повышение скорости движения танка, особенно на местности,
повышение скорости и надежности при движении на плаву,
повышение боевой мощи,
улучшение удобства обслуживания,
повышение срока службы и надежности агрегатов танка,
унификация деталей с трактором "Комсомолец",снижающее стоимость танка.
Работа по созданию новых образцов Т-38 шла довольно
медленно. Всего изготовили два прототипа, получившие обозначения
Т-38М1 и Т-38М2. Оба танка имели двигатели ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. и
тележки от тягача "Комсомолец". Между собой машины имели незначительные
отличия. Так Т-38М1 имел корпус, увеличенный по высоте на 100-мм,
что давало прирост водоизмещения на 600 кг, ленивец танка опустили на
100-мм, для уменьшения продольных колебаний машины.
Корпус Т-38М2 повысили на 75-мм, обеспечив прирост
водоизмещения в 450 кг, ленивец остался на прежнем месте, радиостанция
на машине отсутствовала. Во всем остальном Т-38М1 и Т-38М2 были
идентичны. В мае-июне 1938 года оба танка прошли широкомасштабные испытании на полигоне в подмосковной Кубинке. Т-38М1 и Т-38М2 показали ряд преимуществ перед серийным Т-38 и
Автобронетанковое управление РККА подняли вопрос о развертывании
производства модернизнроваиного плавающего танка, получившего
обозначение Т-38М (или Т-38М серийный). Всего в 1936 - 1939 годах
было изготовлено 1175 линейных, 165 радийных танков Т-38 и 7 Т-38М
включая Т-38М1 и Т-38М2.Всего промышленностью было выпущено 1382 танков.
В составе стрелковых и кавалерийских частей Красной
Армии (к тому времени в танковых бригадах западных военных округов
танков-амфибий уже не было) Т-38 и Т-37А приняли участие в
"освободительном походе" в Западную Украину и Белоруссию, в сентябре
1939 года. К началу боевых действий с Финляндией. 30 ноября 1939 года в
частях Ленинградского военного округа насчитывалось 435 Т-38 и Т-37,
которые довольно активно участвовали в боях. Так, например, 11 декабря
на Карельский перешеек прибыл 18 отб в составе 54 единиц Т-38. Батальон
был придан 136 сд, танки использовались в качестве передвижных огневых
точек на флангах и в промежутках между боевыми порядками атакующих
пехотных подразделений. Кроме того, на танки Т-38 была возложена охрана
командного пункта дивизии, а также вывоз с поля боя раненых и доставка
боеприпасов.
Накануне Великой Отечественной войны в штат
воздушно-десантного корпуса входил танковый полк, на вооружении которого
должны были состоять 50 единиц Т-38. Боевое крещение советские
танки-амфибии получили в ходе вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке.
Правда, использовались они там в весьма ограниченном количестве. Так, в
частях и соединениях Красной Армии, участвовавших в боевых действиях в
районе реки Халхин-Гол, танки Т-38 имелись только в составе
стрелково-пулеметного батальона 11 тбр (8 единиц) и танкового батальона
82 сд (14 единиц). Судя по отчетам, они оказались малопригодными и в
наступлении, и в обороне. В ходе боев с мая по август 1939 года 17 из
них были потеряны.
Т-41
Т-37А, выпуск 1933 г.
Т-37А, выпуск 1934 г.
Т-38
Т-40
Боевая масса, т
3,5
2,9
3,2
3,3
5,5
Экипаж, чел.
2
2
2
2
2
Длина корпуса, мм
3670
3304
3730
3780
4140
Ширина, мм
1950
1900
1940
2334
2330
Высота, мм
1980
1736
1840
1630
1905
Клиренс, мм
285
285
285
300
Вооружение
7,62-мм ДТ
7,62-мм ДТ
7,62-мм ДТ
7,62-мм ДТ
12,7-мм ДШК 7,62-мм ДТ
Боекомплект, патронов
2520
2140
2140
1512
ДШК-500 ДГ-2016
Бронирование, мм:
лоб корпуса
9
8
9
10
13
борт корпуса
9
8
9
10
10
крыша
6
6
6
6
7
башня
9
8
6
10
10
Двигатель
"Форд- АА"
ГАЗ- АА
ГАЗ- АА
ГАЗ- АА
ГАЗ- 11
Мощность, л.с.
40
40
40
40
85
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе
36
36
40
40
45
на плаву
4.5
4
6
6
6
Запас хода по шоссе, км
180
200
230
250
300
Основные модификации танка Т-38:
Т-38 - линейный плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.)
СУ-45 - самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.)
Т-38РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.)
ОТ-38 - химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.)
Т-38М - линейный танк с автоматической 20-мм пушкой ТНШ-20 (1937 г.)
Т-38М2 - линейный танк с двигателем ГАЗ-М1 (1938 г.)
Т-38-ТТ - телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.)
ЗИС-30 - САУ на базе тягача "Комсомолец" (1941 г.)