ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 26.04.2024, 07:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6270

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

"Украинский медиа-бюллетень" 1-2(16-17)/97
 
 Журналистика и спецслужбы в Украине
 Несколько практических рекомендаций журналистам от их коллеги 
 Александра Вовка 
 Ввиду отсутствия в настоящий момент соответствующего 
 специализированного юридического справочника, данные рекомендации 
 могут быть полезны журналистам, поскольку они касаются как 
 взаимоотношений с представителями организаций, которые можно 
 обозначит таким понятием как "спецслужбы", так и получением в них 
 необходимой для деятельности СМИ информации. 
 В Украине кроме СБУ (Служба Безопасности Украины) и ГУВР (Главное 
 Управление Военной разведки), существует множество других структур, 
 пользующихся правами специальных подразделений. По состоянию на 1 
 января 1997 года понятия "правоохранительные органы" и "специальные 
 подразделения" или "специальные службы" стали практически 
 равнозначными. 
 Рассмотрение вопросов, касающихся нарушения прав журналистов, 
 связанных с получением достоверной информации о деятельности 
 правоохранительных органов, да и сама деятельность журналистов, 
 часто называемая "журналистским расследованием", невозможна, по всей 
 видимости, без знания законодательных актов Украины, регулирующих не 
 только деятельность СМИ, но также законов Украины: 
 - "О милиции", 
 - "О прокуратуре", 
 - "О службе безопасности", 
 - "Об оперативно-розыскной деятельности" и т.д. 
 Получение информации в специальных подразделениях
 Право свободно собирать, сохранять и распространять информацию 
 гарантируется ст. 34 Конституции Украины. *В соответствии со ст.ст. 
 31-32 Закона Украины "Об информации" обнародование информации 
 производится на основании ответа на письменный "Запрос о 
 предоставлении информации", предъявленный начальнику (командиру) 
 подразделения.* 
 В случае ссылки на секретность данных ("тайну следствия" и т.д.) 
 необходимо рассмотрение такого утверждения в контексте Закона 
 Украины "О государственной тайне". Если возникают сомнения в 
 законности засекречивания запрошенной информации, имеет смысл 
 повторить запрос с просьбой уточнить степень секретности 
 запрашиваемых материалов и сообщить основания для введения 
 ограничения доступа (номер приказа/ распоряжения, фамилия, 
 должность, звание лица, установившего ограничения). Согласно ст.15 
 Закона Украины "О государственной тайне" в случае неудовлетворения 
 жалобы о необоснованном объявлении информации секретной, журналист 
 имеет право обжаловать действия должностных лиц в суде. При этом 
 следует заметить, что никаких ограничений на обнародование до суда 
 такой "засекреченной" информации, полученной из других (например, 
 "неофициальных") источников действующее законодательство не 
 предусматривает. 
 Возможность доступа к информации о деятельности спецподразделений 
 предусмотрена также: 
 - Законом Украины "О милиции" - статья 3 "Принципы деятельности 
 милиции", абзац второй; 
 - Законом Украины "О службе безопасности" - статья 7 "Право 
 общественности на информацию о деятельности СБУ"; 
 - Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" - статья 9 
 "Гарантии законности при осуществлении оперативно-розыскной 
 деятельности", абзац девятый (только информация об ограничении прав 
 и свобод граждан). 
 Сотрудники любого специального подразделения не имеют права отказать 
 в предоставлении информации, касающейся ограничения ими прав и 
 свобод граждан. В случае личного контакта журналистов с сотрудниками 
 спецслужб, представители телерадиокомпаний имеют право записи 
 беседы, причем Закон Украины "О телевидении и радиовещании" в ст.38 
 пункт "б" не оговаривает какого рода запись (открытая или закрытая) 
 может производиться. В этом случае вступает в силу принцип "что не 
 запрещено, то разрешено". Однако следует помнить, что обнародование 
 записи или ее фрагментов должно соответствовать Закону Украины "О 
 государственной тайне". Журналисты печатных СМИ в соответствии со 
 ст.26 Закона Украины "О печатных средствах массовой информации 
 (прессе) в Украине" имеют право только открытой записи. 
 Письменный отказ сотрудников спецслужбы на законных основаниях 
 предоставить "открытую" информацию, равно как и передача 
 представителям СМИ искаженной (неполной) информации могут быть 
 квалифицированы в соответствии со ст.172 УК Украины как "служебный 
 подлог", т.е. умышленное искажение истины в официальном документе. 
 Обвинение представителя СМИ в клевете без доказательства этого факта 
 в суде равнозначно обвинению в уголовном преступлении и до судебного 
 разбирательства по этому поводу должно трактоваться как оскорбление 
 (в соответствии со ст.126 УК Украины). 
 Ограничение доступа сотрудника спецслужбы к информации, имеющейся в
 редакции СМИ 
 Начать, видимо, следует с возможности доступа сотрудников 
 спецподразделений на территорию редакции СМИ. Такой доступ в 
 соответствии со ст.8 (пункт 6) Закона Украины "Об 
 оперативно-розыскной деятельности" может быть осуществлен только с 
 разрешения руководства редакции. Несанкционированный доступ в 
 помещение редакции предусмотрен действующим законодательством только 
 в случае непосредственного предотвращения преступных действий, 
 преследования преступника и т.д. При непосредственном контакте с 
 сотрудником спецслужбы журналист вправе потребовать от него 
 предъявить удостоверение и сообщить номер телефона руководства для 
 подтверждения полномочий. Если запрашиваемая сотрудником спецслужбы 
 информация определена руководством СМИ как "строго конфиденциальная" 
 и имеет отношение к опрашиваемому журналисту (например, автору 
 материала), он вправе полностью отказаться от дачи показаний на 
 основании ст.63 Конституции Украины. Кроме этого следует помнить, 
 что в соответствии со ст.8 пункт 1 Закона Украины "Об 
 оперативно-розыскной деятельности" сотрудникам спецподразделений 
 "разрешено опрашивать лиц с их согласия, использовать их 
 добровольную помощь". 
 В соответствии со ст.37 пункт "е" Закона Украины "О телевидении и 
 радиовещании" представители телерадиокомпаний вправе отказать кому 
 бы то ни было в предоставлении информации о личности, передавшей 
 редакции уже обнародованные материалы. Журналисты печатных СМИ на 
 основании ст.25 пункт 11 Закона Украины "О печатных средствах 
 массовой информации (печати) в Украине" обладают аналогичными 
 правами, за исключением случаев, когда подобная информация должна 
 быть опубликована по решению суда. 
 В общем же, следует отметить, что сфера взаимоотношений журналистов 
 и спецслужб в украинском законодательстве практически не затронута. 
 Так, например, в статье 11 (абзац 5) Закона Украины "Об 
 оперативно-розыскной деятельности" установлены ограничения по 
 использованию врачей, адвокатов и священнослужителей для выполнения 
 задач специальных подразделений (имеется в виду негласное 
 сотрудничество). В отношении же журналистов таких ограничений пока 
 не предусмотрено. 
 Международное право о свободе получения информации
 Право свободно искать, получать и распространять информацию 
 определено: 
 - Международным биллем о правах человека (Всеобщая декларация прав 
 человека - статья 19); 
 - Европейской конвенцией прав человека и основных свобод - ст. 10, 
 пункт 1. 
 Реализация права на свободу информации в соответствие с этими 
 документам не должна наносить ущерб национальной безопасности 
 государства, а также правам и свободам других граждан. 
 В виду отсутствия отдельного закона, определяющего взаимоотношения 
 СМИ и спецслужб здесь и далее применительно к заданной теме 
 трактуются положения общего права. 
 Крайне нежелательно ссылаться на необходимость соблюдения 
 коммерческой тайны. Сотрудники спецслужб, как правило, имеют доступ 
 к любой коммерческой информации. 
 Комментарий юриста 
 Николай Мельник, кандидат юридических наук, доцент, главный 
 консультант Комиссии ВР Украины по вопросам борьбы с организованной 
 преступностью и коррупцией 
 В соответствии со статьей 9 Закона "Об информации" все граждане 
 Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на 
 информацию, на свободное ее получение, использование, 
 распространение и сохранение сведений, необходимых для реализации 
 ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и 
 функций. 
 Этим законом также установлено, что каждый участник информационных 
 отношений имеет право на информацию о деятельности государственной 
 власти, деятельности народных депутатов, органов местного 
 самоуправления и т.д. (ст.ст. 42-43). 
 Отказать физическим или юридическим лицам в информации, намеренно 
 задержать ее, предоставить недостоверную информацию государственные 
 служащие и другие лица, уполномоченные на исполнение функций 
 государства, как это указано в ст.ст. 28-38, 46 этого закона, могут 
 только в некоторых, конкретно определенных законом случаях. В 
 частности, когда информация: 
 -признана в установленном порядке 
 государственной тайной, 
 -является конфиденциальной, 
 -касается данных предварительного 
 расследования, 
 -касается личной жизни человека, 
 -не подлежит разглашению в соответствии с другими нормативными 
 актами - врачебная тайна, тайна усыновления, переписка, телефонные 
 разговоры и т.п. 
 Во всех случаях должностное лицо, отказывающее в предоставлении 
 определенной информации, должно объяснить основание такого решения, 
 а при необходимости сослаться на определенный нормативный документ. 
 Необоснованный отказ в предоставлении информации является нарушением 
 права на информацию и влечет за собой юридическую ответственность. В 
 частности, пункт "г" первой части статьи 5 Закона "О борьбе с 
 коррупцией" предусматривает, что государственный служащий или другое 
 лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет 
 права отказывать юридическим и физическим лицам в информации, 
 предоставление которой предусмотрено правовыми актами, умышленно 
 задерживать ее, предоставлять недостоверную или неполную информацию. 
 Если государственный служащий допускает такие действия согласно ст.8 
 этого закона он подвергается штрафу в размере от 15 до 25 
 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а при повторном 
 таком же правонарушении - штрафу в размере от 25 до 50 необлагаемых 
 налогом минимумов доходов граждан и освобождению с занимаемой 
 должности. 

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz