ВОЙНА ?! НЕТ !
Среда, 24.04.2024, 14:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6269

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Поход дроздовцев Яссы — Дон

Похо́д дроздо́вцев Я́ссы — Дон, «Дроздовский поход» (встречалось также «Румы́нский поход»), 26 февраля (11 марта)  — 24 апреля (7 мая) 1918 года — переход Первой Отдельной бригады Русских добровольцев под командованием Генерального штаба полковника М. Г. Дроздовского с Румынского фронта Первой мировой войны на Дон для соединения с Добровольческой армией генерала Л. Г. Корнилова и совместной борьбы против советской власти. Поход стал одним из наиболее значительных (наряду с «Ледяным походом») эпизодов в истории первого этапа Белого движения на Юге России.

Файл:KARTA DROZDOVSKOGO POKHODA.jpg
Маршрут движения отряда Дроздовского

Зарождение добровольческого движения

В ночь с 25 октября (7 ноября) на 26 октября (8 ноября) 1917 года в результате вооружённого переворота в Петрограде было свергнуто Временное правительство.

Файл:Medals Drozdovstsy.jpg
Медаль за Поход Яссы — Дон.
Утверждена Приказом Главнокомандующего Добровольческой армией № 191 от 25 ноября (8 декабря) 1918 года. Носилась на груди левее всех степеней Георгиевского креста и Георгиевской медали и правее всех прочих знаков отличий и медалей. В описании «медали дроздовцев» говорилось: «Две ветки — справа дубовая как символ непоколебимого решения и слева лавровая, символизирующая решение, увенчавшееся успехом. На поле медали изображён выпуклый рисунок: Россия в виде женщины в древнерусском одеянии, стоящей с мечом в протянутой правой руке над обрывом, и на дне его и по скату группа русских войск с оружием в руках, взбирающаяся к ногам женщины и олицетворяющая стремление к воссоединению Единой, Неделимой, Великой России. Фон рисунка — восходящее солнце…»

25 октября (7 ноября) 1917 года в Новочеркасске атаман Войска Донского генерал А. М. Каледин, получив телеграмму министра юстиции Временного правительства меньшевика П. Н. Малянтовича о вооруженном восстании в Петрограде, а затем указание начальника штаба Ставки генерала Н. Н. Духонина о необходимости борьбы с советской властью, заявил, что «окажет в тесном союзе с правительствами других казачьих войск полную поддержку» Временному правительству. До его восстановления Каледин взял на себя всю полноту власти в Донской области и объявил на Дону военное положение.
2 (15) ноября 1917 года генерал М. В. Алексеев приступил в Новочеркасске к созданию добровольческого вооружённого формирования в качестве «организованной военной силы, которая могла бы противостоять надвигающейся анархии и немецко-большевистскому нашествию»:гл. XIV. С начала декабря к этой деятельности подключился прибывший на Дон генерал Л. Г. Корнилов. 25 декабря 1917 года (7 января 1918) «Алексеевская организация» получила официальное наименование — Добровольческая армия.
Генерал Алексеев ещё в ноябре наладил связь со штабом Румынского фронта. В результате там возникла идея создания добровольческого формирования для последующей его отправки на Дон. По некоторым данным, генерал Корнилов также устанавливал свои собственные контакты с Румынским фронтом.
На Румынском фронте сложилась благоприятная обстановка для создания добровольческих антибольшевистских формирований. Революционная агитация в армии здесь была затруднена удалённостью от Петрограда и активным противодействием помощника главнокомандующего армиями фронта генерала Д. Г. Щербачёва. В частности, генерал Щербачёв добился того, что фронтовой комитет 30 октября (12 ноября) 1917 года принял решение о непризнании советской власти. В самих Яссах находилось много офицеров, покинувших свои части. Сказались и действия румынских властей, которым при поддержке Антанты (в Яссах размещался штаб французского генерала Бертло) удалось подавить революционные выступления и среди румынских, и среди русских войск. Французы не противодействовали мирным переговорам генерала Щербачёва с генерал-фельдмаршалом Макензеном и эрцгерцогом Иосифом. 26 ноября (9 декабря) в Фокшанах было заключено перемирие между объединёнными русско-румынскими и германо-австрийскими войсками. Это позволило генералу Щербачёву активизировать борьбу с большевистским влиянием в армии. В ночь на 5 (18) декабря по его приказу войска, подчинявшиеся украинской Центральной раде, заняли все штабы. Вслед за этим румыны начали разоружение частей, в которых было сильно влияние большевиков. Румынские войска стали продвигаться в Бессарабию — под предлогом охраны русских и румынских границ и поддержания порядка и спокойствия в своём тылу.
В середине ноября 1917 года в Яссах, где располагался штаб фронта, была создана тайная офицерская организация. В неё вошли, в частности, Генерального штаба полковник Б. А. Палицын — русский военный агент в Румынии, капитан Н. В. Сахаров из Главного штаба, капитан Д. В. Бологовской и другие. Единственной целью организации была борьба с большевиками «всеми средствами». В частности, члены этой группы казнили комиссара Совнаркома С. Г. Рошаля, прибывшего в Яссы для организации военно-революционного комитета на Румынском фронте. Рошаль был арестован румынами, но члены организации добились его выдачи и 8 (21) декабря 1917 расстреляли.
В середине ноября 1917 офицерам фронта стало известно, что генерал Щербачёв получил письмо от генерала Алексеева, в котором сообщалось о существовании «Алексеевской организации» и её планах. После этого началась запись добровольцев для отправки на Дон.

Воззвание к русским войскам в Румынии
Первая бригада Русских Добровольцев на Румынском Фронте
(воззвание к Русским войскам в Румынии)
Офицеры и солдаты!
Учредительное собрание разогнано. Грабежи и насилия большевиков кровавыми волнами заливают русскую землю. Армии не существует: она погибла на радость ликующему врагу.
Отчаянное положение нашего отечества вызвало необходимость создания добровольческих войск. Приказом по Румынскому фронту № 1344 объявлено о сформировании
ПЕРВОЙ ОТДЕЛЬНОЙ БРИГАДЫ РУССКИХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ.
Бригада принимает всех желающих, не считаясь с политическими взглядами, но при условии беспрекословного повиновения начальникам и соблюдения полной дисциплины.
Бригада просит штабы, начальствующих лиц и всех офицеров выбрать в частях достойнейших из солдат. При их согласии на перевод в Первую Бригаду Русских Добровольцев необходимо сообщить их фамилии штабу фронта по адресу: Штарум, капитану Генерального Штаба Федорову. При возможности нужно посылать их прямо в
Яссы, улица (Страда) Музелор, 24.
Офицеры и солдаты. Вы спешите домой, но там вам не будет ни отдыха, ни покоя. У порогов ваших домов братоубийственная война, внутри них — голод и слезы. Если вам дороги ваши родные очаги, ваши дети, матери, жены и сестры, если мысль о них сжимает ваше сердце — ваше место под знаменем добровольческих войск; хотите их защитить и спасти — идите к нам в
ПЕРВУЮ ОТДЕЛЬНУЮ БРИГАДУ РУССКИХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ.
Условия службы в Первой Бригаде Русских Добровольцев.
1) В частях Бригады господствует абсолютная дисциплина, никаких комитетов не существует.
2) От поступающих требуется подписка в беспрекословном подчинении начальникам.
3) Содержание офицерам начинается с 200 рублей в месяц, при полном пищевом, вещевом довольствии, солдатам — от 25 рублей в месяц до 100 в зависимости от времени службы, поведения и звания.
4) Производство в чины, награды, ранения, пенсии засчитываются на общих основаниях с армией.
Запись добровольцев производится в Яссах, улица (страда) Музелор № 24. На станции Унгени специальный агент для пропуска прибывающих из России.
Текст воспроизводится по Дроздовский М. Г. Дневник — Берлин: Отто Кирхнер и Ко, 1923. — 190 с.

