Танк "Матильда" был
разработан фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1939 г., выпускался серийно с
1940 по 1943 гг. Танк выполнен по классической компоновочной схеме с
задним расположением ведущих колес. Он имел механическую трансмиссию,
планетарную коробку передач, бортовые фрикционы в качестве механизмов
поворота.
В качестве двигателя на машинах серии Мк II
использовалась спаренная установка из двух дизельных моторов АЕС, а на
поставлявшихся по ленд-лизу в СССР танках Мк II А — спаренная установка
из двух дизелей "Лейланд". Для облегчения холодного запуска дизелей
применялся эфирный карбюратор с ампулами. До 1941 г. он считался самым
мощным английским танком: толщина лобовой брони его корпуса достигала
78-мм, бортовая — 70-мм, лобовая броня башни имела толщину 75-мм,
ходовая часть прикрывалась фальшбортом. Вооружение - одна 40-мм пушка и
два пулемета (один из них зенитный), скорость по шоссе 24 км/ч. То есть
он являлся типичным пехотным танком со всеми его плюсами и минусами:
мощная броня надежно защищала от ударов снарядов почти всех
применявшихся до 1941 г. танковых и противотанковых
пушек противника, однако слабое вооружение и неудовлетворительная
подвижность сильно снижали его боевые возможности. На последних
модификациях вооружение было заменено — вместо 40-мм пушки
устанавливалась пушка калибром 75-мм. До окончания серийного
производства в 1943 г. было выпущено почти 3000 машин этого типа.
В то время когда опытный пехотный танк М1с I - А11Е1
уже поставлялся в войска, Комитет по механизации рассматривал
модификацию с дополнительным членом экипажа, 2-фунтовой (40-мм) пушкой
или спаренными пулеметами и скоростью до 15 миль/ч. Массу ограничили 14
«длинными» тоннами, чтобы не превысить грузоподъемности существовавших
военных мостов.
Вскоре стало ясно, что эти требования невозможно
удовлетворить на основе А11, поскольку только новая башня с 2-фунтовой
пушкой увеличивала массу А11 до 13 тонн, а кроме того, требовалась
установка нового двигателя. Поэтому выдали заказ на разработку новой
машины, для которой Комитет предусмотрел толщину брони до 60-мм,
коммерческий дизель ЛЕС и толстые бортовые экраны. Макет А12 «Матильда
Сениор», или пехотный танк МК II, выполнили на основе А7. Прототип
разработали и построили на заводе «Ройал Орднанс Фэктори» в Вульвиче в
1929-32 гг.
В ноябре 1936 г. «Вулкан Фаундри» в Варрингтоне
получила заказ на постройку деревянного макета и двух прототипов А12 из
мягкой стали. Макет рассмотрели в апреле 1937 г., после чего решили
установить спарку дизелей АЕС и планетарную КП «Вильсон». Запланировали
установку 3-дюймовой гаубицы и ряд других деталей определили на этой
ранней стадии разработки. Создание прототипа, однако, задерживалось
поставками коробок передач и других агрегатов, так что опытный А12Е1
подготовили только к апрелю 1939 г.
Тем временем уже в декабре 1937 г. «с листа» выдали
заказ на 65 машин, вскоре увеличенный до 165. Испытания в целом были
успешными, хотя понадобилось внесение ряда изменений в КП и подвеску.
Улучшили также систему охлаждения двигателя, ля применения в колониях
установили воздухоочистители. К этому времени подоспело общее
перевооружение, и потребность в новых танках стала насущной. В июне
контракты на дальнейшее производство получили «Фаулер» и «Растон энд
Хорнсби», при этом головным подрядчиком оставалась «Вулкан», а
впоследствии привлекли также «Ландон Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлвэй» (ЕМ5).
Скачить книгу.
По итогам испытаний, в январе 1942 г., двигатель
«Крайслер», и гидравлический привод признали слабыми. Машину
переоборудовали — двигатель «Крайслер» заменили 6-цилиндровым
«Бедфордом» и установили гидравлический подъемник рамы с бойками. Эту
модификацию, подготовленную к апрелю 1942 г., назвали «Барон» II.
