Первая лодка этого типа, ТК-208, была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года и вступила в строй в декабре 1981 года, практически одновременно с аналогичной ПЛАРБ ВМС США типа «Огайо». Первоначально планировалось построить 7 лодок этого проекта, однако по договору ОСВ-1 серию ограничили шестью кораблями (седьмой корабль серии — ТК-210 был разобран на стапеле).
Название
Заводской номер
Закладка
Спуск на воду
Вступление в строй
Текущий статус
ТК-208
«Дмитрий Донской»
711
17.06.1976
23.09.1980
12.12.1981 26.07.2002 (после 12-летней модернизации)
Модернизирован по проекту 941УМ. Используется для испытаний новой БРПЛ «Булава».
ТК-202
712
22.04.1978 (01.10.1980)
23.09.1982 (24.06.1982)
28.12.1983
В 2005 году разделан на металлолом при финансовой поддержке США.
ТК-12
«Симбирск»
713
19.04.1980
17.12.1983
26.12.1984 15.01.1985(в состав СФ)
В 1998 году исключён из состава ВМФ. 26 июля 2005 года доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы». Утилизирована.
ТК-13
724
23.02.1982 (05.01.1984)
30.04.1985
26.12.1985 (30.12.1985)
15.06.2007 американской стороной подписан контракт на утилизацию. 3 июля 2008 года в док-камере на «Звёздочке» была начата утилизация.
ТК-17
«Архангельск»
725
24 февраля 1985
август 1986
6 ноября 1987
Из-за отсутствия боекомплекта в 2006 году выведен в резерв, экипаж сокращен. Возможно, будет модернизирован по проекту 941УМ.
ТК-20
«Северсталь»
727
6 января 1987
июль 1988
4 сентября 1989
Из-за отсутствия боекомплекта в 2004 году выведен в резерв. Возможно, будет модернизирован по проекту 941УМ.
ТК-210
728
-
-
-
Не закладывался. Готовились корпусные конструкции. Разобраны в 1990 году.
Все 6 построенные ТРПКСН базировались на Северном флоте в Западной Лице (губа Нерпичья) в 45 км от границы с Норвегией.
Утилизация
В соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии (на один тяжёлый крейсер — 300 млн рублей в год, на 667БДРМ — 180 млн руб) и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. В качестве одного из вариантов мирного применения этих гигантских субмарин рассматривалось переоборудование их в подводные транспорты для снабжения Норильска или в танкеры, однако эти проекты реализованы не были.
Процесс утилизации проходил следующим образом: из двух реакторов выгружалось отработавшее ядерное топливо, затем демонтировалось оборудование. После этого лодка переводилась в сухой док, где из неё, вместе со смежными, вырезались объединённые в блок реакторные отсеки, которые затем герметизировались. После этого они спускались на воду и переводились в пункт длительного хранения в губе Сайда в Мурманской области. Водоизмещение блока — более 8000 тонн, для транспортировки он оборудовался буксирными и аварийными устройствами, а также сигнальными огнями.
Стоимость утилизации одного крейсера составляла около $10 млн, из них $2 млн выделялось из бюджета России, остальное — средства, предоставленные США и Канадой.
ТК-202
В 1996 году крейсер выведен из боевого состава ВМФ в резерв, в 1997 году планировалась перегрузка активных зон реакторов. В 1999 году отправлен в Северодвинск на утилизацию. В 2003 году выгружено отработавшее ядерное топливо. Трехмесячная выгрузка стала «горячим испытанием» для нового комплекса береговой базы выгрузки завода «Звёздочка». Ранее подобные операции проводили военные, и топливо с АПЛ сначала попадало на плавтехбазу класса «Малина». 2005 году — разрезан корпус и спущен на воду реакторный блок. 2 августа 2007 года реакторный блок двумя буксирами: «Евгений Егоров» и «Константин Коробцов», был отправлен в пункт длительного хранения, расположенный в губе Сайда.
ТК-12
В 1997 году корабль был исключён из состава ВМФ. В ноябре 2001 года исключёному из состава ВМФ крейсеру планировалось присвоить имя «Симбирск», планировалось взятие шефства администрацией города Ульяновска. В 2004 году с министерством обороны США заключён контракт на утилизацию ТК-12.
13 июля 2005 года корабль был доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы», предусматривающей содействие странам бывшего СССР в уничтожении оружия массового поражения по договору СНВ-1 и также известной как «инициатива Нанна — Лугара». В Северодвинске 23 августа состоялась официальная передача гражданскому экипажу Севмаша. Для выгрузки отработавшего топлива были восстановлены системы живучести корабля.
В апреле 2006 года начата, а 23 июня того же года успешно завершена выгрузка отработавшее ядерного топлива из обоих реакторов. 21 ноября 2006 года корабль был заведён в док-камеру ФГУАП «Звёздочка» для окончательной разделки.
30 августа 2007 года на судоверфи «Звёздочка», во время работ по разрезке корпуса в носовой части, произошло возгорание изоляции. По словам представителя пресс-службы: площадь возгорания составила 15 м². На тушение потребовалось 6 минут. Люди и техника не пострадали. Последствия происшествия были устранены в течение получаса. Возникновение было связано с технологическими особенностями: разделка ведётся огненной резкой, а полная очистка от изоляционных материалов в труднодоступных местах «нереальна».
ТК-13
ТК-13 в 2007 году, перед утилизацией
В 1997 году крейсер выведен из боевого состава ВМФ в резерв, в 1998 году исключён из состава ВМФ. 15 июня 2007 года подписан контракт о утилизации на ФГУП «Звёздочка». 21 июля 2007 года крейсер прибыл на завод для утилизации. 4 июля 2008 года поставлен в док-камеру завода «Звёздочка» для утилизации. Утилизация проведена в рамках программы Глобального партнёрства, на средства США и Канады.