Saab JAS 39 Gripen
Сааб JAS 39 «Грипен» (швед. Saab JAS 39 Gripen — грифон) — шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный компаний СААБ Авионикс, JAS расшифровывается как Jakt- истребитель, Attack- штурмовик, Spaning — разведчик. С 1996 года состоит на вооружении ВВС Швеции; по состоянию на 2009 год эксплуатируется также ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиландом.
![Файл:Swedish JAS-39 Gripen landing.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b0/Swedish_JAS-39_Gripen_landing.jpg/800px-Swedish_JAS-39_Gripen_landing.jpg)
История создания
Концепция:
Многоцелевой истребитель Gripen создавался начиная с середины 1980-х годов для обороны своей страны — Швеция раньше других стран ощутила потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолетом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.
Начало:
Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 г. Gripen впервые поднялся в воздух.
Лётные испытания:
Первый лётный прототип «39-1» был утерян при посадке в 1989 г., второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 г., в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 г. в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 г — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.
Конструкция
Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом, планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности и имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.
Вооружение
1 пушка Mauser BK27 калиба 27 мм
4 УР воздух-воздух AIM-120 AMRAAM или IRIS-T
6 УР воздух-воздух Rb.74, (лицензионная AIM-9L)
4 УР воздух-поверхность Rb.75 (лицензионная AGM-65)
2 Крылатые ракеты TAURUS или 2 AGM-154[3]
2 Противокорабельные ракеты SAAB RBS-15F
Планирующие кассеты DASA DWS 39
Различные управляемые авиабомбы.
Свободнопадающие авиабомбы.
НАР
ПТБ
Модификации
![Файл:Saab JAS39D Gripen Sweden - Air Force 39823 Zagreb Pleso 05.10.2009-02.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/71/Saab_JAS39D_Gripen_Sweden_-_Air_Force_39823_Zagreb_Pleso_05.10.2009-02.jpg/800px-Saab_JAS39D_Gripen_Sweden_-_Air_Force_39823_Zagreb_Pleso_05.10.2009-02.jpg)
Модернизированный двухместный JAS-39D Gripen
JAS 39A — первая серийная.
JAS 39B — двухместная.
JAS 39C — модернизированная.
JAS 39D — двухместная модернизированная.
JAS 39X — экспортная, под стандарт самолетов НАТО.
Эксплуатация
На вооружении:
ВВС Швеции 165: 82 — JAS 39A; 14 — JAS 39B; 56 — JAS 39C; 13 — JAS 39D
ВВС Венгрии 14 (на 2010 год): 12 — JAS 39C; 2 — JAS 39D
ВВС Чехии 14 (на 2010 год): 12 — JAS 39C; 2 — JAS 39D[5]
ВВС ЮАР 9 (на 2010 год): JAS-39D
ВВС Таиланда 4 (на 2011 год) : JAS-39D
![WoSoft.ru - программы для всех](http://www.wosoft.ru/img/wosoft.gif)
![МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов](http://stat24.meta.ua/img/counter/17.gif)
![WoWeb.ru - портал для веб-мастера](http://www.woweb.ru/img/woweb.gif)
![Add to iGoogle](http://buttons.googlesyndication.com/fusion/add.gif)
![Поделиться ссылкой в FaceBook](http://centavrus-opti.ru/wp-content/themes/Vch54ti/images/facebook.gif)