Испытания, завершившиеся в июне 1942 г., показали, что привод вес еще
слабоват, а высоту ротора над землей нужно уменьшить, чтобы дать цепи
протяг по грунту. Во избежание перегрева улучшили систему охлаждения, а
для привода ротора использовали спарку из двигателей «Бедфорд». Их
установили в бронекожухах в корме машины рядом с оператором для
управления ими.
Так появился «Барон» III, но, прежде чем работы
завершились в сентябре 1942 г., выяснилось, что возросшая масса
отрицательно сказалась на проходимости машины. Дальнейшие работы привели
к снятию башни и установки на ее месте рубки оператора минного трала.
Машину подготовили к испытаниям к концу 1942 г. Скорость хода при
разминировании равнялась 1,5 мили/ч. Серийные машины были готовы к
середине 1943 г., но в это время уже находилось в производстве лучше
задуманное устройство «Скорпион», и разрабатывался минный трал «Шерман
Крэб». Так что «Барон» использовался только как учебная машина.
Независимо от этого в ближневосточных британских
силах, построили устройство «Скорпион» I и оснастили им шасси танка
"Матильда" (хотя такими устройствами оснащали также танки МЗ "Грант"
и «Валентайн»). Оно было проще, чем устройство «Барон», и включало
фиксированную раму ротора и один 30-сильный двигатель «Бедфорд»,
установленный на правом борту корпуса — рядом с оператором — для привода
ротора. Тридцать два танка «Матильда» с устройством «Скорпион» 1
использовались под Аламейном в октябре 1942 г. В декабре 1942 г.
материалы передали в военное министерство, и устройства «Скорпион»
запустили в производство в Великобритании с февраля 1943 г. для
оснащения танков «Валентайн».Пушечные танки «Матильда» использовались в
ходе кампании в Эритрее, а также австралийской армией в Новой Гвинее.
Некоторые продолжали использоваться резервными формированиями Австралии и
в послевоенный период.
Для поздних модификаций двигатели заказывались у
«Лейланд» (в 1940 г.). Общий выпуск А12 составил 2987 машин, а их
производство прекратили в августе 1943 г. А12 не был приспособлен
для массового производства, прежде всего из-за своих размеров и литых
деталей из толстой брони. Особенно сложным в изготовлении оказался
бортовой бронеэкран, и для упрощения его производства число отгибов для
сброса грязи уменьшили с шести (на прототипе) до пяти (в серии). К
началу войны с Германией в 1939 г. имелось всего два танка А12, но их
партию поставили 7-му Королевскому танковому полку во Франции к началу
1940 г., где они успешно применялись в битве под Аррасом и впоследствии
вплоть до эвакуации из Дюнкерка.
С изъятием из частей танка АИ «Матильда» I названия
«Матильда Сениор» и «Матильда» II перестали употреблять по отношению к
А12, и он стал известен как «Матильда». Танк хорошо
запомнился благодаря важной роли, сыгранной им в начале кампании в
Западной пустыне. В Ливии в 1940 г. «Матильда» оказался неуязвим для
итальянских ПТП до того, как стали использовать в противотанковой
обороне германскую 88-мм зенитную пушку способную поражать броню
«Матильды» на больших расстояниях. Установить на «Матильду» 6-фунтовую
пушку не представлялось возможным (хотя пытались установить башню танка
А27 на ее шасси) из-за малых размеров башни и малого диаметра погона. В
1942 г. «Матильда» утратила свое значение пушечного танка и в последний
раз использовалась в таком качестве в ходе первого сражения под
Эль-Аламейном в июле 1942 г. С этого времени танк «Матильда»
использовался на вторых ролях для решения специальных задач: в качестве
танка-тральщика. Широкое использование минных полей обеими сторонами в
ходе боев в пустыне придало ему «второе дыхание». Майор Ду Той,
офицер-инженер южноафриканских сил, разработал цепной минный трал. В
ноябре 1941 г. штаб 8-й Армии направил его в Великобританию для работы
над этим проектом.
67 снарядов 3150 патронов калибра 7,92 мм. 2800 патронов калибра 7,69 мм
Бронирование:
лоб корпуса
78 мм
лоб башни
75 мм
Тип двигателя
дизельный двигатель "Лейланд"
Максимальная мощность
2х95 л.с.
Максимальная скорость
24 км/час
Запас хода
130 км
МОДИФИКАЦИИ:
Пехотный танк Мк II «Матильда» I. Первая серийная модель с дизелем
АЕС, 2-фунтовой пушкой и СП «Виккерс». СУ не приспособлена к «тропикам».
Пехотный танк МК 11А «Матильда» II. Та же машина, но с заменой пулемета «Виккерс» 7,92-мм «Беза».
Пехотный танк Мк 11А «Матильда» III. Описанная машина с заменой
двигателя АЕС дизелем «Лейланд», и «Матильда» V , Установка СОЕ — мощный
прожектор в бронированной рубке с узкой амбразурой, установленный на
месте башни танка и предназначенный для освещения поля боя ночью. Идею
продемонстрировали военному министерству в 1937 г. В сентябре 1939 г.
разработали улучшенную рубку и после испытаний в 1940 г. заказали 300
штук для установки на танки «Матильда» — хватило для оснащения двух
бригад в Великобритании и на Ближнем Востоке. Танки не использовались по
своему прямому назначению до форсирования Рейна в марте 1945 г. в
основном потому, что в них не было потребности. Тем не менее к 1945 г. в
качестве стандартных танков «Матильды» заменили танками «Грант».
«Барон» I, II, III и И1А. Самоходные минные тралы.
«Матильда Скорпион» I. Самоходный минный трал. Разработан на Ближнем Востоке.
«Матильда» с устройством АМКА. Катковый трал «Фаулер» на тяжелой
раме, установленный на передней части корпуса танка для подрыва мин .
Использовался в незначительном количестве, в том числе и в Западной
пустыне. Устройство крепилось и на другие танки.
«Матильда» с устройством «Кэррот». Подрывной заряд «Кэррот» (660
фунт. бризантного ВВ) танк вез на раме , заряд подрывался дистанционно.
Использовался для проделывания проходов в препятствиях. Уменьшенный
заряд «Лайт Кэррот», используемый таким же способом, но при этом
снимались катки с рамы АМКА.
«Матильда Фрог«. Австралийский самоходный огнемет. 25 машин
переоборудовали в конце 1944 г. Брандспойт огнемета заменил 2-фунтовую
пушку на танках «Матильда» IV или V. Бак с зажигательной смесью
размещался в башне. Дальность действия огнемета — до 100 ярдов.
Использовались в Новой Гвинее. Огнемет действовал пневматически, и между
выстрелами проходило не менее 20 с, необходимых для получения заданного
давления воздуха с помощью насоса.
«Матильда Мюррей». Усовершенствованная модификация самоходного
огнемета, созданная австралийцами для замены «Фрога», чья тактическая
ценность ограничивалась паузой в 20 с между выстрелами. «Мюррей»,
строившаяся в 1945 г., внешне была аналогична «Фрог» за исключением
того, что пневматический огнемет заменили фугасным, действовавшим за
счет давления зарядов кордитного пороха, что обеспечило огнеметание
очередями.
«Матильда Дозер». Танк австралийской разработки с бульдозерным отвалом.
Легкий танковый мостоукладчик «Матильда» с «Инглис Бридж».
Предназначен для укладки моста под огнем противника. Прототип
использовался для обучения в 1942 г. Опыт его эксплуатации позволил
разработать последующие модели на шасси «Черчилль». Мост «Инглис Бридж»
появился в Первую мировую войну и оставался на вооружении в начале
Второй мировой войны.
«Матильда» с «приспособлением для преодоления траншей».
Экспериментальный образец моста на шасси «Матильды» и легких гусеничных
тележек и предназначенный для пехоты и машин весового класса «В».