Рено FT-17
Renault FT-17 (ранних выпусков) | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк/пехотный танк |
Боевая масса, т | 6,5 (пулемётный) 6,7 (пушечный) |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 2 |
История | |
Годы производства | 1917—1918 |
Годы эксплуатации | 1917—1940 |
Количество выпущенных, шт. | более 3800 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 4100, 4960 с «хвостом» |
Ширина корпуса, мм | 1740 |
Высота, мм | 2140 |
Клиренс, мм | 410 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 16 / 17° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 16 / 70° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 16 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 16 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 16 / 0° |
Днище, мм | 6 |
Крыша корпуса, мм | 8 / 65—90° |
Лоб башни, мм/град. | 16 / 12° |
Маска орудия, мм/град. | 16 |
Борт башни, мм/град. | 16 / 12° |
Корма башни, мм/град. | 16 / 12° |
Крыша башни, мм | 8 / 73—90° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 37-мм «Гочкисс» SA18 (пушечная версия) |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 21 |
Боекомплект пушки | 237 |
Углы ВН, град. | −20…+35 |
Прицелы | телескопический |
Пулемёты | 1 × 8-мм «Гочкисс» mod.1914 (пушечная версия) |
Подвижность | |
Тип двигателя | рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 39 |
Скорость по шоссе, км/ч | 7,8 |
Запас хода по шоссе, км | 35 |
Тип подвески | блокированная, на листовых рессорах |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,60 |
Преодолеваемый подъём, град. | до 45 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 1,35 1,8 (с «хвостом») |
Преодолеваемый брод, м | 0,7 |
История создания и производства
Дальнейшее развитие
Прототип был постепенно доведен до приемлемого состояния в течение первой половины 1917 года. В начале производства танки FT-17 часто имели проблемы с приводным ремнем вентилятора радиатора и системой охлаждения. Только 84 были изготовлены в 1917 году, но до конца войны было поставлены 2697 танков. В общей сложности было выпущено по крайней мере 3177 единиц (возможно, больше: по некоторым оценкам, всего более, чем 4000 единиц всех версий машины). Так или иначе, 3177 танков было поставлено французской армии, и дополнительные 514 единиц, возможно, были поставлены непосредственно армии США, и приблизительно три танка — итальянской армии.
Иностранные варианты FT-17
6-тонный танк M1917 - (англ. Six-ton Tank M1917), также известный как «Форд-двухместный» (англ. Ford Two-man) — лёгкий танк США периода Первой мировой войны, вариант Рено FT-17. Производился серийно с октября 1918 года, общий выпуск составил 952 машины в нескольких вариантах.
Модификации
- Renault FT-17 BS имел экипаж 3 человека. Это была САУ с 75-мм орудием Блокхаус Шнайдер (короткоствольная гаубица). Было изготовлено по крайней мере 39 танков .
- Renault FT 17 Signal ou TSF — командный танк с радиостанцией. С января 1918 года выпущено 200 экземпляров.
- FT-18
- BS — выпущено 39 шт.
- M24/25 — модификация 1924—1925 гг.
- NC27 (NC1) — модификация 1927 г.
- NC28 — модификация 1928 г.
- FT-31 — модификация 1931 г. — выпущено 2100 шт.
- NC2 (NC31) — модификация 1931 г.
- NC3 (D1)
Описание конструкции
FT-17 стал первым танком, имевшим компоновку, получившую позже название «классической». Отделение управления размещалось в лобовой части танка, боевое отделение с башней кругового вращения, в которой находилось основное вооружение танка, располагалось за ним, в средней части танка, а моторно-трансмиссионное отделение занимало кормовую часть корпуса. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира, занимавшегося также обслуживанием пушки или пулемёта.
Броневой корпус и башня
Вооружение
FT-17, помимо невооружённого варианта танка управления, выпускался в двух вариантах, «пушечном» и «пулемётном», различавшихся установкой соответствующего вооружения в башне. Большая часть танков, около 2100 машин, была выпущена в пулемётном варианте, в пушечном были выпущены около 1500 машин.
Вооружение танков «пушечного» варианта состояло из полуавтоматической 37-мм нарезной пушки «Гочкисс» SA18, созданной на основе пехотной пушки mod.1916 TR. Пушка имела длину ствола в 21 калибр или 777 мм, вертикальный клиновой затвор и пружинные противооткатные устройства. Размещалась пушка в установке в лобовой части башни, в полусферической броневой маске, на горизонтальных цапфах установленной в поворотном в вертикальной оси основном броневом щитке. Наведение пушки осуществлялось её свободным качанием при помощи плечевого упора, максимальные углы вертикальной наводки составляли от −20 до +35 градусов.
Боеприпасы пушки SA18 | ||||||
Тип снаряда | Марка | Масса выстрела, г | Масса снаряда, г | Масса ВВ, г | Дульная скорость, м/с | Дальность табличная, м |
стальная осколочная граната | 560 | ? (мелинит) | 367 | н/д | ||
чугунная осколочная граната | 435 | ? (мелинит) | 402 | н/д | ||
бронебойный остроголовый сплошной | 510 | - | 390 | н/д | ||
картечь | 400 | н/д |
Таблица бронепробиваемости для SA18 | |||||
Снаряд \ Расстояние, м | 100 | 250 | 500 | 750 | 1000 |
бронебойный остроголовый (угол наклона 30°, гомогенная броня) | 12 | ||||
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным. |
Двигатель и трансмиссия
Ходовая часть
Ходовая часть применительно к одному борту состояла 9 опорных и 6 поддерживающих катков, направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения гусеницы, и ведущего колеса заднего расположения. Поддерживающие катки (кроме заднего) были подрессорены винтовой спиральной пружиной. Подвеска балансирная, с листовыми полуэллиптическими рессорами, прикрытыми броневыми листами. Гусеница — крупнозвенчатая цевочного зацепления.
Танк имел хорошую опорную и профильную проходимость. Для улучшения проходимости при преодолении рвов и эскарпов в кормовой части был установлен съёмный кронштейн («хвост»). С «хвостом» машина была способна преодолевать ров шириной до 1,8 метра и эскарп высотой до 0,6 метра, валить деревья толщиной до 0,25 метра, не опрокидывалась на подъёмах до 38° и при кренах до 28°. Минимальный радиус поворота равнялся ширине колеи машины (1,41 м).
Машины на базе FT-17
FT Kégresse
Вместе с тем, существующие FT-17, хотя и проявили себя как весьма эффективные танки в траншейной войне, не были хорошо адаптированы к условиям мирного времени. Основная проблема заключалась в их низкой максимальной скорости, что требовало использования специальных транспортных средств, когда танки должны быть перенесены за пределы своей операционной базы, и что делало их принципиально непригодными для патрульной службы в колониях. Поэтому было принято решение переделать часть существующих машин, с установкой на них более эффективной подвески. Первые изменения были в танках типа FT Kégresse, с подвеской оборудованной системой Kégresse которая до этого использовалась в полугусеничных машинах. Гусеницы были сделаны из резины, укрепленной стальными элементами. В 1925 году 42 танка были перестроены таким образом, и использованы в 1926 году во время восстания берберов в Марокко. Это изменение позволило танкам развивать максимальную скорость в 17 км/ч, но опыт работы показал, что гусеница имела тенденцию соскакивать на максимальной скорости, что зачастую имело катастрофические последствия, и поэтому дальнейшая разработка проекта была прекращена. Девять танков FT Kégresse были проданы Югославии, пять — Польше и один — Швеции.
Использовался
- Афганистан
- Бельгия — 54 шт.
- Бразилия — 40 шт.
- Великобритания — лицензионные американские
- Германия — использовались как трофеи под названием Pz.Kpfw.17R 730(f) или Pz.Kpfw.18R 730(f) — около 500 шт.
- Греция
- Иран
- Испания (в гражданскую войну применяли обе стороны)
- Италия — 3 шт., затем выпускалась собственная модификация FIAT 3000
- Канада — лицензионные американские
- Китай — один/два десятка
- Литва — 12 шт.
- Нидерланды — 2 шт.
- Норвегия
- Польша — 174 шт.
- Россия (белое движение)
- Румыния — 74 шт.
- Советский Союз — затем выпускалась собственная модификация MC-1
- США — 514 шт, затем выпускались по лицензии под названием М1917
- Турция
- Финляндия — 32 шт.
- Франция — 3737 танков 1917—1940 гг.
- Чехословакия — 7 шт.
- Швейцария — 5 шт.
- Швеция — модификация NC27 (NC1) куплена для испытаний
- Эстония — 12 шт.
- Югославия — 48 шт.
- Япония (под названием «Ко») — 13 шт.
