Модернизация должна была заключаться в следующем:
- повышение скорости движения танка, особенно на местности,
- повышение скорости и надежности при движении на плаву,
- повышение боевой мощи,
- улучшение удобства обслуживания,
- повышение срока службы и надежности агрегатов танка,
- унификация деталей с трактором "Комсомолец",снижающее стоимость танка.
Работа по созданию новых образцов Т-38 шла довольно
медленно. Всего изготовили два прототипа, получившие обозначения
Т-38М1 и Т-38М2. Оба танка имели двигатели ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. и
тележки от тягача "Комсомолец". Между собой машины имели незначительные
отличия.
Так Т-38М1 имел корпус, увеличенный по высоте на 100-мм,
что давало прирост водоизмещения на 600 кг, ленивец танка опустили на
100-мм, для уменьшения продольных колебаний машины.
Корпус Т-38М2 повысили на 75-мм, обеспечив прирост
водоизмещения в 450 кг, ленивец остался на прежнем месте, радиостанция
на машине отсутствовала. Во всем остальном Т-38М1 и Т-38М2 были
идентичны.
В мае-июне 1938 года оба танка прошли широкомасштабные испытании на полигоне в подмосковной Кубинке.
Т-38М1 и Т-38М2 показали ряд преимуществ перед серийным Т-38 и
Автобронетанковое управление РККА подняли вопрос о развертывании
производства модернизнроваиного плавающего танка, получившего
обозначение Т-38М (или Т-38М серийный).
Всего в 1936 - 1939 годах
было изготовлено 1175 линейных, 165 радийных танков Т-38 и 7 Т-38М
включая Т-38М1 и Т-38М2.Всего промышленностью было выпущено 1382 танков.
В составе стрелковых и кавалерийских частей Красной Армии (к тому времени в танковых бригадах западных военных округов танков-амфибий уже не было) Т-38 и Т-37А приняли участие в "освободительном походе" в Западную Украину и Белоруссию, в сентябре 1939 года. К началу боевых действий с Финляндией. 30 ноября 1939 года в частях Ленинградского военного округа насчитывалось 435 Т-38 и Т-37, которые довольно активно участвовали в боях. Так, например, 11 декабря на Карельский перешеек прибыл 18 отб в составе 54 единиц Т-38. Батальон был придан 136 сд, танки использовались в качестве передвижных огневых точек на флангах и в промежутках между боевыми порядками атакующих пехотных подразделений. Кроме того, на танки Т-38 была возложена охрана командного пункта дивизии, а также вывоз с поля боя раненых и доставка боеприпасов.
Накануне Великой Отечественной войны в штат воздушно-десантного корпуса входил танковый полк, на вооружении которого должны были состоять 50 единиц Т-38. Боевое крещение советские танки-амфибии получили в ходе вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке. Правда, использовались они там в весьма ограниченном количестве. Так, в частях и соединениях Красной Армии, участвовавших в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, танки Т-38 имелись только в составе стрелково-пулеметного батальона 11 тбр (8 единиц) и танкового батальона 82 сд (14 единиц). Судя по отчетам, они оказались малопригодными и в наступлении, и в обороне. В ходе боев с мая по август 1939 года 17 из них были потеряны.
Т-41 | Т-37А, выпуск 1933 г. | Т-37А, выпуск 1934 г. | Т-38 | Т-40 | |
Боевая масса, т | 3,5 | 2,9 | 3,2 | 3,3 | 5,5 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Длина корпуса, мм | 3670 | 3304 | 3730 | 3780 | 4140 |
Ширина, мм | 1950 | 1900 | 1940 | 2334 | 2330 |
Высота, мм | 1980 | 1736 | 1840 | 1630 | 1905 |
Клиренс, мм | 285 | 285 | 285 | 300 | |
Вооружение | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 12,7-мм ДШК 7,62-мм ДТ |
Боекомплект, патронов | 2520 | 2140 | 2140 | 1512 | ДШК-500 ДГ-2016 |
Бронирование, мм: | |||||
лоб корпуса | 9 | 8 | 9 | 10 | 13 |
борт корпуса | 9 | 8 | 9 | 10 | 10 |
крыша | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 |
башня | 9 | 8 | 6 | 10 | 10 |
Двигатель | "Форд- АА" | ГАЗ- АА | ГАЗ- АА | ГАЗ- АА | ГАЗ- 11 |
Мощность, л.с. | 40 | 40 | 40 | 40 | 85 |
Максимальная скорость, км/ч: | |||||
по шоссе | 36 | 36 | 40 | 40 | 45 |
на плаву | 4.5 | 4 | 6 | 6 | 6 |
Запас хода по шоссе, км | 180 | 200 | 230 | 250 | 300 |
Основные модификации танка Т-38:
- Т-38 - линейный плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.)
- СУ-45 - самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.)
- Т-38РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.)
- ОТ-38 - химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.)
- Т-38М - линейный танк с автоматической 20-мм пушкой ТНШ-20 (1937 г.)
- Т-38М2 - линейный танк с двигателем ГАЗ-М1 (1938 г.)
- Т-38-ТТ - телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.)
- ЗИС-30 - САУ на базе тягача "Комсомолец" (1941 г.)