Создание добровольческих формирований
Вначале работа по организации добровольцев велась хаотически и непрофессионально. Всё изменилось после вступления в организацию бывшего начальника 14-й пехотной дивизии Генерального штаба полковника М. Г. Дроздовского — 12 (25) декабря 1917. Дроздовский быстро возглавил организацию и добился её легализации под названием «Первая Бригада Русских Добровольцев». 16 (29) декабря 1917 в одной из палат лазарета Евгениевской общины Красного Креста состоялось собрание офицеров, принявшее решение о создании бригады.
Генерал Деникин писал об этом впоследствии в своих мемуарах:
Храбрый, решительный, упорный человек, большой патриот, Дроздовский взялся лихорадочно за дело, и скоро в окрестностях Ясс (местечко Соколы) он начал собирать добровольцев, преимущественно офицеров, и накапливать военное имущество.
Какими оригинальными средствами приобреталось оно, об этом образно говорят участники: «…Добровольцы устраивали у дорог, вблизи путей следования удиравших с фронта частей, засады; неожиданно нападали на голову колонны и захватывали ехавших обыкновенно впереди начальников; затем быстро и решительно отбирали от всех оружие, увозили с собой необходимое имущество, а иногда забирали и офицеров, следовавших с частями.» Никакого сопротивления солдаты при этом не оказывали.
Таким путём отряд Дроздовского приобрёл оружие, лёгкую и тяжёлую артиллерию, техническое имущество и обоз.
По версии полковника Е. Э. Месснера, ставшего впоследствии известным корниловцем, а в то время — сослуживца и ближайшего помощника полковника Дроздовского по его службе в штабе 15-й пехотной дивизии, Дроздовский первоначально формировал 1-ю бригаду Русских добровольцев не для похода на Дон, а «для наведения порядка на Румынском фронте, для принуждения разболтанных дивизий к продолжению выполнения оборонной задачи. И лишь заключение Румынией мира освободило полковника Дроздовского от стояния на посту против германцев».
Первое время бригада Дроздовского существовала неофициально (штаб фронта просто закрывал глаза на её деятельность), однако 24 января генерал Д. Г. Щербачёв принял решение открыто санкционировать создание добровольческих частей. Командованием фронта было принято решение сформировать ещё две бригады — в Кишинёве (2-ю) и Болграде (3-ю). Однако, несмотря на настойчивые просьбы Дроздовского, Щербачёв так и не отдал приказа по фронту офицерам явиться в Яссы. Между тем офицерство, зная о ведущихся формированиях, ждало такого приказа, исходящего от непосредственного командования, и в случаях, когда начальство проявляло такую инициативу, офицеры шли за ним — например, командир 2-го Балтийского морского полка полковник М. А. Жебрак-Русанович собрал в Измаиле всех своих офицеров и выступил на соединение с отрядом М. Г. Дроздовского.
В декабре 1917 года в Яссах в доме № 24 на улице Музилер был открыт пункт записи в бригаду, о создании которого Румынский фронт оповестили через объявления в газетах «Русское слово» и «Республиканец».
Для ускорения пополнения бригады добровольцами, кроме самих Ясс, были открыты пункты вербовки в Кишинёве, Тирасполе, Одессе. Люди Дроздовского специально посещали вокзалы и кафе, заводили там разговоры с офицерами, массово приезжавшими с фронта, и рассказывали об организации. Дроздовский и сам часто участвовал в агитации среди потенциальных добровольцев (во время отсутствия Дроздовского в Яссах его замещал ближайший помощник — начальник штаба бригады полковник М. К. Войналович). Выступления его, по словам очевидцев, выглядели примерно так:
Дроздовский отрывисто говорил: «Никакие резолюции вам не помогут. Чего-то ждать, сложа руки — нелепо. Только организуясь, имея в руках оружие, вы сможете спасти себя и послужить России. Иначе вас ждёт тюрьма, издевательства, пытки и бесславная смерть. Вспомните, вы — офицеры. Пробирайтесь в Яссы, идите в добровольцы…»
Во время одного из таких своих выступлений в Одессе Дроздовский был арестован советскими властями; освободить командира удалось благодаря усилиям его адъютанта поручика Кулаковского.
Для идейного сплочения добровольцев, невзирая на декларируемую внепартийность, Дроздовский организовал в бригаде «параллельную структуру» — тайную монархическую организацию. Внутри бригады велась вербовка в члены новой организации, а её членам даже выдавались специальные карточки трёх степеней. В отряде такими карточками обзавелись около 90 % бойцов. Как пишет Р. Г. Гагкуев, это, по сути, двойное подчинение, с одной стороны, повышало сплочённость дроздовцев, но с другой стороны, создавало определённые предпосылки для трений в будущем с другими частями Добровольческой армии.
Вербовка шла с трудом, очень часто в ответ на предложение дроздовцев офицерам присоединяться к ним следовал ответ: «Мы устали, мы воевали три года, поедем домой, отдохнём и… если у вас что-нибудь выйдет, то присоединимся». Хотя на Румынском фронте находилось около 40 тысяч офицеров, в течение первых двух недель в отряд записались лишь 218 человек. Нередко записавшиеся добровольцы скрывались после получения 150 румынских лей положенного пособия.



 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz