ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 01.11.2024, 03:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6279

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

При активном участии Сагайдачного на Украине в 1620 году была восстановлена также православная иерархия, ликвидированная после Брестской церковной унии 1596 года.
Файл:Alex K Petro Sahaidachnyi.svg 
Герб Петра Сагайдачного

Под непосредственным влиянием из-под пера Иова Борецкого выходит трактат «Протестация и благочестивая юстификация», появляется полемическое сочинение «Полинодия» Захарии Копыстенского, «Книга о вере» и другие. Авторы этих трудов стремились воссоздать исторически правдивые картины жизни украинского народа в контексте его связей с русским и белорусским народами. Это были новаторские труды, на страницах которых в отличие от первых полемических произведений в полный голос звучит идея прародины трех восточнославянских народов, неразрывности их исторических судеб, близости языка, единства вероисповедания. Иов Борецкий с гордостью заявил в своей «Протестации»: «с Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай». Воздавая дань казачеству, авторы полемических сочинений называли их «наследниками старой Руси», которые «твердостью своей превосходят тех римских Сципионов и карфагенских Ганибалов» и т. д. и т. п.

Переговоры о переходе на службу русскому царю (1620 год)

В феврале 1620 года гетман Петр Сагайдачный направил в Москву послов, главой которых был Петр Одинец, выразить готовность запорожских казаков служить царю, как они прежде служили его предшественникам . Под «прежней службой» подразумевались кампании Дмитрия Вишневецкого (Байды) против крымских татар в 1550-е годы.
Послов приняли 26 февраля в Посольском приказе. Их переговоры с боярами и дьяками продолжались весь март и апрель. Перед отъездом из Москвы послы получили письмо царя Михаила Федоровича гетману Сагайдачному. В вежливых, но осторожных словах царь благодарил Сагайдачного и казацкую армию за желание служить ему. Он пожаловал им скромную субсидию (300 рублей) и пообещал в будущем дать больше. Пока же, как объяснялось в письме, Московия находилась в мире с крымскими татарами и службы от казаков не требовалось.
Хотя миссия Сагайдачного в Москве и не принесла немедленных результатов, она, когда о ней стало известно, обеспокоила поляков, как сигнал доброй воли между казаками и Москвой. Тогда же киевское православное духовенство воспользовалось визитом патриарха Иерусалимского Феофана (на обратном пути из Москвы на Ближний Восток) для восстановления Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата, нарушенной польской поддержкой униатской церкви.

Хотинская битва (1621 год)

Началась война с Турцией, и про Роставицкое соглашение все забыли: турки нанесли Польше страшное поражение под Цецорой. В Варшаве состоялся совет, на который пригласили Сагайдачного, как «справцу великого и доброго». Во время переговоров Сагайдачный обнаружил незаурядную государственную мудрость и талант дипломата; он добился того, что правительство Речи Посполитой дало согласие удовлетворить требования казаков:
упразднить должность старшего над казаками от польского правительства;
признавать власть избранного на казацком совете гетмана над всей Украиной;
упразднить постановления сейма относительно ограничения вольностей и прав казачества;
предоставить населению Украины свободу вероисповедания.
православная иерархия (митрополит, епископы), освященная патриархом и признанная правительством, не должна испытывать гонения от власти Речи Посполитой.
Это был значительный успех: фактически признавалась автономная казацкая республика на Украине во главе с избранным гетманом.
В 1621 году произошла знаменитая Хотинская битва; объединенным силам польских и казацких войск (около 80 тыс. человек) противостояла 162-тысячная турецкая армия (согласно другим данным, 250-тысячная). Турки должны были заключить невыгодный для них мир, но запорожскому казачеству его победы опять ничего не дали, зато спасли Польшу и много дали польскому королю.
В конце августа 1621 года, в войске Запорожском произошла смена власти. Гетман Бородавка лишился булавы, был арестован, а позже (8 сентября), согласно приказу Сагайдачного, казнен. Последнего провозгласили гетманом. Факт низложения и казни Бородавки вызвал противоречивые мнения современников. В частности, польско-шляхетские мемуаристы резко отрицательно относились к личности Бородавки, который, очевидно, являлся представителем неимущей части казачества и пользовался в ее среде большой популярностью. Не случайно еще С Жолкевский характеризовал его как «наименее между казаками добродетельного и наиболее склонного к бунтам, обещавшего казакам идти с ними не только на море, но хоть бы и в ад».
По-видимому, позже Сагайдачный испытывал чувство вины за гибель, человека, который сделал столь много для освободительного движения на Украине (Бородавка принимал непосредственное участие в восстановлении на Украине православной иерархии, возглавлял повстанческое движение и т. п.). Вот почему, уже находясь на смертном одре, Сагайдачный дает поручение записать в свой памянник Бородавку под именем «Яков гетман». Очевидно, так он хотел выразить свое запоздалое раскаяние в причастности к смерти этого человека.

Наградной меч атаману и пренебрежение казаками

Сагайдачный получил из рук королевича Владислава в 1621 году в награду за успешные действия под Хотиным — наградной меч, инкрустированный золотом и бриллиантами с изображением аллегорических сцен суда над Соломоном и боя античных воинов. На нём надпись на латыни: «Владислав (в дар) Конашевичу кошевому под Хотином против Османа».
По Хотинскому миру поляки обязались обуздать своеволие казаков и не допускать их нападений на Турцию. Глубоко возмущённые условиями мира, казаки не позволили полякам себя обезоружить и организованно ушли из под Хотина на Запорожье.

Ранение и смерть Сагайдачного (1622 год)

Сагайдачный был ранен в руку под Хотином. Тяжело раненный отравленной татарской стрелой, Сагайдачный ехал в Киев, лежа в коляске в сопровождении королевского врача.
«…на томже пляцу тот наш гетман постреленый приехал до Киева, наполы умерлый». В Киеве он очень страдал от раны, но продолжал заботиться о судьбе Украины и казаков, их о школах, братствах, церквах и госпиталях. 10 апреля 1622 года от полученных ран гетман скончался. Похоронен в Киеве, в Братском монастыре.
«Так, погребён честно и знаменито преосвящённым своим киевским митрополитом Иовом Борецким при церкви соборной в том же монастыре Братском Киевском того же 1622 года, оставивши козаков и всё войско запорожское в великой печали и в неустроенном по себе сиротстве, без гетмана и начала вождя ему потребному». Перед смертью Сагайдачный завещал своё имущество на просветительские, благотворительные и религиозные цели, в частности Киевскому братству и Львовской братской школе.
После погребения на месте его захоронения была установлена погребальная доска, гласящая:
Тутъ зложилъ Запорозкій Гетманъ свои кости, Петръ Конашевичъ, ранный въ войнъ: Для Волности Отчизны. Кгды нанъ Турцы моцно натирали, И Постръловъ смертельныхъ килька му задали: Которыми зраненый, Живота доконалъ, Въры Богу, и Кролю, и Войску доховалъ. И умер боронячи Мира ойчистого. За што узычъ му Творче Неба въчистого: Якъ Ревнителю Въры Благочестивои: Въ которой былъ выхованъ зъ молодости своеи. Року Тисеча шесть сотъ Двадесятъ второго, Погребёнъ въ Монастыри Брацтва Кіевского, На который Тисячій килка офъровалъ, А жебы тамъ Науки фундовано жадалъ.
Похоронен был Сагайдачный на территории Киевобратского монастыря. В 1690—1693 гг. при реконструкции Богоявленской церкви этого монастыря могила гетмана была утеряна, а в 1935 году уничтожена и сама церковь. В настоящее время на территории Киево-Могилянской академии реконструирована условная могила Конашевича-Сагайдачного.
Жена Сагайдачного Анастасия вдовствовала до 1624 года, когда она вышла замуж за шляхтича Ивана Пиончина.

Народная песня о Сагайдачном


Ой, на гори та жнеци жнуть,
А по-пид горою, по-пид зэлэною козаки йдуть.

А, попэрэду Дорошенко,
Вэдэ свое вийсько, вийсько запоризькэ хорошенько.

А попэрэду пан хорунжий,
Пид ным коныченько, пид ным воронэнький сыльно дужий.

А позаду Сагайдачный,
Що променяв жинку на тютюн та люльку, нэобачный.



Гэй, вэрныся, Сагайдачный,
Визьми свою жинку, отдай тютюн, люльку, нэобачный.

Ой, мэни с жинкой нэ возыться,
А тютюн та люлька козаку у походи прыгодыться.

Ой, хто в лиси озовыся,
Та выкрышем вогню, та покурым люльку, нэ журыся.

Бирюков Ю. Е. Казачьи песни. М.: «Современная музыка», 2004.
В связи с древностью песни, большой территориальной распространённостью казачьего войска и значительными изменениями фонетики и грамматики песня о Сагайдачном имеет несколько вариантов.

Литература

Ссылки



 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz