ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 26.04.2024, 01:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6270

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

"СОЗВЕЗДИЕ ЛЕЙТЕ". Высшие офицеры японского императорского флота в величайшей морской битве

 Орел А. "Созвездие Лейте". Высшие офицеры японского императорского флота в величайшей морской битве // Флотомастер.- 2004.- №2

От автора. В одной из достаточно известных книг, посвященных истории японского флота и войны на Тихом океане - "Японские тяжелые крейсера" (С.В. Сулига, М., 1997) - мое внимание привлекла красивая фраза о том, что при Лейте "в бой шло целое созвездие высших офицеров" японского флота. В книге приводятся такие цифры: 1 адмирал, 14 вице-адмиралов и 15 контр-адмиралов. Сегодня, когда информация о иностранных флотах периода Второй мировой войны стала несравненно более доступной, представляется небезынтересным уточнить и дополнить эти данные.

Состав высшего японского командования (адмиралы - командующие флотами и соединениями флота, командиры дивизий тяжелых кораблей и эскадр эсминцев) при Лейте достаточно хорошо известен. Первое Ударное Соединение (Соединение "А" или "Центральная группа") возглавлял вице-адмирал Курита Такэо*, кроме того, занимавший должности командующего Вторым Флотом и 4-й ДКР (тяжелые крейсера "Атаго", "Майя", "Тёкай", "Такао"). В состав этого соединения входили, кроме того: 1-я ДЛК вице-адмирала Угаки Матомэ (линкоры "Ямато", "Мусаси", "Нагато"); 3-я ДЛК вице-адмирала Судзуки Ёсио (линкоры "Конго", "Харуна"); 5-я ДКР вице-адмирала Хасимото Синтаро (тяжелые крейсера "Миоко", "Хагуро"); 7-я ДКР вице-адмирала Сираиси Кадзутака (тяжелые крейсера "Судзуя", "Кумано", "Тонэ", "Тикума"); 2-я ЭЭМ контр-адмирала Хаякава Микио (легкий крейсер "Носиро" и десять эсминцев 2-го, 31-го и 32-го ДНЭМ); 10-я ЭЭМ контр-адмирала Кимура Сусуми (легкий крейсер "Яхаги" и пять эсминцев 4-го и 17-го ДНЭМ).

Вице-адмирал Курита Такэо в сражение у Лейте командовал Первым Ударным Соединением

Вторым Ударным Соединением ("Северный отряд") командовал вице-адмирал Сима Кийохидэ, он же командующий Пятым Флотом и 21-й ДКР ("Нати", "Асигара"). В состав соединения также входили корабли 1-й ЭЭМ контр-адмирала Кимура Масатоми (легкий крейсер "Абукума" и семь эсминцев 7-го, 18-го и 21-го ДНЭМ).

Соединением "С" ("Южная группа") командовал вице-адмирал Нисимура Сёдзи, он же командир 2-й ДЛК (линкоры "Ямасиро", "Фусо"). Кроме того, в составе соединения были тяжелый крейсер "Могами" и четыре эсминца 2-го и 4-го ДНЭМ.

Северной группой командовал вице-адмирал Одзава Дзисабуро, командующий Мобильным Флотом и 3-й ДАВ (авианосцы "Дзуйкаку", "Дзуйхо", "Титосэ", "Тиёда"). В составе соединения находились: 4-я ДАВ контр-адмирала Мацуда Тиаки (линкоры-авианосцы "Исэ", "Хиуга"); 31-я эскортная эскадра контр-адмирала Эдо Хэитаро (легкий крейсер "Исудзу", пять эсминцев и четыре эскортных миноносца 30-го, 41-го, 43-го, 61 -го ДНЭМ), а также легкие крейсера "Тама" и "Ойодо".

Вице-адмирал Одзава Дзисабуро, командующий Северной группой

Транспортным Соединением командовал вице-адмирал Сакондзю Наомаса, командир 16-й ДКР. В него входили крейсера "Аоба", "Кину" и эсминец "Уранами".

Кроме вышеперечисленных адмиралов - участников сражения, в книге "Японские тяжелые крейсера" учитываются и поименно называются командующие следующих соединений морской базовой авиации: 3-е (Филиппинское) - вице-адмирал Микава Гунъити (он же командующий Флотом Юго-западного района), 6-е - вице-адмирал Фукудомэ Сигэру, Первый Воздушный Флот - вице-адмирал Тэраока Кинпэи (с 20.10.1944 г. соединением командовал вице-адмирал Ониси Такидзиро); командующий Передовым Экспедиционным Соединением (Шестой Флот) вице-адмирала Мива Сигиёси, а также главнокомандующий Объединенным Флотом адмирал Тоёда Соэму.

Главнокомандующий Объединенным Флотом адмирал Тоёда Соэму

В "созвездие" вошли также "звезды" поменьше. Дело в том, что в Японском Императорском флоте с определенного момента должности командиров линкоров и тяжелых авианосцев стали контр-адмиральскими. Соответственно, все линкоры и авианосец "Дзуйкаку" в бой при Лейте вели контр-адмиралы: Каидзука Такео ("Дзуйкаку"), Морисита Нобуэй ("Ямато"), Иногути Тосихира ("Мусаси"), Кобэ Юдзи ("Нагато"), Симадзаки Тосио ("Конго"), Сигэнага Кадзуэ ("Харуна"), Накасэ Ноборо ("Исэ"), Номура Томэкити ("Хиуга"), Синода Кацукийо ("Ямасиро"), Бан Масами ("Фусо").

Среди командиров японских тяжелых крейсеров, участвовавших в битве, также имелись два контр-адмирала. Это были командиры флагманов 4-й и 5-й ДКР Араки Цуто ("Атаго") и Исивара Ицу ("Миоко"). По всей видимости, этих офицеров в недалеком будущем ожидало повышение. Остальными тяжелыми крейсерами на третью декаду октября 1944 г. командовали офицеры в звании "кэптен".

Кроме того, необходимо отметить, что контр-адмиральскими также являлись должности начальников штабов Флотов. Так, на "Атаго" находился начальник штаба Второго Флота контр-адмирал Коянаги Томидзи. Начальники штабов Мобильного и Пятого Флотов на этот период мне неизвестны, но не исключено, что, по крайней мере, первый был в звании контр-адмирала. А вот начальник штаба Флота Юго-западного района Нисио Хидэхико был вице-адмиралом.

Любопытно, что из перечисленных 27 высших офицеров (находившихся на японских кораблях, непосредственно участвовавших в сражении), 15 получили свои очередные воинские звания в один и тот же день - 15 октября 1944 г. Это были вице-адмиралы Хасимото, Сираиси и Сакондзю, и все 12 вышеперечисленных контр-адмиралов - командиров линкоров, "Дзуйкаку", "Атаго" и "Миоко". Кстати, в этот же день звания "вице-адмирал" удостоился начальник штаба Микавы - Нисио. Очевидно, верховное командование перед началом жестокого сражения надеялось таким образом поддержать боевой дух своих командиров.

В битву шло действительно "созвездие адмиралов". Большинство из перечисленных высших офицеров к сражению при Лейте лично участвовали во множестве боев и операций.

В ходе сражения адмиралы японского флота неоднократно рисковали жизнью, не только находясь под огнем противника, но и покидая свои поврежденные и тонущие корабли. В самом начале сражения вице-адмиралу Курита пришлось оставить свой гибнущий флагман "Атаго", потопленный американской подлодкой "Дартер", и перейти на "Ямато". С потерями в сражении многих других флагманов и лидеров картина неоднократно повторялась. Сакондзю лишился своего поврежденного флагмана "Аоба". Хасимото оставил вышедший из строя "Миоко". Кимура Масатоми покинул поврежденный "Абукуму". Сираиси оставил безнадежный "Судзуя". Одзава пришлось уйти с гибнущего "Дзуйкаку". Хаякава был вынужден оставить борт тонущего "Носиро".

Потери японского флота в сражении следует признать катастрофическими, особенно тяжелыми - среди крупных кораблей. Тем не менее среди высших офицеров в период с 22 по 26 октября 1944 г. потери оказались сравнительно небольшими: один вице-адмирал и четыре контр-адмирала. В море Сибуян 24-го погиб командир "Мусаси" Иногути, отказавшийся покинуть свой тонущий корабль. В проливе Суригао в ночь на 25-е с линкорами 2-й ДЛК ушли в пучину адмиралы Нисимура, Синода и Бан. С авианосцем "Дзуйкаку" в бою у м. Энганьо 25 октября погиб его командир Каидзука.

Вице-адмирал Нисимура Сёдзи, командующий Южной группой

Уместно заметить, что в японском флоте существовала практика присвоения офицерам очередного воинского звания в случае их гибели в бою. Надо полагать, что, кроме дани уважения, это могло являться формой социальной защиты семьи офицера, так как от звания должен зависеть размер пенсии. Однако посмертное присвоение очередного звания отнюдь не являлось автоматической нормой, а согласовывалось с рядом факторов, в том числе: с должностью и действующим званием погибшего, со сроками присвоения предыдущего звания, иногда - с обстоятельствами гибели. Известны даже факты посмертного повышения на две ступени.

Четырем погибшим при Лейте японским контр-адмиралам посмертно были присвоены звания вице-адмиралов (Нисимура посмертно в звании повышения не получил). Кроме того, посмертно звания "контр-адмирал" удостоились как минимум восемь погибших в сражении офицеров в действующем звании "кэптен": Ои Рандзи, командир, и Нагаи Тэйдзо, старший офицер крейсера "Майя" (оба погибли вместе с торпедированным кораблем); Танака Дзё, командир, и Камикава Такэо, старший офицер "Тёкая" (оба погибли на эсминце "Фудзинами", который принял экипаж гибнущего крейсера, но оказался также потоплен американцами); Норимицу Саидзи, командир, и Ямаути Тэйдзо, старший офицер "Тикумы" (после того, как американские корабли потопили эсминец "Новаки", принявший экипаж гибнущего крейсера, из воды был подобран только один мичман с "Тикумы", поэтому точно неизвестно, когда и как погибли эти офицеры); Тома Рио, командир, и Хасимото Уроки, старший офицер "Могами" (оба погибли на мостике крейсера от вражеского артиллерийского огня).

Кроме названных, при Лейте погибли и другие кэптены Императорского флота. В том числе командир 4-го ДНЭМ Такахаси Камэсиро, погибший вместе с эсминцем "Митисио" в проливе Суригао, и командир 61-го ДНЭМ Амано Сигэтака, погибший с эсминцем "Хацуцуки" в бою у мыса Энганьо. На взгляд автора - второй однозначно был бы достоин присвоения звания контр-адмирала посмертно, однако достоверных сведений об этом, а также в отношении кэптена Такахаси, найти не удалось. Впрочем, в списках 49-го выпуска Военно-морской академии в Этадзиме фигурирует контр-адмирал Такахаси Камэсиро (все офицеры в этих списках указаны - в своих последних званиях, пожизненных или посмертных ), но доказательств, что при этом речь идет о командире 4-го ДНЭМ у меня нет.

После 26 октября "созвездие" японских адмиралов, собранное для битвы, рассыпалось. Военная судьба понесла их дальше.

В последующих боях в водах, омывающих Филиппинский архипелаг, из адмиралов - участников сражения, погиб только контр-адмирал Хаякава, который 11 ноября 1944 г. был убит в результате прямого бомбового попадания в мостик флагманского эсминца "Симакадзэ" при проводке конвоя ТА №3 из Манилы в Ормок (посмертно произведен в вице-адмиралы).

До конца 1944 г. погибли еще три адмирала - участника сражения при Лейте. 21 ноября, на пути в метрополию, судьбу потопленного американской подлодкой "Силайен" линкора "Конго" разделили командир корабля Симадзаки (вице-адмирал посмертно) и командующий 3-й ДЛК Судзуки. На следующий день американская субмарина "Кавэлла" потопила флагман контр-адмирала Эдо эсминец "Симоцуки", следовавший из Сингапура в Бруней. Погибший командир 31-й ЭскЭ также был посмертно произведен в вице-адмиралы.

Из адмиралов, ветеранов битвы при Лейте, до конца войны не стало еще троих. Ветеран многих сражений Тихоокеанской войны вице-адмирал Хасимото 16 мая 1945 г. погиб на мостике "Хагуро" в бою с британскими эсминцами в Андаманском море. Вице-адмирал Угаки, бывший начальник штаба адмирала Ямамото, не пожелал переживать позор капитуляции и в последний день войны (уже после оглашения императорского рескрипта) - 15 августа 1945 г. - вылетел из Японии на борту бомбардировщика-камикадзе. Достоверных сведений о том, как именно погиб Угаки нет. Предположительно самолет, в котором он находился, разбился у побережья Окинавы. Во всяком случае, американцы 15-го числа атак своих кораблей не зафиксировали. На следующий день совершил харакири бывший соратник Ямамото, один из тех, кто очень много сделал для развития морской авиации Японии и "отец" корпуса камикадзе, вице-адмирал Ониси.

