ВОЙНА ?! НЕТ !
Среда, 24.04.2024, 07:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6269

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



 Проблемы борьбы с терроризмом в современной России 
 
 Терроризм, как явление, одна из основных содержательных, 
 сущностных сторон которого - устрашение политических или 
 иных противников, известен человечеству с давних времен. 
 Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны 
 считается центральной, стержневой особенностью 
 насильственного воздействия, называемого терроризмом. Об 
 этой особенности свидетельствует и этимология данного 
 понятия, происходящего от слова террор (от латинского 
 terror - страх, ужас). 
 Однако для мирового сообщества проблема терроризма стала 
 особенно актуальной в XX веке, когда применение 
 устрашающего насилия стало одним из действенных и часто 
 применяемых орудий борьбы между преступными и 
 националистическими группировками, вооруженными 
 формированиями, политическими партиями и даже 
 государствами, а достижения науки и техники дали в руки 
 террористов самые современные и эффективные средства 
 реализации человеконенавистнических намерений. Терроризм 
 проявляет себя на самых различных уровнях, начиная с 
 широкомасштабных насильственных акций на международной 
 арене (достаточно вспомнить операцию "Буря в пустыне" в 
 Ираке или действия натовской авиации в бывшей Югославии) 
 и кончая спонтанными террористическими действиями 
 отдельных одиночек. В этой ситуации остро встает вопрос 
 об организации адекватного противодействия 
 террористическим проявлениям. 
 Как показывает мировой опыт, терроризм особенно остро 
 проявляется в тех регионах и в те периоды, где и когда 
 обостряются противоречия в социально-политической сфере, 
 происходит ломка общественных отношений, 
 государственного устройства, отсутствует стабильность. К 
 сожалению, ярким и убедительным примером данного 
 утверждения является и нынешняя ситуация в Российской 
 Федерации (как, впрочем, и во многих других регионах 
 бывшего Советского Союза). Небывалый рост социальной 
 напряженности, обострение политической борьбы, 
 национализм и сепаратизм, разгул преступности - вот 
 некоторые из детерминант политически мотивированного 
 насилия в нашей стране, включающего и такую крайнюю его 
 форму как терроризм. Страшная истина поражает сознание - 
 на рубеже третьего тысячелетия население России привыкло 
 к ставшим обыденными сообщениям об очередных заказных 
 убийствах, к военным сводкам из Чечни со статистикой 
 убитых и раненых, к перестрелкам на улицах и площадях 
 российских городов. И, наконец, видимо, феномен 
 исключительно нынешней российской действительности - 
 сама представительная власть, призванная вести 
 решительную борьбу с терроризмом, порождает его. 
 Иллюстрацией чему является трагедия двухлетней давности, 
 когда одна из ветвей власти - исполнительная для 
 уничтожения двух других ветвей - законодательной и 
 судебной - прибегла к чисто террористическим методам 
 устрашающего воздействия на политического противника, не 
 остановившись перед безусловно неадекватным применением 
 танковых орудий в отношении обладавших депутатским 
 иммунитетом лиц и практически безоружных мирных граждан. 
 Любые потуги некоторых дипломированных юристов оправдать 
 эти действия не способны преодолеть барьеров, заложенных 
 в азах отечественного и международного права, в основных 
 принципах демократии, выработанных человечеством. 
 Общеизвестно, что для эффективного управления любым 
 явлением, будь то живая природа, технический процесс или 
 общественно-политическая жизнь, необходимо хорошо 
 изучить и знать это явление. Поэтому и для борьбы с 
 таким опасным социальным злом, в которое сегодня 
 превратился терроризм, следует владеть гносеологией 
 этого явления, знать его движущие силы, субъекты, 
 объекты, цели, методы и т.п. 
 Между тем, до сих ни в ученом мире, ни у юристов, ни у 
 представителей правоохранительных органов не сложилось 
 однозначного представления о феномене терроризма. 
 Существуют десятки его определений. Некоторые 
 расширительно толкуют термин "терроризм", нивелируя его 
 до понятий "политический экстремизм", "радикализм" или 
 даже сводя его ко всему спектру насильственных действий, 
 ущемляющих права и свободы граждан. В других случаях 
 наблюдается обратная тенденция - под терроризмом 
 понимают вполне конкретные противоправные действия, 
 которые в законодательствах различных стран выписываются 
 диспозициями отдельных статей уголовного кодекса. 
 Многообразие подходов объясняется спецификой регионов, 
 национальными и историческими традициями, уровнем 
 демократии, степенью стабильности политической ситуации 
 в той или иной стране, особенностями юридических школ. И 
 все же различные толкования понятия "терроризм" 
 позволяют выделить содержащиеся в них его общие 
 признаки, компоненты, комплекс которых, на наш взгляд, и 
 способен дать достаточно объективное представление о 
 социально-политическом феномене терроризма. Эти признаки 
 заключаются в следующем: 
 1. Терроризм предполагает достижение определенной 
 политической цели. 
 2. В отношении противостоящей стороны применяется 
 насилие в той или иной форме либо угроза использования 
 такового. 
 3. Угроза насилия или само насилие сопровождается 
 устрашением, направленным на частичную или полную 
 деморализацию объекта воздействия. 
 4. Объект террористического воздействия является 
 двойственным: непосредственный объект , которым могут 
 быть материальные объекты, некоторые категории граждан, 
 определяемые по политическому, социальному, 
 национальному, религиозному или иному принципу либо 
 заранее конкретно не определенные случайные люди, - и 
 конечный, или стратегический объект , которым является 
 конституционный строй либо один из его элементов 
 (территориальная целостность, порядок управления, 
 экономическая мощь и т.д.). 
 На фоне усилий, предпринимаемых в мире в целях уточнения 
 сущности и содержания понятия "терроризм", излишне 
 говорить об актуальности решения этой проблемы в 
 современных российских условиях, когда терроризм из 
 академической дефиниции превратился в страшную 
 повседневную реальность. Вероятно, Россия - одна из 
 немногих стран (если не единственная), где сначала 
 рождаются нормативные акты того или иного уровня, 
 регламентирующие борьбу с чем-то (с терроризмом, 
 фашизмом), определяются ответственные за проведение этой 
 борьбы структуры, а уже затем уточняется содержательная 
 сторона объекта этой борьбы.
 Неминуемые спутники такого подхода - поспешность, 
 попытка решить проблему, исходя из сиюминутного, порой 
 недостаточно полного и объективного анализа ситуации, 
 стремление "подогнать результат под заказчика". 
 К сожалению, именно так обстоит дело в сфере борьбы с 
 терроризмом. Начнем с того, что сам термин "терроризм" 
 толкуется в нашей стране весьма вольно. Зачастую 
 террористами объявляются либо представители властных 
 структур, либо стоящие к ним в оппозиции политические 
 силы. Другим примером некорректного подхода к этому 
 вопросу является неправильное формирование общественного 
 сознания россиян средствами массовой информации, которые 
 любые проявления насилия в стране называют 
 террористическими актами. Но ведь террористический акт 
 вполне четко ограничивается рамками диспозиции статьи 66 
 Уголовного кодекса РСФСР, где (в редакции, утвержденной 
 Законом N 10-ФЗ от 1.07.94 г.) он определен как 
 "убийство государственного или общественного деятеля 
 либо представителя власти, совершенное по политическим 
 мотивам" (либо тяжкое телесное повреждение тем же 
 объектам по аналогичным мотивам). Поэтому отнесение к 
 разряду терактов взрывов нефтехранилищ, уничтожения 
 материальных объектов и даже убийств простых граждан 
 является вольностью, деформирующей и без того 
 несовершенное правосознание российского обывателя. 
 Учитывая несоответствие отечественной нормативной базы 
 реалиям нашей современной действительности, изобилующей 
 примерами политически мотивированного насилия в его 
 широком разнообразии форм и методов, законодатель 
 предпринял шаги по совершенствованию этой базы. Так, 
 Законом N 68-ФЗ от 28.04.95 г. введена статья 772 
 "Организация или участие в незаконных вооруженных 
 формированиях", а упомянутым Законом N 10-ФЗ от 1.07.94 
 г. - статья 2133 "Терроризм". Казалось бы, определение 
 своей ниши для терроризма в сфере уголовного 
 законодательства, переход от социально-политического к 
 юридическому толкованию этого термина должен обеспечить 
 решительный перелом в деле борьбы с этим злом, создающим 
 угрозы для безопасности личности, общества и 
 государства. Однако этого не произошло. Причин тому 
 несколько. 
 Начнем с того, что попытка весь богатый ряд форм 
 террористических проявлений вогнать в прокрустово ложе 
 диспозиции одной статьи уголовного кодекса априори 
 обречена на неуспех, так как террористические действия и 
 акции зачастую исключительно уникальны по своим 
 объектам, субъектам, целям, мотивации, движущим силам, 
 исполнителям, формам и пр. Отсюда и несовершенство 
 определения терроризма как "совершения в целях нарушения 
 общественной безопасности либо воздействия на принятие 
 решений органами власти взрыва, поджога или иных 
 действий, создающих опасность гибели людей, причинения 
 значительного имущественного ущерба, а равно наступления 
 иных тяжких последствий". 
 Приведенная формулировка, представляющаяся, на первый 
 взгляд, универсальной, на самом деле дает возможность 
 толковать ее одновременно и расширительно, и явно узко. 
 Например, можно расценить как терроризм неправильную 
 парковку автомобиля на тротуаре в целях нарушения 
 общественной безопасности, когда людей вынуждают 
 выходить на опасный участок автомагистрали. С другой 
 стороны, разве не является действенной формой 
 психологического терроризма распространение 
 провокационных слухов о готовящихся погромах? Между тем, 
 такое проявление терроризма не охвачено диспозицией 
 статьи 2133. Таких примеров можно приводить десятки. 
 Узаконенная статьей 2133 Уголовного кодекса РСФСР 
 формулировка терроризма несколько размывает и субъекта 
 борьбы с эти противоправным проявлением, так как к 
 таковому (то есть субъекту) могут быть отнесены и ФСБ, и 
 МВД, и органы прокуратуры. На деле же имеет место 
 современная иллюстрация старой поговорки: "У семи нянек 
 дитя без глаза". 
 Не прибавляет оптимизма и то обстоятельство, что орган, 
 ранее в полном объеме несший ответственность за 
 искоренение любых проявлений политически мотивированного 
 насилия (речь о бывшем КГБ CCCР), подвергается такому 
 количеству перманентных реорганизаций, что вряд ли 
 способен сегодня осуществлять действенную борьбу с этим 
 злом современности. Бездумное маневрирование 
 следственными и специальными оперативно-боевыми 
 подразделениями органов безопасности с передачей их в 
 другие структуры с последующим возвращением возводит в 
 ранг самообличения попытки отдельных высокопоставленных 
 представителей властных структур обвинить ФСБ в 
 неэффективности антитеррористической деятельности. 
 При рассмотрении проблем, стоящих на пути организации 
 действенного предупреждения и пресечения терроризма в 
 России, нельзя обойти молчанием и факт утраты 
 государством и обществом эффективного в прошлом 
 института профилактики преступлений, в том числе 
 политически мотивированных. Организация широкого фронта 
 борьбы с любыми допреступными проявлениями, имеющими 
 потенциальную перспективу перерастания в противоправные, 
 разоблачение и компрометация перед широкой 
 общественностью самой идеологии терроризма, выявление и 
 локализация опасных криминогенных тенденций на самом 
 раннем этапе формирования преступного умысла и 
 криминальной целеустановки - вот сущность профилактики 
 политически мотивированного насилия, которая может и 
 должна явиться действенным рычагом предупреждения 
 терроризма в нашем обществе. 
 Не идеализируя опыта прежних десятилетий в деле 
 реализации государством, правоохранительными органами и 
 спецслужбами бывшего СССР профилактической функции в 
 сфере борьбы с преступлениями, автор не может 
 согласиться с распространяемым некоторыми средствами 
 массовой информации деформированным представлением 
 профилактики как "борьбы с инакомыслием", "промыванием 
 мозгов", которое сложилось у них, видимо, после 
 знакомства с профилактической практикой бывших пятых 
 подразделений Комитета госбезопасности. 
 Институт раннего предупреждения преступлений должен быть 
 реанимирован и взят на вооружение нынешними органами 
 безопасности и правоохраны. Особенно важна эта функция в 
 сфере борьбы с терроризмом. Ведь негативные 
 политические, экономические, моральные и иные 
 последствия каждой реализованной террористической акции 
 настолько велики, что не вызывает сомнения положение о 
 том, что подобные проявления необходимо предупреждать на 
 самых ранних этапах их назревания. 
 Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы 
 с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема 
 международного характера в рамках Российской Федерации 
 является общенациональной. Это предполагает, что в 
 решении этой задачи должны быть задействованы не 
 отдельные специально создаваемые для этой цели 
 антитеррористические центры или даже правоохранительные 
 органы и слецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой 
 необходимо объединение усилий всех государственных и 
 общественных структур, ветвей власти, средств массовой 
 информации. Нужна общегосударственная стратегия борьбы с 
 терроризмом. Необходимо четко определить и назвать 
 источники и детерминанты террористических проявлений, к 
 числу которых, по данным экспертного опроса, 
 проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе 
 с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: 
 падение жизненного уровня населения, снижение степени 
 социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, 
 обострение политической борьбы, рост национализма и 
 сепаратизма, несовершенство законодательства, падение 
 авторитета власти и принятие ее представителями 
 непродуманных решений. Питательной почвой терроризма 
 является и политический экстремизм, произрастающий, в 
 свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом 
 противоречиями обществе социальной напряженности. 
 Таким образом, для эффективного противодействия 
 терроризму в России необходима разработка и реализация 
 комплексной программы, включающей политический, 
 социальный, экономический, правовой, идеологический, 
 специальный и другие аспекты. Нужны также взаимодействие 
 и координация всех здоровых сил общества, 
 заинтересованных в решении этой актуальной для нашей 
 страны проблемы. Указами ее не решить. 
 В.Е.ПЕТРИЩЕВ
 Национальная электронная библиотека 
 
 

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz