Военное дело - Полтава (линейный корабль, 1712) продолжение 2
ВОЙНА ?! НЕТ !
Воскресенье, 04.12.2016, 11:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 5566

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Экипаж

Общая численность экипажа корабля варьировалась от 300 человек при оборонительных действиях флота до 460 человек при наступательных. Но из-за частых недокомплектов команды максимальная численность экипажа достигалась редко: в июне 1714 года экипаж «Полтавы» состоял из 351 человек, 17 (28) июля этого же года — из 338 (149 моряков и 189 солдат), в июле 1716 года — из 446, в марте 1721 года — из 292.
По регламенту, составленному Адмиралтейств-коллегией 5 (16) апреля 1718 года, экипаж 50-пушечных кораблей, к рангу которых принадлежала и «Полтава», должен был составлять 350 человек. В состав экипажа должны были входить 6 офицеров: капитан, два поручика, корабельный секретарь и два подпоручика. Кроме офицеров в состав корабельной команды должны были входить также два мичмана, комиссар и провиантмейстер, шхипер, подшхипер, два штурмана, два подштурмана, боцман, три боцманмата, шхиман, два шхиманата, писарь, лекарь, два лекарских ученика, констапель, два подконстапеля, шесть квартирмейстеров, 30 канониров, 10 кают- и дек-юнг, сержант от канонир, капрал от канонир, 16 караульных солдат, поп, два трубача, три конопатчика, купор, два парусных ученика, слесарь, два повара, профос, добрый плотник, два плотника и 241 матрос.

Командиры «Полтавы»
ИмяЗвание
(на момент командования)
Время командования
Хендрик Гельмакапитан1713
Вейбрандт Шельтингкапитан-командор1714
Вилим Фангенткапитан 3 ранга
(капитан 1 ранга с 7. 12. 1715)
1715—1717
Якоб Шапизокапитан 2 ранга1720—1721
Яган Генрих Вильстеркапитан 3 ранга1722— 1723

История службы

Кампания 1713 года

Первый выход корабля «Полтава» на боевую службу состоялся 2 (13) мая 1713 года, когда в четвёртом часу утра по приказу Петра I котлинская эскадра вице-адмирала Корнелиуса Крюйса (4 корабля и 2 фрегата), покинула Кроншлот и направилась в крейсерство к Берёзовым островам и Сескару с целью соединения с ревельской эскадрой капитан-командора Рейса. Эскадре под командованием Крюйса была поставлена задача действовать активно-оборонительно: удерживать превосходящую шведскую эскадру манёврами в открытом море или атаковать шведов, если те будут располагать небольшим числом кораблей. В полдень 8 (19) мая эскадры Крюйса и Рейса и соединились у Сескара. В составе объединённой эскадры из 13 вымпелов (450 пушек) «Полтава» в течение всего мая находилась в плавании у Берёзовых островов, ожидая согласования плана общей атаки Гельсингфорса финляндским корпусом Ф. М. Апраксина с суши и Балтийским флотом со стороны финских шхер.
7 (18) июня 1713 года Пётр I на шняве «Мункер» (в сопровождении 3 бригантин, 5 скампавей и батальона Преображенского полка) прибыл в эскадру Крюйса. Заночевал царь на «Полтаве». В следующие 2 дня «Полтава» участвовала в учебных манёврах флота, а царь занимался осмотром кораблей ревельской эскадры. 10 (21) июня флот прибыл к Красной горке для снабжения кораблей эскадры провиантом, установки на купленные за границей корабли артиллерии и пополнения корабельных команд. 12 (23) июня Пётр I, дав вице-адмиралу Крюйсу указание выйти в Гельсингфорс в начале следующего месяца, покинул флот и отправился в Санкт-Петербург.
2 (13) июля 1713 года на рейд Гельсингфорса, осаждаемого русскими войсками, прибыла эскадра шведского вице-адмирала Лилье (9 кораблей и 2 фрегата). Ещё 3 шведских кораблях 5 (16) июля блокировали с моря Ревель, где в это время находилось пять недавно купленных за границей русских военных кораблей. После получения известия о появлении близ Гельсингфорса эскадры Лилье, Пётр I 4  июля прибыл в Кроншлот и поднял свой флаг шаутбенахта на корабле «Полтаве». 7 (18) июля царь, желая усилить флот ревельскими кораблями, предложил отправить эскадру Крюйса сначала к Ревелю. После снятия блокады с Ревеля Пётр I рассчитывал атаковать эскадру вице-адмирала Лилье.
9 (20) июля «Полтава» в составе эскадры вице-адмирала Крюйса (13 вымпелов) вышла из Кроншлота, направляясь к Ревелю. Вечером 10 (21) июля у острова Гогланда с фрегатов эскадры, шедших в авангарде, был замечен отряд из 3 шведских линейных кораблей. За кораблями была начата погоня, продолжавшаяся до 8 часов утра следующего дня, когда 3 русских корабля, шедших впереди остальных, («Выборг», «Рига» и фрегат «Эсперанс») не сели на мель. «Полтава», также шедшая впереди большинства других кораблей эскадры Крюйса, избежала участи первых трёх кораблей. Шведский отряд, оторвавшись от своих преследователей, прибыл в Гельсингфорс и соединился с эскадрой Лилье.
12 (23) июля «Полтава» лавировала вместе с другими кораблями эскадры к Ревелю, в полдень следующего дня корабли эскадры из-за противного ветра стали на якоря у острова Большой Врангель . Утром 16 (27) июля «Полтава» прибыла в Ревель. Соединившись с ревельскими кораблями эскадра Крюйса вышла 23 июля (3 августа) из Ревеля и через 2 дня прибыла в Кроншлот.

