"Украинский медиа-бюллетень" 1-2(16-17)/97
Журналистика и спецслужбы в Украине
Несколько практических рекомендаций журналистам от их коллеги
Александра Вовка
Ввиду отсутствия в настоящий момент соответствующего
специализированного юридического справочника, данные рекомендации
могут быть полезны журналистам, поскольку они касаются как
взаимоотношений с представителями организаций, которые можно
обозначит таким понятием как "спецслужбы", так и получением в них
необходимой для деятельности СМИ информации.
В Украине кроме СБУ (Служба Безопасности Украины) и ГУВР (Главное
Управление Военной разведки), существует множество других структур,
пользующихся правами специальных подразделений. По состоянию на 1
января 1997 года понятия "правоохранительные органы" и "специальные
подразделения" или "специальные службы" стали практически
равнозначными.
Рассмотрение вопросов, касающихся нарушения прав журналистов,
связанных с получением достоверной информации о деятельности
правоохранительных органов, да и сама деятельность журналистов,
часто называемая "журналистским расследованием", невозможна, по всей
видимости, без знания законодательных актов Украины, регулирующих не
только деятельность СМИ, но также законов Украины:
- "О милиции",
- "О прокуратуре",
- "О службе безопасности",
- "Об оперативно-розыскной деятельности" и т.д.
Получение информации в специальных подразделениях
Право свободно собирать, сохранять и распространять информацию
гарантируется ст. 34 Конституции Украины. *В соответствии со ст.ст.
31-32 Закона Украины "Об информации" обнародование информации
производится на основании ответа на письменный "Запрос о
предоставлении информации", предъявленный начальнику (командиру)
подразделения.*
В случае ссылки на секретность данных ("тайну следствия" и т.д.)
необходимо рассмотрение такого утверждения в контексте Закона
Украины "О государственной тайне". Если возникают сомнения в
законности засекречивания запрошенной информации, имеет смысл
повторить запрос с просьбой уточнить степень секретности
запрашиваемых материалов и сообщить основания для введения
ограничения доступа (номер приказа/ распоряжения, фамилия,
должность, звание лица, установившего ограничения). Согласно ст.15
Закона Украины "О государственной тайне" в случае неудовлетворения
жалобы о необоснованном объявлении информации секретной, журналист
имеет право обжаловать действия должностных лиц в суде. При этом
следует заметить, что никаких ограничений на обнародование до суда
такой "засекреченной" информации, полученной из других (например,
"неофициальных") источников действующее законодательство не
предусматривает.
Возможность доступа к информации о деятельности спецподразделений
предусмотрена также:
- Законом Украины "О милиции" - статья 3 "Принципы деятельности
милиции", абзац второй;
- Законом Украины "О службе безопасности" - статья 7 "Право
общественности на информацию о деятельности СБУ";
- Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" - статья 9
"Гарантии законности при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности", абзац девятый (только информация об ограничении прав
и свобод граждан).
Сотрудники любого специального подразделения не имеют права отказать
в предоставлении информации, касающейся ограничения ими прав и
свобод граждан. В случае личного контакта журналистов с сотрудниками
спецслужб, представители телерадиокомпаний имеют право записи
беседы, причем Закон Украины "О телевидении и радиовещании" в ст.38
пункт "б" не оговаривает какого рода запись (открытая или закрытая)
может производиться. В этом случае вступает в силу принцип "что не
запрещено, то разрешено". Однако следует помнить, что обнародование
записи или ее фрагментов должно соответствовать Закону Украины "О
государственной тайне". Журналисты печатных СМИ в соответствии со
ст.26 Закона Украины "О печатных средствах массовой информации
(прессе) в Украине" имеют право только открытой записи.
Письменный отказ сотрудников спецслужбы на законных основаниях
предоставить "открытую" информацию, равно как и передача
представителям СМИ искаженной (неполной) информации могут быть
квалифицированы в соответствии со ст.172 УК Украины как "служебный
подлог", т.е. умышленное искажение истины в официальном документе.
Обвинение представителя СМИ в клевете без доказательства этого факта
в суде равнозначно обвинению в уголовном преступлении и до судебного
разбирательства по этому поводу должно трактоваться как оскорбление
(в соответствии со ст.126 УК Украины).
Ограничение доступа сотрудника спецслужбы к информации, имеющейся в
редакции СМИ
Начать, видимо, следует с возможности доступа сотрудников
спецподразделений на территорию редакции СМИ. Такой доступ в
соответствии со ст.8 (пункт 6) Закона Украины "Об
оперативно-розыскной деятельности" может быть осуществлен только с
разрешения руководства редакции. Несанкционированный доступ в
помещение редакции предусмотрен действующим законодательством только
в случае непосредственного предотвращения преступных действий,
преследования преступника и т.д. При непосредственном контакте с
сотрудником спецслужбы журналист вправе потребовать от него
предъявить удостоверение и сообщить номер телефона руководства для
подтверждения полномочий. Если запрашиваемая сотрудником спецслужбы
информация определена руководством СМИ как "строго конфиденциальная"
и имеет отношение к опрашиваемому журналисту (например, автору
материала), он вправе полностью отказаться от дачи показаний на
основании ст.63 Конституции Украины. Кроме этого следует помнить,
что в соответствии со ст.8 пункт 1 Закона Украины "Об
оперативно-розыскной деятельности" сотрудникам спецподразделений
"разрешено опрашивать лиц с их согласия, использовать их
добровольную помощь".
В соответствии со ст.37 пункт "е" Закона Украины "О телевидении и
радиовещании" представители телерадиокомпаний вправе отказать кому
бы то ни было в предоставлении информации о личности, передавшей
редакции уже обнародованные материалы. Журналисты печатных СМИ на
основании ст.25 пункт 11 Закона Украины "О печатных средствах
массовой информации (печати) в Украине" обладают аналогичными
правами, за исключением случаев, когда подобная информация должна
быть опубликована по решению суда.
В общем же, следует отметить, что сфера взаимоотношений журналистов
и спецслужб в украинском законодательстве практически не затронута.
Так, например, в статье 11 (абзац 5) Закона Украины "Об
оперативно-розыскной деятельности" установлены ограничения по
использованию врачей, адвокатов и священнослужителей для выполнения
задач специальных подразделений (имеется в виду негласное
сотрудничество). В отношении же журналистов таких ограничений пока
не предусмотрено.
Международное право о свободе получения информации
Право свободно искать, получать и распространять информацию
определено:
- Международным биллем о правах человека (Всеобщая декларация прав
человека - статья 19);
- Европейской конвенцией прав человека и основных свобод - ст. 10,
пункт 1.
Реализация права на свободу информации в соответствие с этими
документам не должна наносить ущерб национальной безопасности
государства, а также правам и свободам других граждан.
В виду отсутствия отдельного закона, определяющего взаимоотношения
СМИ и спецслужб здесь и далее применительно к заданной теме
трактуются положения общего права.
Крайне нежелательно ссылаться на необходимость соблюдения
коммерческой тайны. Сотрудники спецслужб, как правило, имеют доступ
к любой коммерческой информации.
Комментарий юриста
Николай Мельник, кандидат юридических наук, доцент, главный
консультант Комиссии ВР Украины по вопросам борьбы с организованной
преступностью и коррупцией
В соответствии со статьей 9 Закона "Об информации" все граждане
Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на
информацию, на свободное ее получение, использование,
распространение и сохранение сведений, необходимых для реализации
ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и
функций.
Этим законом также установлено, что каждый участник информационных
отношений имеет право на информацию о деятельности государственной
власти, деятельности народных депутатов, органов местного
самоуправления и т.д. (ст.ст. 42-43).
Отказать физическим или юридическим лицам в информации, намеренно
задержать ее, предоставить недостоверную информацию государственные
служащие и другие лица, уполномоченные на исполнение функций
государства, как это указано в ст.ст. 28-38, 46 этого закона, могут
только в некоторых, конкретно определенных законом случаях. В
частности, когда информация:
-признана в установленном порядке
государственной тайной,
-является конфиденциальной,
-касается данных предварительного
расследования,
-касается личной жизни человека,
-не подлежит разглашению в соответствии с другими нормативными
актами - врачебная тайна, тайна усыновления, переписка, телефонные
разговоры и т.п.
Во всех случаях должностное лицо, отказывающее в предоставлении
определенной информации, должно объяснить основание такого решения,
а при необходимости сослаться на определенный нормативный документ.
Необоснованный отказ в предоставлении информации является нарушением
права на информацию и влечет за собой юридическую ответственность. В
частности, пункт "г" первой части статьи 5 Закона "О борьбе с
коррупцией" предусматривает, что государственный служащий или другое
лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет
права отказывать юридическим и физическим лицам в информации,
предоставление которой предусмотрено правовыми актами, умышленно
задерживать ее, предоставлять недостоверную или неполную информацию.
Если государственный служащий допускает такие действия согласно ст.8
этого закона он подвергается штрафу в размере от 15 до 25
необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а при повторном
таком же правонарушении - штрафу в размере от 25 до 50 необлагаемых
налогом минимумов доходов граждан и освобождению с занимаемой
должности.