Проблемы борьбы с терроризмом в современной России
Терроризм, как явление, одна из основных содержательных,
сущностных сторон которого - устрашение политических или
иных противников, известен человечеству с давних времен.
Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны
считается центральной, стержневой особенностью
насильственного воздействия, называемого терроризмом. Об
этой особенности свидетельствует и этимология данного
понятия, происходящего от слова террор (от латинского
terror - страх, ужас).
Однако для мирового сообщества проблема терроризма стала
особенно актуальной в XX веке, когда применение
устрашающего насилия стало одним из действенных и часто
применяемых орудий борьбы между преступными и
националистическими группировками, вооруженными
формированиями, политическими партиями и даже
государствами, а достижения науки и техники дали в руки
террористов самые современные и эффективные средства
реализации человеконенавистнических намерений. Терроризм
проявляет себя на самых различных уровнях, начиная с
широкомасштабных насильственных акций на международной
арене (достаточно вспомнить операцию "Буря в пустыне" в
Ираке или действия натовской авиации в бывшей Югославии)
и кончая спонтанными террористическими действиями
отдельных одиночек. В этой ситуации остро встает вопрос
об организации адекватного противодействия
террористическим проявлениям.
Как показывает мировой опыт, терроризм особенно остро
проявляется в тех регионах и в те периоды, где и когда
обостряются противоречия в социально-политической сфере,
происходит ломка общественных отношений,
государственного устройства, отсутствует стабильность. К
сожалению, ярким и убедительным примером данного
утверждения является и нынешняя ситуация в Российской
Федерации (как, впрочем, и во многих других регионах
бывшего Советского Союза). Небывалый рост социальной
напряженности, обострение политической борьбы,
национализм и сепаратизм, разгул преступности - вот
некоторые из детерминант политически мотивированного
насилия в нашей стране, включающего и такую крайнюю его
форму как терроризм. Страшная истина поражает сознание -
на рубеже третьего тысячелетия население России привыкло
к ставшим обыденными сообщениям об очередных заказных
убийствах, к военным сводкам из Чечни со статистикой
убитых и раненых, к перестрелкам на улицах и площадях
российских городов. И, наконец, видимо, феномен
исключительно нынешней российской действительности -
сама представительная власть, призванная вести
решительную борьбу с терроризмом, порождает его.
Иллюстрацией чему является трагедия двухлетней давности,
когда одна из ветвей власти - исполнительная для
уничтожения двух других ветвей - законодательной и
судебной - прибегла к чисто террористическим методам
устрашающего воздействия на политического противника, не
остановившись перед безусловно неадекватным применением
танковых орудий в отношении обладавших депутатским
иммунитетом лиц и практически безоружных мирных граждан.
Любые потуги некоторых дипломированных юристов оправдать
эти действия не способны преодолеть барьеров, заложенных
в азах отечественного и международного права, в основных
принципах демократии, выработанных человечеством.
Общеизвестно, что для эффективного управления любым
явлением, будь то живая природа, технический процесс или
общественно-политическая жизнь, необходимо хорошо
изучить и знать это явление. Поэтому и для борьбы с
таким опасным социальным злом, в которое сегодня
превратился терроризм, следует владеть гносеологией
этого явления, знать его движущие силы, субъекты,
объекты, цели, методы и т.п.
Между тем, до сих ни в ученом мире, ни у юристов, ни у
представителей правоохранительных органов не сложилось
однозначного представления о феномене терроризма.
Существуют десятки его определений. Некоторые
расширительно толкуют термин "терроризм", нивелируя его
до понятий "политический экстремизм", "радикализм" или
даже сводя его ко всему спектру насильственных действий,
ущемляющих права и свободы граждан. В других случаях
наблюдается обратная тенденция - под терроризмом
понимают вполне конкретные противоправные действия,
которые в законодательствах различных стран выписываются
диспозициями отдельных статей уголовного кодекса.
Многообразие подходов объясняется спецификой регионов,
национальными и историческими традициями, уровнем
демократии, степенью стабильности политической ситуации
в той или иной стране, особенностями юридических школ. И
все же различные толкования понятия "терроризм"
позволяют выделить содержащиеся в них его общие
признаки, компоненты, комплекс которых, на наш взгляд, и
способен дать достаточно объективное представление о
социально-политическом феномене терроризма. Эти признаки
заключаются в следующем:
1. Терроризм предполагает достижение определенной
политической цели.
2. В отношении противостоящей стороны применяется
насилие в той или иной форме либо угроза использования
такового.
3. Угроза насилия или само насилие сопровождается
устрашением, направленным на частичную или полную
деморализацию объекта воздействия.
4. Объект террористического воздействия является
двойственным: непосредственный объект , которым могут
быть материальные объекты, некоторые категории граждан,
определяемые по политическому, социальному,
национальному, религиозному или иному принципу либо
заранее конкретно не определенные случайные люди, - и
конечный, или стратегический объект , которым является
конституционный строй либо один из его элементов
(территориальная целостность, порядок управления,
экономическая мощь и т.д.).
На фоне усилий, предпринимаемых в мире в целях уточнения
сущности и содержания понятия "терроризм", излишне
говорить об актуальности решения этой проблемы в
современных российских условиях, когда терроризм из
академической дефиниции превратился в страшную
повседневную реальность. Вероятно, Россия - одна из
немногих стран (если не единственная), где сначала
рождаются нормативные акты того или иного уровня,
регламентирующие борьбу с чем-то (с терроризмом,
фашизмом), определяются ответственные за проведение этой
борьбы структуры, а уже затем уточняется содержательная
сторона объекта этой борьбы.
Неминуемые спутники такого подхода - поспешность,
попытка решить проблему, исходя из сиюминутного, порой
недостаточно полного и объективного анализа ситуации,
стремление "подогнать результат под заказчика".
К сожалению, именно так обстоит дело в сфере борьбы с
терроризмом. Начнем с того, что сам термин "терроризм"
толкуется в нашей стране весьма вольно. Зачастую
террористами объявляются либо представители властных
структур, либо стоящие к ним в оппозиции политические
силы. Другим примером некорректного подхода к этому
вопросу является неправильное формирование общественного
сознания россиян средствами массовой информации, которые
любые проявления насилия в стране называют
террористическими актами. Но ведь террористический акт
вполне четко ограничивается рамками диспозиции статьи 66
Уголовного кодекса РСФСР, где (в редакции, утвержденной
Законом N 10-ФЗ от 1.07.94 г.) он определен как
"убийство государственного или общественного деятеля
либо представителя власти, совершенное по политическим
мотивам" (либо тяжкое телесное повреждение тем же
объектам по аналогичным мотивам). Поэтому отнесение к
разряду терактов взрывов нефтехранилищ, уничтожения
материальных объектов и даже убийств простых граждан
является вольностью, деформирующей и без того
несовершенное правосознание российского обывателя.
Учитывая несоответствие отечественной нормативной базы
реалиям нашей современной действительности, изобилующей
примерами политически мотивированного насилия в его
широком разнообразии форм и методов, законодатель
предпринял шаги по совершенствованию этой базы. Так,
Законом N 68-ФЗ от 28.04.95 г. введена статья 772
"Организация или участие в незаконных вооруженных
формированиях", а упомянутым Законом N 10-ФЗ от 1.07.94
г. - статья 2133 "Терроризм". Казалось бы, определение
своей ниши для терроризма в сфере уголовного
законодательства, переход от социально-политического к
юридическому толкованию этого термина должен обеспечить
решительный перелом в деле борьбы с этим злом, создающим
угрозы для безопасности личности, общества и
государства. Однако этого не произошло. Причин тому
несколько.
Начнем с того, что попытка весь богатый ряд форм
террористических проявлений вогнать в прокрустово ложе
диспозиции одной статьи уголовного кодекса априори
обречена на неуспех, так как террористические действия и
акции зачастую исключительно уникальны по своим
объектам, субъектам, целям, мотивации, движущим силам,
исполнителям, формам и пр. Отсюда и несовершенство
определения терроризма как "совершения в целях нарушения
общественной безопасности либо воздействия на принятие
решений органами власти взрыва, поджога или иных
действий, создающих опасность гибели людей, причинения
значительного имущественного ущерба, а равно наступления
иных тяжких последствий".
Приведенная формулировка, представляющаяся, на первый
взгляд, универсальной, на самом деле дает возможность
толковать ее одновременно и расширительно, и явно узко.
Например, можно расценить как терроризм неправильную
парковку автомобиля на тротуаре в целях нарушения
общественной безопасности, когда людей вынуждают
выходить на опасный участок автомагистрали. С другой
стороны, разве не является действенной формой
психологического терроризма распространение
провокационных слухов о готовящихся погромах? Между тем,
такое проявление терроризма не охвачено диспозицией
статьи 2133. Таких примеров можно приводить десятки.
Узаконенная статьей 2133 Уголовного кодекса РСФСР
формулировка терроризма несколько размывает и субъекта
борьбы с эти противоправным проявлением, так как к
таковому (то есть субъекту) могут быть отнесены и ФСБ, и
МВД, и органы прокуратуры. На деле же имеет место
современная иллюстрация старой поговорки: "У семи нянек
дитя без глаза".
Не прибавляет оптимизма и то обстоятельство, что орган,
ранее в полном объеме несший ответственность за
искоренение любых проявлений политически мотивированного
насилия (речь о бывшем КГБ CCCР), подвергается такому
количеству перманентных реорганизаций, что вряд ли
способен сегодня осуществлять действенную борьбу с этим
злом современности. Бездумное маневрирование
следственными и специальными оперативно-боевыми
подразделениями органов безопасности с передачей их в
другие структуры с последующим возвращением возводит в
ранг самообличения попытки отдельных высокопоставленных
представителей властных структур обвинить ФСБ в
неэффективности антитеррористической деятельности.
При рассмотрении проблем, стоящих на пути организации
действенного предупреждения и пресечения терроризма в
России, нельзя обойти молчанием и факт утраты
государством и обществом эффективного в прошлом
института профилактики преступлений, в том числе
политически мотивированных. Организация широкого фронта
борьбы с любыми допреступными проявлениями, имеющими
потенциальную перспективу перерастания в противоправные,
разоблачение и компрометация перед широкой
общественностью самой идеологии терроризма, выявление и
локализация опасных криминогенных тенденций на самом
раннем этапе формирования преступного умысла и
криминальной целеустановки - вот сущность профилактики
политически мотивированного насилия, которая может и
должна явиться действенным рычагом предупреждения
терроризма в нашем обществе.
Не идеализируя опыта прежних десятилетий в деле
реализации государством, правоохранительными органами и
спецслужбами бывшего СССР профилактической функции в
сфере борьбы с преступлениями, автор не может
согласиться с распространяемым некоторыми средствами
массовой информации деформированным представлением
профилактики как "борьбы с инакомыслием", "промыванием
мозгов", которое сложилось у них, видимо, после
знакомства с профилактической практикой бывших пятых
подразделений Комитета госбезопасности.
Институт раннего предупреждения преступлений должен быть
реанимирован и взят на вооружение нынешними органами
безопасности и правоохраны. Особенно важна эта функция в
сфере борьбы с терроризмом. Ведь негативные
политические, экономические, моральные и иные
последствия каждой реализованной террористической акции
настолько велики, что не вызывает сомнения положение о
том, что подобные проявления необходимо предупреждать на
самых ранних этапах их назревания.
Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы
с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема
международного характера в рамках Российской Федерации
является общенациональной. Это предполагает, что в
решении этой задачи должны быть задействованы не
отдельные специально создаваемые для этой цели
антитеррористические центры или даже правоохранительные
органы и слецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой
необходимо объединение усилий всех государственных и
общественных структур, ветвей власти, средств массовой
информации. Нужна общегосударственная стратегия борьбы с
терроризмом. Необходимо четко определить и назвать
источники и детерминанты террористических проявлений, к
числу которых, по данным экспертного опроса,
проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе
с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены:
падение жизненного уровня населения, снижение степени
социальной защиты, правовой нигилизм в обществе,
обострение политической борьбы, рост национализма и
сепаратизма, несовершенство законодательства, падение
авторитета власти и принятие ее представителями
непродуманных решений. Питательной почвой терроризма
является и политический экстремизм, произрастающий, в
свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом
противоречиями обществе социальной напряженности.
Таким образом, для эффективного противодействия
терроризму в России необходима разработка и реализация
комплексной программы, включающей политический,
социальный, экономический, правовой, идеологический,
специальный и другие аспекты. Нужны также взаимодействие
и координация всех здоровых сил общества,
заинтересованных в решении этой актуальной для нашей
страны проблемы. Указами ее не решить.
В.Е.ПЕТРИЩЕВ
Национальная электронная библиотека