РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ М6 "СТЭГХАУНД"
Если в Соединенных Штатах в период между двумя мировыми войнами моторизация армии не шла в ногу с бурным развитием автомобилестроения, то причиной этого являлся отнюдь не недостаток инженерных кадров или экономической базы, а скорее, недостаточная политическая заинтересованность в производстве бронированных боевых машин.Последнее обстоятельство вполне объяснимо. Страна была отделена от всех опасностей океанами и основные средства выделяла на содержание и совершенствование военно-морского флота, способного предотвратить любое вторжение. Воевать же за пределами американского континента США ни с кем не собирались - в те годы они еще не претендовали на роль мирового лидера. Для обеспечения же собственных интересов в Центральной Америке в 30-е годы вполне хватало наличных сил корпуса морской пехоты и совсем незначительного числа устаревших танков. В результате к началу Второй мировой войны США располагали парком боевых машин едва ли не меньшим, чем Польша.
Ничуть не лучше обстояло дело и с бронеавтомобилями. Первые их образцы были созданы еще в период Первой мировой войны. Затем наступила почти 10-летняя пауза, и лишь в 1927 году в США возобновились проектирование и изготовление новых броневиков. В течение нескольких лет появились опытные образцы бронемашин от Т1 до Т11, но только одна из них - Т4 была стандартизирована, то есть принята на вооружение.
Два опытных броневика Т4 в 1931 году изготовила фирма Cunningham Motors. Машина представляла собой классический трехосный бронеавтомобиль с колесной формулой 6x4, созданный на шасси коммерческого грузовика. Во вращающейся башне была смонтирована спаренная установка 12,7- и 7,62-мм пулеметов Browning. На специальном кронштейне мог устанавливаться зенитный 7,62-мм пулемет той же марки. Экипаж состоял из четырех человек. Восьмицилиндровый двигатель Cunningham мощностью 137 л.с. позволял бронеавтомобилю массой свыше 4 т развивать скорость по шоссе до 88 км/ч. После цикла испытаний машине присвоили армейский индекс М1 и выдали заказ на изготовление 20 единиц. Производство осуществлялось на арсенале Rock Island в Иллинойсе. Все броневики отправились в 1-й кавалерийский полк, где эксплуатировались до конца 30-х годов.
Что же касается классических бронеавтомобилей, то работы над ними были практически заморожены вплоть до 1941 года.
Мощный импульс для их развертывания дала британская закупочная комиссия, иногда именуемая Танковой миссией, прибывшая в США во второй половине 1940 года. В числе прочих англичане представили тактико-технические требования необходимых им средних и тяжелых бронеавтомобилей. Надо сказать, что эти Т l заинтересовали и американское военное руководство. В частности, интерес к подобным машинам проявили Штаб танковых войск (Armored Force Board) и Командование истребителей танков (Tank Destroyer Command). Работа, сулившая гигантские заказы, привлекла внимание крупнейших американских автомобильных фирм. В течение года - с лета 1940-го до лета 1941-го - они представили 14 проектов и даже прототипов бронеавтомобилей!
В июле 1941 года Департамент вооружения уточнил ТТТ к бронеавтомобилю среднего класса с приводом на все колеса, вооруженному 37-мм пушкой во вращающейся башне. Из многообразия представленных машин были выбраны два проекта: Т17 компании Ford Motor Со. и Т17Е1 компании Chevrolet.
Первым в 1941 году в английской армии был стандартизирован Т17 с колесной формулой 6x6, получивший названиеDeerhound. В январе 1942 года англичане выдали заказ на 2260 машин, который в июне увеличили еще на 1500 единиц. До начала 1943 года было изготовлено 250 машин этого типа. Однако после испытаний шести броневиков в африканской пустыне от Т17 отказались и заказ аннулировали. Затем у этих бронеавтомобилей демонтировали пушки и машины передали американской военной полиции
Совсем иначе сложилась судьба бронеавтомобиля Т17Е1. Он был разработан конструктором Е.Е. Макферсоном из компании Chevrolet Motor Division, входившей в концерн General Motors Corp. В марте 1942 года первый прототип бронеавтомобиля передали для испытаний на Абердинский полигон. По их окончании вместе со вторым прототипом машина проходила заводские испытания по очень жесткой программе на полигоне фирмы в штате Мичиган. В июне 1942 года американская армия стандартизировала броневик под индексом Мб. Однако на вооружение бронетанковых войск армии США эта машина не поступала. Лишь несколько броневиков из 3844-х, изготовленных с октября 1942-го по апрель 1944 года, остались в Америке для испытаний, остальные отправили в Великобританию, где они получили название Staghound (гончая).
Бронеавтомобиль М6 Staghound - самый тяжелый из всех, применявшихся во Второй мировой войне. Боевая масса этой машины со сварным несущим корпусом и литой башней составляла 13,9 т. По сути, это был колесный танк, по вооружению и подвижности аналогичный легкому танку «Стюарт» и уступавший ему лишь в бронировании, и то незначительно. Корпус М6 защищался 22-мм лобовой и 19-мм бортовой броней. Толщина броневых листов крыши составляла 13 мм, днища - колебалась от 6,5 до 13мм, кормы корпуса - 9,5 мм. Лобовая броня башни достигала 45 мм, бортовая и кормовая - 32, крыши - 13. Массивная башня вращалась электрогидравлическим приводом.
Экипаж броневика - пять человек: водитель, помощник водителя (он же стрелок из курсового пулемета), наводчик, заряжающий и командир (он же радист). Размеры машины также были весьма внушительными и превосходили таковые у «Стюарта». Длина Мб составляла 5480 мм, ширина - 2790, высота - 2360, база - 3048, колея - 2260, дорожный просвет - 340 мм.
Вооружение состояло из 37-мм пушки М6, стабилизированной в вертикальной плоскости, трех 7,62-мм пулеметов Browning M1919A4 (спаренного с пушкой, курсового и зенитного) и 2-дюймового дымового гранатомета, установленного в крыше башни. Боекомплект включал 103 артвыстрела, 5250 патронов к пулеметам и 14 дымовых гранат. В машине, кроме того, перевозился 11,43-мм пистолет-пулемет Thompson. В кормовой части корпуса параллельно оси машины были установлены два 6-цилиндровых карбюраторных рядных двигателя Chevrolet/CMC 270 жидкостного охлаждения; мощность каждого составляла 97 л.с. при 3000 об/мин, рабочий объем 4428 см3. Трансмиссия - полуавтоматическая типа Hydramatic, в которую входили две четырехскоростные коробки передач (4+1), гитара и демультипликатор. Последний позволял отключать привод переднего моста, а также обеспечивал движение бронеавтомобиля при одном работающем двигателе. Емкость топливного бака составляла 340 л. Кроме того, на бортах машины крепились два наружных цилиндрических топливных бака емкостью 90 л каждый.
Машина имела колесную формулу 4x4 и размер шин 14,00-20". Подвеска независимая на полуэллиптических листовых рессорах. На каждом узле подвески имелся гидравлический амортизатор.
За счет использования электрогидравлического усилителя руля Saginaw 580-DH-3, а также гидравлических тормозов Bendix-Hydrovac с вакуумным усилителем управление почти 14-тонной боевой машиной было не тяжелее, чем легковым автомобилем. По шоссе броневик развивал скорость до 88 км/ч, легко преодолевал подъем до 26°, стенку высотой 0,53 м и брод глубиной до 0,8 м. На всех без исключения машинах устанавливалась английская радиостанция № 19.
Помимо линейных броневиков, вооруженных 37-мм пушками, англичане почти сразу же проявили интерес к машинам огневой поддержки. Так появился на свет вариант Т17Е3, представлявший собой стандартный корпус М6 с установленной на нем открытой сверху башней с 75-мм гаубицей, заимствованной у американской самоходки М8. Однако англичан эта машина не заинтересовала. Они вышли из положения другим путем, перевооружив часть линейных броневиков 76-мм танковой гаубицей собственного производства. Для высвобождения места под боекомплект был ликвидирован курсовой пулемет, а из экипажа исключен помощник водителя. Кроме того, из башни изъяли дымовой гранатомет, а в качестве альтернативы на правом борту башни разместили две 4-дюймовых мортирки для стрельбы дымовыми гранатами. Бронеавтомобили, вооруженные 76-мм гаубицами, получили названиеStaghound Mk II. Стремясь компенсировать недостаточно мощное для второй половины войны вооружение «Стэгхаунда», на незначительном количестве машин модификации Mk I англичане установили башни от танка Crusader III с 75-мм пушкой и спаренным с ней 7,92-мм пулеметом BESA. За счет установки более тяжелой башни, несмотря на отказ от курсового пулемета и помощника водителя, боевая масса машины возросла до 15 т. Но полученный таким образом вариант Staghound Mk III имел значительно большие возможности по борьбе с танками противника, чем Mk I.
В отличие от модификаций Mk II и Mk III, которые переделывались из Mk I, версия Staghound AA (T17E2)производилась серийно. Она представляла собой самоходную зенитную установку. В открытой сверху сварной башне Fraser-Nash были размещены два крупнокалиберных пулемета Browning М2 калибра 12,7 мм. На машинах ранних выпусков вертикальное и горизонтальное наведение вооружения осуществлялось гидроприводом, а на броневиках поздних выпусков - электроприводом. Скорость горизонтального наведения - 8,4°/с, скорострельность установки - 600 выстр./мин. Боекомплект состоял из 2610 патронов (шесть снаряжённых лент по 435 патронов в каждой). На этой модификации не был предусмотрен курсовой пулемет. На его месте располагалась радиостанция. Число членов экипажа сократилось до трех: водитель и заряжающий (он же радист) находились в корпусе, а наводчик (он же командир) - в башне.
Была изготовлена 1000 бронеавтомобилей Staghound AA, которым, впрочем, почти не пришлось пострелять по немецким самолетам - к моменту их появления на фронте в воздухе над Западной Европой безраздельно господствовала авиация союзников.
Следует упомянуть еще две модификации «Стэгхаунда», полученные путем переделки из Mk I. Это командирские варианты Staghound Command и Staghound Rear Link. На обеих версиях были демонтированы башни, а последняя отличалась еще и установкой дополнительной радиостанции.
Британские войска начали получать «стэгхаунды» весной 1943 года. Боевое крещение бронеавтомобили получили в Италии, где снискали себе неплохую репутацию, благодаря своей исключительной надежности, простоте эксплуатации и обслуживания, хорошему вооружению и бронированию. Первоначальное «африканское» предназначение бронеавтомобиля обусловило большую емкость топливных баков и гигантский запас хода - 800 км. По мнению английских экипажей, основным недостатком 14-тонных колесных танков было отсутствие кормового поста управления.
Помимо английских войск, машины этого типа поступили в новозеландские, индийские и канадские части, воевавшие в Италии. Получили «стэгхаунды» и разведывательные кавалерийские полки 2-го армейского корпуса Польских вооруженных сил на Западе.
После высадки союзников в Нормандии броневики принимали участие в боевых действиях по освобождению Западной Европы от нацистов. Кроме английских и канадских войск, они состояли на вооружении 1-й польской танковой дивизии (всего поляки получили около 250 бронемашин этого типа) и 1-й отдельной бельгийской танковой бригады.
В бельгийскую армию «стэгхаунды» поступили еще в годы войны - ими был вооружен один эскадрон бронеавтомобилей. После войны их количество существенно возросло - до 1951 года бронемашины модификаций Mk I, Mk II и АА составляли основу трех бронекавалерийских (разведывательных) полков. Кроме того, машины версии АА с 1945 года эксплуатировались в подразделениях моторизованной жандармерии. В ее состав в 1952 году передали большинство машин из расформированных бронекавалерийских полков. В бельгийской жандармерии «стэгхаунды» прослужили до 1977 года.
Голландская армия эксплуатировала несколько десятков бронемашин этого типа в период 40-60-х годов (на 1951 год имелось 108 единиц). Датчанам британцы передали все броневики модификации Mk III. Некоторое количество машин Staghound Mk I получила Швейцария. Вооружение этих броневиков было заменено на применявшееся в швейцарской армии.
В 50-х годах «стэгхаунды» вариантов Mk I и АА поступили в итальянскую армию и корпус карабинеров. Причем на некотором количестве машин 37-мм пушка и пулемет Browning в башне были заменены спаркой пулеметов Breda mod.38, а курсовой пулемет Browning - пулеметом Fiat mod.35.
Помимо европейских государств, «стэгхаунды» поставлялись в страны Латинской Америки: Никарагуа, Гондурас и Кубу.
На Ближнем Востоке первой страной, получившей «стэгхаунды» сразу после окончания Второй мировой войны, стал Египет. Два полка таких бронеавтомобилей находились и на вооружении иорданской армии. В 60-х годах часть машин была передана Ливану, где на них установили башни от английских броневиков АЕС Mk III с 75-мм пушками. Аналогичное переоборудование прошли «стэгхаунды» и в Судане, но только в башнях, заимствованных от бронеавтомобилей АЕС, были размещены 75-мм пушки (вместе с масками) танков «Шер-ман». Помимо перечисленных стран на Ближнем Востоке, «стэгхаунды» имелись также в армиях Саудовской Аравии и Израиля.
В Африке боевые машины этого типа получили Родезия (ныне Зимбабве) и ЮАР. В 50 - 60-х годах они поступили и на вооружение Индии и Австралии.
БОЕВАЯ МАССА | 13900 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 2 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 5480 |
Ширина, мм | 2790 |
Высота, мм | 2360 |
ВООРУЖЕНИЕ | 37-мм пушка М6, стабилизированной в вертикальной плоскости, три 7,62-мм пулеметов Browning M1919A4 (спареннвй с пушкой, курсовой и зенитный) и 2-дюймовый дымовой гранатомет, установленный в крыше башни |
БОЕКОМПЛЕКТ | 103 артвыстрела, 5250 патронов к пулеметам и 14 дымовых гранат |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | ? |
БРОНИРОВАНИЕ | 9-44 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | два карбюраторных Chevrolet/CMC 270 жидкостного охлаждения, мощностью 97 л.с. каждый |
ТРАНСМИССИЯ | полуавтоматическая типа Hydramatic, две четырехскоростные коробки передач (4+1), гитара и демультипликатор |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | колесная формула 4х4 |
СКОРОСТЬ | 88 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 800 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Высота стенки, мм | 0,60 |
Ширина рва, мм | ? |
Глубина брода, мм | 0,80 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | англ.радиостанция №19 |