Дистанционно-управляемая танкетка Sd.Kfz. 304 «Springer»
![Mittlere Ladungsträger](http://www.achtungpanzer.com/images/springer.jpg)
![Mittlere Ladungsträger](http://www.achtungpanzer.com/images/springer_2.jpg)
Двигатель мощностью 300 л. с. установлен поперек корпуса в средней части трала. Силовая передача механическая. Скорость по шоссе — 15 км/ч, запас хода составлял всего 30 км. Бронирование лобовой части корпуса дости-га-то 40 мм, башни — до 20 мм. Экипаж два человека. Была выпущена опытная партия таких тралов, но на вооружение они не приняты: громоздкая, слабо бронированная,тихоходная и ненадежная машина служила слишком хорошей мишенью для насыщенной противотанковыми средствами обороны противника. Кроме того, взрывы мин с высокой вероятностью могли вызвать повреждения ходовой части трала, а уж говорить об их шокирующем действии на экипаж вовсе не приходится. Хотя это и был один из первых специализированных Катковых танков-тральщиков, нужно было искать средство его замены. В поисках решения проблемы немцы, которых, как известно, не пугали нестандартные технические решения, обратились к идее дистанционно управляемых инженерно-саперных средств.
Первыми из них стали так называемые «гусеничные сухопутные торпеды» В 1а и В lb, обозначенные общим шифром «Goliath» (упоминание об этом библейском великане должно было зашифровать истинные миниатюрные размеры нового секретного оружия). Системы получили армейское обозначение Sd.Kfz. 302 и Sd.Kfz. 303 соответ ственно и отличались друг от друга двигателем и способом крепления взрывного заряда (на образце В 1а контейнеры с взрывчаткой возвышались над корпусом заметным издалека «горбом», на более позднем варианте он был плоским). В основе нового оружия лежали трофейные французские образды «Kegresse». Согласно предполагаемой концепции применения, «Голиафы» должны были использоваться в качестве управляемого противотанкового средства и для разрушения инженерной обороны.
Габариты Sd.ICfz. 302: длина — 1,5 м, ширина — 0,85 м, высота — 0,56 метра. Боевая масса 370 кг, включая бО-кило-граммовый заряд ВВ. Танкетка приводилась в движение двумя электродвигателями фирмы «Bosch» мощностью по 2,5 кВт, работавшими от аккумуляторных батарей. Силовая установка обеспечивала машине максимальную скорость 10 км/ч и запас хода всего в 1,5 км (от 5 до 8 иищт самостоятельного хода).
Sd.ICfz. 303 отличалась несколько большими размерами: длина — 1,63 м, ширина — 0,9 м, высота — 0,62 метра. Боевая масса возросла до 430 кг, а вес транспортируемого заряда взрывчатки — до 75 кг (на машинах последних серий -до 100 кг). В связи с совершенно неудовлетворительным радиусом действия первого варианта танкетки В lb оснащали двухтактным карбюраторным двигателем «Zundapp» SZ7 рабочим объемом 703 куб. см, развивавшим мощность 12,5 л. с. при 4500 об/мин. Мотор был позаимствован у армейского мотоцикла и позволял танкетке развивать скорость до 10 км/ч. Запас хода возрос до 7 км. В трансмиссию была введена двухскоростная коробка передач (2+1). Машина серийно выпускалась с 1943 года с целью замены «телеторпед» первой серии, но полностью накопившихся проблем не решила.
Ходовая часть «Голиафа» выполнялась по схеме английских танков первой мировой войны: гусеницы охватывали корпус. Четыре опорных и три поддерживающих катка, а также ведущий (передний) и направляющий (задний) катки натягивали гусеницу в форме искаженного параллелепипеда. В походном положении танкетка, имевшая крайне малый запас хода, перевозилась на легкой одноосной тележке-прицепе. Управление в бою осуществлялось по проводам. Лоб корпуса прикрывался 10-мм броней.
Торпеды» были разработаны в 1941 году впервые они были применены в операции «Цитадель» (Курская битва) летом 1943-го. Опыт первых боев оказался разочаровыва-ющим — большинство танкеток (использовались только В 1а, оснащенные электромоторами) выработав ресурс аккумуляторов, остановилось через несколько минут после старта. К тому же малая скорость «Голиафа» делала практически невозможным прямое попадание в движущийся по полю боя танк, а бО-килограммовый заряд ВВ оказался мало действенным в борьбе с полевыми укреплениями противника.
С апреля 1942 по январь 1945 годов фирмы «Borgward», «Zundapp» и «Zachertz» выпустили 7569 танкеток (2560 варианта 302 и 4919 — варианта 303). До самого конца войны это средство применялось в очень незначительных масштабах: достаточно сказать, что к началу 1945 года в частях оставалось еще более 6300 «Голиафов».
Существенным недостатком системы было дистанционное управление по проводам. Оператор имел в своем распоряжении катушку с трехжильным проводом и пульт с тремя кнопками (в движение танкетку приводили аккумуляторные батареи). При помощи левой и правой кнопок машину можно было разворачивать в соответствующем направлении (блокировалась одна из гусениц). Нажатием центральной кнопки в нужный момент производился подрыв заряда. Таким образом, машина была «одноразовой». Кроме огня вражеской артиллерии, танкетки были весьма уязвимы к обрывам проводов: на фронте были нередки случаи, когда солдаты противника вручную обрубали тонк)то нитку провода, лишая «Голиафа» питания. Кроме того, малая мощность заряда не позволяла гарантированно вызывать детонацию минных заграждений или уничтожение укрепленных огневых точек. Все это заставило германских конструкторов обратиться к идее беспроводного дистанционного управления.
Существовали три основные серийные модификации В IV:
Sd.Kfz. 301 Ausf. А: боевая масса — 3,45 тонн (включая 500-килограммовый заряд взрывчатки). Габариты: длина -3,65 м, ширина — 1,8 м, высота — 1,18 метра. Броневая защита лобовой части равнялась 8-10 мм, борта прикрывались листовым железом толщиной 6 мм. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель Borgward бМ RTBV жидкостного охлаждения мощностью 50 л. с. при 3800 об/мин сообщал машине скорость в 38 км/ч. Силовая передача гидромеханическая, включает двускоростную коробку передач (2+2) и механические тормоза. Запас хода — 150 километров (радиус действия приемника радиосигналов составлял всего около 2-х км).
Ходовая часть оригинальная, 5 сдвоенных обрезинен-ных опорных катков (по борт\) имели индивидуальную торсионную подвеску с оппозитным соосным расположением торсионов. Как и на «1олиафе», ведущий каток расположен спереди, направляющий — сзади (последний располагался практичес ки на уровне ступиц оно рных катков). Гусеница снабжалась резиновыми подушками.
Sd.Kfz. 301 Ausf В: аналогичен модификации А, но приемная радиоантенна перенесена в носовую часть машины. С гусениц сняты подушки, изготовленные из дефицитной резины. Боевая масса возросла до 4 тонн.
Sd.Kfz. 301 Ausf С: боевая масса — 4,85 тонн. Габариты: длина — 4,1 м, ширина — 1,83 м, высота — 1,25 метров. Бронирование лобовой части, бортов и кормы усилено до 20 мм, крыша и днище забронированы б-мм листами. На машине установлен более мощный двигатель: шестицилиндровый карбюраторный Borgward бВ рабочим объемом 3745 куб. см и мощностью 78 л. с. при 3000 об/мин. В связи с увеличением габаритов двигателя место водителя перенесено к левому борту Максимальная скорость возросла до 40 км/ч, запас хода — до 10 км.
Корпус сварной, его левая часть занята силовой установкой и силовой передачей, правее находится место водителя, справа сзади — отсек с приемной радиоаппаратурой. На лобовом листе, установленном с большим углом наклона, крепился треугольный в сечении ящик с зарядом взрывчатки. Контейнер мог сбрасываться по радиосигналу оператора, после чего танкетка разворачивалась и отводилась на безопасное расстояние, прежде чем заряд дистанционно подрывался. Новый образец средства разминирования был значительно экономнее «Голиафа» и предусматривал многоразовое использование. Правда, помехой этому были относительно большие габариты, облегчающие противнику обнаружение и уничтожение «торпеды» на поле боя. Приемное радиоборудование включало в себя радиостанцию ЕР 3.
По радио танкетка управлялась только в бою. На марше ею управлял водитель, для чего в центральной части корпуса имелось сиденье и рычаги управления. Это позволило использовать В IV в качестве базы для нескольких образцов «классической» бронетанковой техники. В частности, в последние дни войны несколько десятков этих танкеток были оборудованы трубчатыми стволами 88-мм РПГ «Panzerschreck». Разумеется, в этом варианте В Г/управлялась исключительно механиком-водителем, который одновременно вел огонь из гранатометов (боекомплект размещался за спинкой водительского сиденья). Кроме того, на танкетке проводились эксперименты по установке 105-мм безоткатного орудия в рубке и других систем вооружения (см. выше).
С апреля 1942 года В IV входили в состав отдельных рот радиоуправляемых танков (Panzerkompanien (Fun-klenk). В качестве машин управления применялись штурмовые орудия StuG III. Впервые новое оружие было применено на Восточном фронте, в районе Кировограда (июль 1943 года). 10 машин из состава 312-й роты радиоуправляемых танков, пущенные впереди боевых порядков боевых машин, в большинстве стали жертвой советской артиллерии, однако в целом их использованиеувенчалось успехом — на ряде участков фронта глубокие советские минные поля были частично прорваны и в образовавшиеся проходы хлынули германские танки.
В течение всей войны маленькие «саперы» несли очень большие потери — их размеры вполне позволяли советским артиллеристам и истребителям танков вести огонь на поражение, система управления часто отказывала, кроме того, машины сами часто попадали на мины. Тем не менее использование В IV на всех фронтах оправдало себя — кроме действий по прямому назначению, танкетки стали базой даже для нескольких опытных образцов противотанковых СУ и других «специальных машин». Согласно характеристике немецкого танкового генерала Вальтера Зенгера-унд-Эттерлина (WalterSenger-und-Etterlin), BIV «... была быстроходным средством с ограниченной возможностью применения (разрушение или «ослепление» сильных полевых укреплений, устранение препятствий, траление мин)».
В IV придавались некоторым отдельным батальонам (ЗОГму и 302-му) тяжелых танков «Тигр», получивших наименование Panzerabteilung (Funklenk). Так, к сентябрю 1944 года была установлена штатная организация 301-го отдельного тяжелого танкового батальона: 21 «Тигр» из его состава (три из четырех машин каждого взвода, исключая командирскую) осуществляли радиоуправление тремя ВIV. Кроме танков управления, в батальоне числился БТР Sd.Kfz. 251, на котором перевозили запасные заряды для танкеток. Гейнц Гудериан в своей книге «Танки — вперед!» тоже упомянул «сухопутные торпеды»: «Для разведки минных полей использовались танкетки, управляемые по радио. Они предназначались, в первую очередь, для того, чтобы облегчить батальонам танков «Тигр» преодоление оборонительных позиций противника». Ниже Гудериан сообщает и о негативных сторонах использования BIV: «Ограниченное производство управляемых танков и большие потери в них не позволили постоянно придавать их всем танковым батальонам». Действительно, хотя с апреля 1942 по сентябрь 1944 года было изготовле но 1193 В IV (в том числе 628 модели А, 260 модели В и 305 — С), в начале 1945-го в строевььх частях осталось только 79 танкеток, да еще около 320 на складах.
![WoSoft.ru - программы для всех](http://www.wosoft.ru/img/wosoft.gif)
![МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов](http://stat24.meta.ua/img/counter/17.gif)
![WoWeb.ru - портал для веб-мастера](http://www.woweb.ru/img/woweb.gif)
![Add to iGoogle](http://buttons.googlesyndication.com/fusion/add.gif)
![Поделиться ссылкой в FaceBook](http://centavrus-opti.ru/wp-content/themes/Vch54ti/images/facebook.gif)