Эксплуатация и боевое применение
В 1919 в Польской Армии генерала Халлера во Франции образован 1 полк танков, оснащенный в 120 танков FT 17 (четвёртое место в мире относительно имеющихся броневых сил). В июне 1919 полк танков вместе с армией генерала Халлера вернулся в Польшу, со всем оборудованием; участвовал в советско-польской войне. К моменту начала Второй мировой войны польская армия имела 102 танка этого типа. Даже в конце тридцатых годов Рено FT 17 оставался пригодной к боевым действия бронемашиной. Renault FT 17 состоял на вооружении до начала Второй мировой войны в армиях Франции и Польши. Эксплуатировался в Северной Африке. К началу Второй мировой войны, немецкие Pz.Kpfw.I хотя уже и уступили роль основного танка значительно более боеспособным Pz.Kpfw.II, а также отчасти — Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, поступившим в ещё мелкосерийное к тому времени производство, всё ещё использовались вермахтом в значительных количествах. По состоянию на 15 августа 1939 года на вооружении Германии числились 1445 Pz.Kpfw.I Ausf.A и Ausf.B, что составляло 46,4 % всей бронетехники Панцерваффе. Поэтому даже безнадёжно устаревшие к тому времени FT-17, имевшие тем не менее пушечное вооружение, имели в бою преимущество над ним и были вполне пригодны, в условиях грамотного использования для применения в качестве истребителя танков. Трофейные французские танки использовались вермахтом как учебные машины, а также для тылового патрулирования и охраны аэродромов.
В 1919 году шесть танков были захвачены красноармейцами под Одессой у союзного экспедиционного корпуса. Один танк был направлен в Москву и по распоряжению Ленина на заводе Красное Сормово танк тщательно скопировали и выпустили с двигателем АМО и броней Ижорского завода под именем «Борец за свободу товарищ Ленин», иногда обозначаемый как первый советский танк «М». Правда, в пути некоторые детали были утеряны, поэтому некоторые агрегаты, например, коробку передач, пришлось конструировать заново.
Задачу удалось выполнить, но лишь отчасти: было построено всего 15 экземпляров, причем, по заключению одной из комиссий, они были «неудовлетворительны по качеству, неудобны по владению оружием, частично совершенно невооружены».
Некоторая часть этих танков состояла на вооружении Финляндии и принимали участие в Зимней войне.
Первые танки попали в Японию уже вскоре после окончания Первой мировой войны. Первым японским танком стал прибывший в октябре 1918 года британский Mk.IV, за которым в 1919 годуMk.A «Уиппет» и 13 французских FT-17, получивших в Японии обозначение «Ко Гата Сенша» последовали приблизительно 6 Mk.A «Уиппет» и 13 французских FT-17, получивших в Японии обозначение «Ко Гата Сенша».
Оценка машины
В годы Первой мировой войны, французам удалось создать очень удачный лёгкий танк «Рено» FT-17, в значительной мере определивший дальнейшее развитие конструкторской мысли в танкостроении. Всего было выпущено 7820 единиц FT-17 различных вариантов, и несмотря на активные экспортные поставки, тысячи (<2800) танков этого типа продолжали оставаться на вооружении французской армии в межвоенные годы. Это накладывало существенный отпечаток на французское танкостроение в 1920-е годы — при наличии столь значительных запасов, превышавших любые запросы армии в мирное время, модернизация танкового парка шла вяло. Разработанные как развитие FT-17, средние танкиNC 27 и NC 28 немногим превосходили его по боевым качествам, отличаясь к тому же ненадёжной подвеской и в результате были выпущены лишь в незначительном количестве. Единственным танком поддержки пехоты, принятым на вооружение за это время был разработанный на основе NC 28 и выпущенный в количестве, по разным данным, от 60 до 100 единиц D1 — малоподвижный и недостаточно для своей массы бронированный.
Преимущества
Рено FT-17 был сравнительно простым танком; характеризовался небольшим давлением на грунт — 0,6 кг/см², что важно при движении по пересечённой местности. Танк мог преодолевать окопы шириной до 1,8 метра и склоны до 35°.
Исторические факты
- Первая танковая часть на территории бывшей Российской империи — танковый дивизион при Совнаркоме Советской Украины — была создана в Харькове краскомомСелявкиным в 1919 г. из трофейных танков Рено FT-17, захваченных под Одессой (станция Березовка). Впоследствии первая в СССР танковая часть была преобразована в Танковую эскадру РККА (т. н. «лефортовскую») (1922), основной ударной силой которой были трофейные британские танки Mark V.
- Брестская крепость: 14 сентября 1939 г. 77 танков германской 10-й танковой дивизии попытались взять город и крепость с налета, но были отбиты польской пехотой при поддержке 12 танков FT-17.
В Мой Мир