"Брен Кэрриер" ( Bren Carrier)
в 1938 году специалисты компании "Торникрофт" создали легкий гусеничный бронеавтомобиль "Универсал Кэрриер" который имел на вооружении два пулемета: "Браунинг" M2HB и "Брен". Маленькие и дешевые танкетки оказались очень дешевыми и удобными-с успехом применявшиеся в локальных конфликтах. Большим минусом броневика была его слабая броня, не выдерживающая бронебойных пуль.
Первые образцы семейства бронетранспортеров, созданного на базе легкого танка "Винкерс-Карден-Лойд", были выпущены в 1937-1938 гг. Это были низкие открытые сверху бронированные машины, приспособленные под установку пулеметов "Виккерс" и "Брен". Бронетранспортер универсального назначения - "Универсал" появился в 1940 году. Он предназначался для использования в качестве разведывательной машины в пехотных и разведывательных подразделениях, тягача для артиллерийских систем, наблюдательных и командирских машин, транспортеров для пулеметов, минометов и огнеметов.
Ходовая часть первых модификаций выполнялась с тремя опорными катками на борт, последующие модификации имели по четыре опорных катка на борт. Подвеска этих машин блокированная на два катка со спиральными пружинами. Гусеница металлическая мелкозвенчатая. Привод осуществлялся от четырехтактного V-образного бензинового двигателя "Форд" мощностью 100 л.с. Двигатель был установлен в силовом отделении, находящемся в кормовой части машины, здесь же смонтирована механическая пятискоростная коробка передач и бортовые фрикционы. Отделения управления и десанта располагались в передней части машины. Здесь, в зависимости от назначения машины устанавливалось вооружение, аппаратура или размещался десант в количестве 3-4 человек.Благодаря низкому удельному давлению на грунт порядка 0,45 кг/см2 и наличию мощного двигателя, бронетранспортер обладал высокой скоростью и проходимостью. Кроме Англии бронетранспортеры этого семейства производились в США, Канаде и Австралии. Всего их было произведено свыше 40000 единиц.
Во время Великой Отечественной войны «Универсалы» применялись и в Красной Армии. Нельзя сказать, чтобы наши бойцы были от них в особом восторге. Посредине тесного десантного отделения возвышался, словно длинный стол, горячий капот двигателя. Десантники, сидевшие по двое вдоль бортов, упирались в него коленями. В жару это было невыносимо. Прохладней было водителю и командиру, размещавшимся в передней части машины, но зато зимой, когда они замерзали, то на остановках перелезали в десантное отделение погреться.
Бронетранспортеры Англии и Канады широко использовались и в послевоенный период - как в армиях этих стран, так и в вооруженных силах многих других государств. Отдельные их образцы можно было встретить даже в 60-е гг.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса | 4 т |
Размеры: | |
длина | 3760 мм |
ширина | 2110 мм |
высота | 1600 мм |
Экипаж + десант | 1+4человека |
Вооружение | в зависимости от назначения |
Боекомплект | в зависимости от назначения |
Бронирование: лоб корпуса | 10 мм |
Тип двигателя | карбюраторный "Форд" |
Максимальная мощность | 100 л.с. |
Максимальная скорость | 48 км/час |
Запас хода | 150 км |