Кампания 1714 года

File:Bogolyubov SrazhPriGangCVMM.jpg
Картина Алексея Боголюбова

В кампанию 1714 года корабельному флоту была отведена вспомогательная роль по прикрытию операции галерного флота у Гангута с левого фланга. К началу мая из Кроншлота могла выступить эскадра, состоящая из 10 кораблей, в том числе корабля «Полтава», 5 фрегатов и 3 шняв (700 пушек). Ещё 7 кораблей (370 пушек) могло выступить из Ревеля. Общая сила Балтийского флота к началу летней кампании состояла из 25 вымпелов (1070 пушек и 7000 человек экипажа), не считая мелких судов.
20 (31) мая 1714 года «Полтава» в составе кроншлотской эскадры вышла в море и на следующий день подошла к Берёзовым островам, прикрывая движение галерных эскадр русского флота. 31 мая (10 июня) корабельный флотъ направился отъ Берёзовых островов к югу и встал на якоре у Варивалдая, где находился до ночи с 4 на 5 (16) июня. 11 (22) июня «Полтава» в составе корабельного флота прибыла в Ревель.
Вечером 17 (28) июня у Ревеля показалась шведская эскадра из шести кораблей под командованием вице-адмирала Лилье. Выйдя вместе с пятнадцатью другими кораблями ревельской эскадры в море, «Полтава» на протяжении 13 часов участвовала в погоне за шведской эскадрой. Погоню за шведскими кораблями возглавлял Пётр I, державший свой флаг шаутбенахта на 60-пушечном корабле «Святая Екатерина», шедшем во главе авангарда эскадры. Но из-за того, что бо́льшая часть русских кораблей в ходе погони отстала от «Святой Екатерины», преследование шведской эскадры было прекращено и «Полтава» в числе других кораблей возвратилась в Ревель.
4 (15) августа «Полтава» в составе эскадры капитан-командора Шельтинга покинула Ревель и 14 (25) августа прибыла в Гельсингфорс. 24 августа (4 сентября) «Полтава» в составе эскадры отбыла из Гельсингфорса в Кроншлот, где и была оставлена вместе с остальным линейным флотом на зимовку.

Кампания 1715 года

В кампанию 1715 года линейный флот вступил поздно. 4 (15) июля 1715 года в составе эскадры под командованием генерал-адмирала Апраксина (30 корабельных и 40 галерных вымпелов) «Полтава» покинула Кроншлот и 8 (19) июля прибыла в Ревель. Целью этого перехода корабельного флота было соединение с англо-голландской эскадрой адмирала Джона Нориса, до конца июня стоявшей в Ревеле. Не застав в Ревеле эскадры Нориса, Пётр I отдал приказ русскому флоту крейсировать между островами Оденсхольм (совр. Осмуссаар) и Даго (современный Хийумаа). 24 июля (4 августа) «Полтава» вместе с остальным флотом вернулась в Ревель, куда за день до этого прибыл с англо-голландским флотом адмирал Норис. Спустя 3 недели часть корабельного флота под командованием Апраксина покинула Ревель, а девять линейных кораблей, в том числе и «Полтава», были оставлены в Ревеле на зимовку.

«Прешпект российского флота при Котлине острове»

File:Flot-u-Kotlina-1715.jpg
Автор — Питер Пикарт. Гравюра, 1715 год. На гравюре изображено возвращение русского флота к острову Котлину после похода в Балтийское море, где русский флот встретился с англо-голландской союзной эскадрой адмирала Нориса. На переднем плане изображены галеры, далее корабли, фрегаты, шнявы и другие суда, а на горизонте — покрытый лесом остров Котлин.

Кампании 1716—1717 годов

27 января (7 февраля) 1716 года «Полтава» была включена Петром I в состав эскадры капитан-командора Сиверса для похода в Копенгаген. Целью похода было соединение ревельской эскадры с датским флотом и русскими военными кораблями, находившимися в Англии и Дании. По ряду причин, выход эскадры в море был задержан на несколько месяцев. 7 (18) февраля генерал-адмирал Апраксин отдал распоряжение в тот же день начать килевание корабля «Полтавы», а неделю спустя приказал изготовить для корабля новые грот-марса- и фор-марса-реи. С 20 апреля (1 мая) по 12 (23) мая 1716 года линейный корабль «Полтава» совместно с ревельской эскадрой крейсировал в Балтийском море до острова Борнхольм (из-за появления близ Копенгагена шведской эскадры отряду Сиверса пришлось возвратиться в Ревель. После того, как шведский флот возвратился в Карлскрону, «Полтава» с остальными кораблями эскадры вышла из Ревеля и 19  июля 1716 года прибыла в Копенгаген. В течение десяти дней, с 5  августа по 14  августа «Полтава» находилась в Балтийском море в составе четырёх объединённых флотов (русского, датского, английского и голландского). 22 октября (2 ноября) того же года «Полтава» возвратилась из дальнего плавания в Ревель.
Перед началом новой кампании, с 12 (23) апреля по 14 (25) апреля 1717 года «Полтаву» килевали. В мае «Полтава» находилась в крейсерстве между мысами Гангут и Дагерорд.
Начиная с 4 (15) июня 1717 года и вплоть до 16 июля (27 июля) «Полтава» находилась в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина из четырнадцати линейных кораблей; принимала участие в крейсерстве эскадры Балтийского флота непосредственно у берегов Швеции и обеспечивала высадку десанта на остров Готланд. В начале августе этого же года во время преследования шведского 6-пушечного капера корабль сел на мель, получив при этом повреждения, для исправления которых был отправлен в Санкт-Петербург на ремонт.

Тимберование и дальнейшая служба

С конца июля 1718 года по 1719 год корабль тимберовался в эллинге Санкт-Петербургского адмиралтейства под руководством корабельного мастера Блеза Пангало. В апреле 1720 года корабль был переведён из Санкт-Петербурга в Кроншлот, а 12 (23) июня в составе эскадры капитан-командора Фангофта (9 кораблей), выйдя из Кроншлота в Ревель, вместе с остальной эскадрой крейсировал между Гангутом и Рогервиком.
Утром 5 (16) мая 1721 года линейный корабль «Полтава» в составе ревельской эскадры из семи линейных кораблей вышёл из Ревеля для участия в крейсерских операциях в Балтийском море. 9 (20) мая у мыса Дагерорт во время сильного шторма рангоут корабля получил сильные повреждения (под воздействием штормового ветра сломались фок- и грот-мачты), вследствие чего корабль отстал от своей эскадры. Спустя 8 дней, 17 мая (28 мая), корабль прибыл в Ревель, откуда был отправлен на ремонт в Кронштадт. В 1722 и 1723 годах в составе эскадр Балтийского флота «Полтава» находилась в практических плаваниях в Финском заливе для обучения экипажа. После кампании 1723 года «Полтава» в море не выходила. В начале 1724 года Адмиралтейств-коллегия оценивала боеготовность корабля следующим образом: «Оный корабль хотя б готов, однако ж в компании лутче ему не быть, понеже стар и недействителен в море».
13 (24) мая 1725 года был выпущен указ Адмиралтейств-коллегии о снятии с «Полтавы» пушек и пушечных станков и перемещении их на корабль «Москва». Осенью этого же года было произведено килевание корабля. По указу Адмиралтейств-коллегии «Полтава» была определена в кампанию 1726 года (командиром был назначен капитан Т. Весслинг), однако позже адмиралтейств-коллегия исключила «Полтаву» («за ветхостью») из списка готовых к кампании кораблей. В следующие два года «Полтава» продолжала оставаться в Кронштадтской гавани, ожидая починки. 16 (27) января 1729 года адмиралтейств-коллегией в Верховный тайный совет было послано доношение, сообщающее о том, что «Полтава» и пять других линейных кораблей («Нептунус», «Святой Александр», «Ревель», «Ингерманланд» и «Москва») «к употреблению в службу за гнилостью не годны и починить, пока при Кронштадте доки отделаны будут, негде». Так и не получив необходимого ремонта, линейный корабль «Полтава» был разобран по негодности после 1732 года.

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2016Бесплатный конструктор сайтов - uCoz