Этимология
Ан-Навави в книге «Китаб аль-Маджмӯ‘» указал причины того, почему погибшие в бою называются шахидами (свидетелями):
Сам Аллах свидетельствует, что они будут в раю;
Ангелы свидетельствуют об их мученичестве, когда забирают их души;
Их смерть на поле боя является явным свидетельством веры;
Пролитая ими кровь является свидетельством их искренней веры в Аллаха;
Они из числа тех, что будут свидетельствовать над общинами;
Их душа будет свидетельствовать о рае (то есть увидит рай).
Религиовед Александр Грицанов считает, что «Шахид — тот, кто познал и принял ислам, признал и свидетельствует истинность единого Бога, верует в потусторонний мир и вечность, в связи с чем легко освобождается от земных привязанностей, не боится смерти и участием в джихаде принимает шахаду.»
Леонид Китаев-Смык, военный психолог и старший научный сотрудник Российского института культурологии даёт такое определение: «Шахид — это свидетель в переводе с арабского, свидетель своей приверженности вере. И он свидетельствует приверженности вере своим поступком, вплоть до того, что он „отдает свою жизнь"».
А Джабраил Гакаев, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИЭА РАН, также добавляет: «Он свидетельствует перед Богом о своей способности нести себя в жертву во имя этой идеи, идеи так называемого джихада.»
Общий смысл
Религиовед Александр Грицанов пишет: «Согласно мусульманству, шахид утверждает свою веру собственной смертью в войне против неверных. Ему гарантирован рай, куда он попадает, минуя испытания в могиле и в мусульманском чистилище, поэтому он не нуждается в омовении перед погребением. Ш. прощаются все земные грехи, в раю он получит высокое положение, вблизи трона Аллаха.»
О шахидах говорится во многих аятах Корана:
Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа…
Шахидам прощаются все грехи, после чего они могут войти в рай.:
…А тем, которые переселились или были выселены из своих жилищ, пострадали в борьбе ради Меня, сражались и были убиты, Я непременно отпущу прегрешения, введу их в Райские сады, где текут ручьи. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха — наилучшая награда.
Если какой-либо человек сражался с врагами не во имя Аллаха, а по причине мирских интересов (ради материальных благ, славы и т. д.) и погиб, то даже считаясь «мирским шахидом», в той жизни он будет не вознаграждён Аллахом, а напротив — подвергнут наказанию.
Согласно хадисам (своды Бухари, Насаи, Ибн Маджи и Тирмизи), над шахидами не нужно совершать омовение. Желательно хоронить шахида на том месте, где был совершён «истишхад» (араб. استشهاد) — акт мученической смерти.
Другие значения
В более широком смысле шахидами являются все люди, которые погибли за правое дело, во имя Аллаха. В хадисах «шахидами» называют людей, погибших от рук преступников при самообороне, умерших от различных эпидемий и т. д. С течением времени понятие истолковалось шире и к шахидам стали относится все невинные умершие насильственной смертью: убитые людьми и животными, погибшие во время стихийных бедствий, эпидемий, утонувшие, отравленные, скончавшиеся во время хаджа и т. д.
Согласно Ислам.ру, словом «шахид» традиционно называют:
погибшего в справедливой войне с агрессорами и оккупантами (колонизаторами), защищая ислам и свободу соблюдения мусульманами своей религии;
людей, погибших от рук бандитов при самообороне, защите семьи или имущества, отстаивании своей веры, умерших от различных эпидемий и даже влюблённых, умерших, сохранив свою честь;
умерших от мучительных болезней, утопленников, женщин, умерших во время беременности и после родов.
Кроме того, этот термин употребляется в юридической практике по отношению к свидетелям преступления, при заключении брака и т. д.
Религиовед Александр Грицанов отмечает, что современные теоретики шиитского течения считают, что «шиитская община живет в состоянии постоянной шахады» и «чтя и поминая шахидов, она готовит новых шахидов и тем самым передает шахаду будущим поколениям».
Примеры современного применения термина
В узком смысле этот термин используют арабы-христиане, а также индусы и сикхи.
В России мусульмане называют шахидами павших на полях сражений Великой Отечественной войны. Но этот термин стал нарицательным по отношению к тем мусульманам которые осуществляют теракты.
В Азербайджане шахидами считаются люди, погибшие в ходе борьбы за независимость Азербайджана, жертвы событий Чёрного января и погибшие в войне за Карабах. В центре Баку в память об этих людях создана Аллея Шахидов.
В Пакистане шахидами зовут солдат, погибших в войнах, которые вела эта страна — в частности, в войнах за Кашмир.
В Ираке шахидами называют солдат, погибших на войне. В 1983 году в Багдаде был открыт крупный мемориальный комплекс «памятник Шахиду» в честь солдат, погибших в ходе ирано-иракской войны.
В столице Бангладеш Дакке открыт мемориал Шахидов в честь демонстрантов, погибших в столкновениях с пакистанскими войсками в 1952 году.
В Абхазии термин «шахид» употребляется к потомкам абхазских махаджиров, погибших в грузино-абхазском конфликте.
Термин «шахид» и терроризм
Термин «шахид» употребляют также террористические группировки исламистского толка. Как правило, «шахидами» называют террористов-смертников. Распространённой среди исламистских террористов является практика самоподрывов с использованием т. н. «пояса шахида» — начинённого взрывчаткой пояса, который прячут под одеждой и приводят в действие в местах больших скоплений людей.
Исламистские организации Палестины называют шахидами террористов-смертников, ведущих борьбу против Израиля. Батальоном шахидов называли вооружённое формирование Шамиля Басаева. Шахидами назвали террористов, совершивших нападение 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр.
Роберт Спенсер , директор сайта Jihad Watch (англ.) пишет, что «согласно Махмуду аз-Захару из ХАМАСа, на раздавшийся в 2002 году в Александрийском университете в Египте призыв стать „мучеником за веру" откликнулись сразу две тысячи студентов».