Хотокэ-до видно что кираса имеет характерную для Японии форму, но при этом не состоит из полос, а является гладкой
Буквально «грудь Будды» — доспех с цельной на вид кирасой, кираса могла быть как действительно цельной, так и состоящей на самом деле из полос (окэгава-до), стыки которых тщательно заполированы.
Утидаси-до
Утидаси-до
После окончания междоусобных войн Сэнгоку, получила распространение разновидность, называющаяся утидаси-до и отличающаяся от обычных гладких хотокэ-до обильными украшениями из чеканки и гравировки (во время войн Сэнгоку подобные украшения считались слишком опасными для владельца, так как за украшения могло зацепиться остриё оружия, которое в случае гладкого доспеха просто соскользнуло бы с него).
Нио-до
Буквально «грудь Нио» — доспех с кирасой в виде обнажённого торса буддийских стражников — нио, в отличие от мускульных кирас Греции и Рима, мускулистость была необязательной: торс нередко изображался на грани истощения, а порой наоборот покрытым пластами жира.
Катахада-нуги-до
Буквально «кираса с обнажённым плечом» — разновидность нио-до с кирасой в виде обнажённого торса с накинутой через одно плечо рясой.
Юкиносита-до (Сэндай-до)
По имени создателя — Юкиносита Дэнситиро Хисаиэ (или сэндай-до — по месту производства), фактически японский вариант зерцального доспеха, состоящий из пяти частей: предней, задней и трёх боковых (на правом боку две пластины располагались с перехлёстом). Такая конструкция из пяти частей — гомай-до, не была уникальной, но именно вариант мастера Юкиносита (со внешними шарнирами и цельными пластинами) оказался наиболее удачным и прочным.
Юкиносита-до
Яро-до
Очень дорогой доспех, весь покрытый для устрашения медвежьей шкурой и иногда снабжаемый огромными буйволиными рогами.
Намбан-гусоку (南蛮胴)
Буквально «доспех южных варваров» — очень дорогой и престижный доспех на основе импортной испанской пуленепробиваемой кирасы и испанского шлема (дополненного японским назатыльником — сикоро), иногда в комплекте с европейскими наплечниками — намбан-содэ, носимый с японскими частями доспехов. При этом, во избежание ржавчины, импортные части доспехов покрывали лаком (нередко цветным). Что любопытно, шлем одевался задом наперёд (назатыльник крепился японскими мастерами так, что после этого шлем можно было носить только задом наперёд, но зато гребень шлема оказывался спереди), а латное ожерелье одевалось не под (как обычно в Европе), а демонстративно на кирасу.
Кроме оригинальных импортных доспехов, существовали также и подражания. Что касается восприятия европейцев как варваров, то это связано с большими культурными различиями той поры. Для сравнения: китайцев и корейцев варварами не называли, более того, и в Японии и в Корее главным видом письменности были китайские иероглифы, а местная письменность использовалась для вспомогательных целей (например, в Японии для написания суффиксов и окончаний к словам, корни которых записаны китайскими иероглифами).
Nanbando. Tokyo National Museum
Хатомунэ-до (Омодака-до)
Буквально «голубиная грудь» — доспех с выпуклым ребром жёсткости посередине груди, созданный под впечатлением испанских кирас, но на японский манер и в японском стиле. В отличие от испанских кирас, ребро жёсткости могло иметь дополнительное наклёпанное усиление, а сама кираса могла быть выполненной из полос — в стиле окэгава-до. Обычно такой доспех носился в комплекте с японскими остроконечными шлемами, созданными под впечатлением испанских, такими как шлем-персик — мономари-кабуто и шлем-жёлудь — сиинари-кабуто.