Командующий 5-м воздушным флотом вице-адмирал Угаки Матомэ на аэродроме Оита 15 августа 1945 г. Вице-адмирал Угаки стоит рядом с подготавливаемым к вылету пикирующим бомбардировщиком Йокосука D4Y3 "Сусей" из состава 701-го корпуса морской авиации (бортовой номер 701-122, экипаж - капитан-лейтенант Накацуру и ст. матрос Эндо), на котором он и отправится в последний полет. Во время сражения у Лейте командовал 1-й дивизией линейных кораблей

Вице-адмирал Ониси Такидзиро принимал участие в сражениях за Филиппины и многих других битвах. Однако основную известность он приобрел как один из главных инициаторов создания в японской морской авиации "подразделения специальных атак", известных во всем мире как "камикадзе"

После войны победители допрашивали многих японских адмиралов, но осуждены оказались буквально единицы. В их число попал Сакондзю, которого по приговору военного трибунала британской администрации 21 января 1948 г. казнили в Гонконге как военного преступника.

В числе переживших войну высших офицеров японского флота были следующие участники сражения при Лейте: Тоёда (скончался в 1957); Мива (1959); Кимура Масатоми (1960); Сираиси (1961); Одзава (1966); Фукудоме (1971); Сима (1973); Курита (1977); Коянаги (1978); Кимура Сусуму (1980); Микава (1981); Тэраока (1984).

Вице-адмирал Микава Гунъити, командующий 3-м (Филиппинским) соединением морской базовой авиации и, одновременно, командующий Флотом Юго-Западного района

Окончательная судьба восьми адмиралов мне пока неизвестна, хотя достоверно можно утверждать, что крупнейшее в истории морское сражение они пережили. Вот все, что я о них знаю:
контр-адмирал Араки был спасен с гибнущего "Атаго" и впоследствии назначен старшим инструктором Торпедной школы ВМС;
- контр-адмирал Мацуда после окончания сражения привел свою 4-ю ДАВ к японским берегам невредимой. Линкоры-ветераны "Исэ" и "Хиуга" пали жертвой американской авиации уже в самом конце войны;
- контр-адмирал Кобэ 20 декабря 1944 г. получил назначение в Морской Генеральный Штаб;
- контр-адмирал Сигэнага в тот же день был заменен в должности;
- контр-адмирал Исивара 10 февраля 1945 г. получил назначение на должность начальника штаба Морского района Сасебо: 
- контр-адмирал Накасе 25 февраля 1945 г. стал главой Третьего Бюро Морского Генерального Штаба (разведка);
- контр-адмирал Номура 1 марта 1945 г. получил назначение в Четвертое Бюро МГШ (коммуникации);
- контр-адмирал Морисита после сражения был повышен в должности и стал начальником штаба Второго Флота. В этом качестве на борту "Ямато" 7 апреля 1945 г. он вышел в поход к берегам Окинавы. После гибели линкора Морисита оказался в числе тех, кого удалось спасти эсминцам эскорта.

* Автор использует японский вариант написания имен и фамилий, т.е. первой пишется фамилия.

СОКРАЩЕНИЯ

ДАВ - дивизия авианосцев
ДЛК - дивизия линейных кораблей
ДКР - дивизия крейсеров
ЭЭМ - эскадра эскадренных миноносцев
ДНЭМ - дивизион эскадренных миноносцев
ЭскЭ - эскортная эскадра


Лейте

Лейте (англ. Leyte) — остров в центральной части Филиппинского архипелага, к северу от острова Минданао. Длина (с севера на юг) 183 км, площадь 7,2 тысяч км². В центре и на западе располагаются низкие горы, среди которых возвышаются вулканические конусы (высшая точка — гора Лоби, 1350 м). Сложен на западе песчаниками, сланцами и коралловыми известняками, на востоке — аллювиальными отложениями. Субэкваториальный муссонный климат, осадков до 2 тысяч мм в год. Вечнозелёные и листопадные (муссонные) тропические леса. Национальные парки: Махагнао-Волькано, Куапнит-Балинсасайяо. Распространено возделывание кокосовой пальмы, сахарного тростника, абаки, кукурузы.

Остров также известен тем, что возле него в 1944 году проходило одно из крупнейших морских сражений в истории — сражение в заливе Лейте между США и Японией.

Главный город и порт — Таклобан.

Файл:Ph locator map leyte island.png

По материалам сайта :

http://navycollection.narod.ru/man/admirals_Leyte/admirals_Leyte.htm

(сверено с другими источниками).

 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz