Корпус и башня танка изнутри были облицованы изоляционным материалом Celotex толщиной 12 мм, который, в свою очередь, закрывался стальными листами толщиной 0,8 мм.

Довольно комфортабельно оборудовались лишь места механика-водителя и его помощника, по совместительству выполнявшего обязанности стрелка из курсового пулемета. Их сиденья имели спинки, регулировались по высоте и даже оснащались ремнями безопасности! Поскольку у башни МЗ не было вращающегося полика, наводчик и заряжающий (он же командир танка) обходились без сидений. В походе они размещались на ящиках с боекомплектом 37-мм снарядов, крышки которых имели мягкие подушки, а в бою обслуживали орудие стоя.

Несмотря на сравнительно небольшие размеры, машина несла довольно мощное вооружение. В башне в маск-установке М22 была установлена 37-мм пушка М6 (на машинах ранних выпусков — М5) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет Browning M1919A4. Длина ствола орудия составляла 53,5 калибра, начальная скорость бронебойного снаряда — 884 м/с. На дистанции 500 ярдов (457 м) бронебойный снаряд пробивал гомогенную броню толщиной 53 мм, расположенную под углом 30° к вертикали, на дистанции 1000 ярдов (914 м) — 46 мм и на дистанции 1500 ярдов (1372 м) — 40 мм. Вертикальное наведение осуществлялось вручную с помощью секторного механизма в диапазоне от — 10° до +20°. Грубое горизонтальное наведение производилось также вручную, причем маховик находился у места заряжающего. После поворота башни в необходимом направлении точно навести орудие в цель мог наводчик с помощью плечевого упора в диапазоне до 10° на сторону. Прицел — телескопический М5А1.

Еще один 7,62-мм пулемет был смонтирован в шаровой установке верхнего лобового листа корпуса. Огонь из него вел помощник механика-водителя. Еще два «браунинга» располагались в бортовых спонсонах. Шаровые установки этих пулеметов и их станки допускали незначительную ручную регулировку в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Спуск пулеметов осуществлялся с места механика-водителя с помощью тросов в боуде-новской оболочке, наведение — поворотом корпуса танка. Наконец, пятый пулемет Browning М1919А4, предназначенный для стрельбы по воздушным целям, был смонтирован на специальном кронштейне М20, закрепленном на борту башни за командирской башенкой. Боекомплект состоял из 103 артвыстрелов и 8270 патронов к пулеметам. В качестве вспомогательного вооружения экипажа в танке укладывался пистолет-пулемет М1 Thompson калибра 11,43 мм с боекомплектом в 500 патронов и 12 ручных гранат.

На танке устанавливался 7 цилиндровый звездообразный карбюраторный авиационный двигатель воздушного охлаждения Continental W670-9A мощностью 250 л.с. при 2400 об/мин. Рабочий объем двигателя 9832 см3. Диаметр цилиндра 130,2 мм. Ход поршня 117,5 мм.Степень сжатия б.1. Масса двигателя 325,6 кг. В качестве топлива использовался авиационный бензин с октановым числом не ниже 92. В случае крайней необходимости мог использоваться и другой бензин, но с октановым числом не ниже 82. В танке имелись два бака для горючего емкостью 102 л каждый,размещавшиеся по обеим сторонам двигателя. Подача топлива — принудительная, топливный насос «Ивенс» В91146 или В9151. Карбюратор — Bendix-Strom-berg NA-R6B. Система смазки — циркуляционная, под давлением, с «сухим» картером.

Система охлаждения — воздушная, при помощи 12-лопастного вентилятора, представлявшего собой цельную алюминиевую отливку, закрепленную на маховике, насаженном на шлицованный конец коленчатого вала, обращенный к передней части танка. Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, служили два воздухоочистителя масляного типа Handy Perfection модели Т-8. Они не требовали особого ухода, за исключением периодической замены масла, производившейся после 25 ч нормальной работы двигателя или после 8 ч работы в сильно запыленной атмосфере.

Пуск двигателя осуществлялся электростартером инерционного типа. Система зажигания — двойная, обеспечивалась двумя магнето типа Scintilla модели MN 7DFA или VMN 7DFA, которые имели автоматическое опережение зажигания и полную радиоэкранировку.

В конце 1941 —начале 1942 года в связи с нехваткой стандартных бензиновых авиамоторов Continental часть танков выпустили с 9-цилиндровым звездообразным дизельным двигателем воздушного охлаждения Guiberson T-1020-4 мощностью 265 л.с. при 2250 об/мин. Масса двигателя составляла 328,9 кг. По своей конструкции и способу установки в танке он был в значительной степени аналогичен двигателю Continental, за исключением узлов, характерных только для дизеля. Внешне танки, оснащенные дизелем, можно было опознать по воздухоочистителям фирмы «Вортекс», присоединявшихся квоздуховсасывающим патрубкам двигателя более длинными, чем у карбюраторного мотора, гибкими трубопроводами. Эти машины обычно обозначались M3(diesel) и широкого распространения в американской армии не получили. Англичане присвоили им название Stuart II.

В конце 1941 года танки стали оборудовать двумя цилиндрическими наружными топливными баками емкостью 102 л каждый, соединенными с системой питания двигателя. После выработки топлива наружные баки могли сбрасываться без выхода экипажа из танка. Применение наружных баков позволило вдвое увеличить запас хода. Не лишним будет отметить, что дополнительными баками оснащались только машины с карбюраторными двигателями. Многодисковый главный фрикцион сухого трения был размещен внутри маховика. Крутящий момент от главного фрикциона передавался к коробке передач с помощью карданного вала, заключенного в кожух, на котором, как и на зарядных ящиках, крепилась мягкая подушка для сидения.

Коробка передач — синхронизированная пятискоростная (5+1) со встроенным дифференциалом. Последний, кроме передачи вращения к ведущим колесам танка, служил также для притормаживания либо одной, либо другой полуоси. Этот процесс осуществлялся механиком-водителем при помощи двух рычагов, которыми производилось затягивание тормозных лент на барабанах дифференциала. В результате скорость вращения левой или правой полуоси уменьшалась, что приводило к повороту машины. Наименьший радиус поворота составлял 6,3 м. Поворот на месте был невозможен.

Последними элементами трансмиссии являлись простые однорядные не-соосные бортовые передачи с неразгруженным ведомым валом. К последнему болтами крепилась ступица ведущего колеса, имевшего два съемных зубчатых венца с 14 зубьями каждый. Ходовая часть танка включала в себя четыре одинарных обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на двух вертикальных буферных пружинах; три обрезиненных поддерживающих катка; необрезиненное направляющее колесо, также подвешенное на буферной пружине и снабженное натяжным механизмом винтового типа. На танках МЗ использовались двух-гребневые гусеницы Т16Е1 или Т16Е2 цевочного зацепления с 66 обрезиненными траками каждая. Ширина трака — 194 мм, шаг трака —140 мм. Для улучшения проходимости при плохом сцеплении гусениц с грунтом в возимый комплект снаряжения танка входили 34 съемных шпоры-грунтозацепа. На всех танках устанавливалась радиостанция SCR245.


ДАЛЕЕ



 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераSeo система рейтинга и статистики сайтов SeoSapAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz