Хронология событий
К 11 марта 1920 года передовая проходила всего в 40-50 километрах от Новороссийска. Донская армия к тому времени полностью потеряла боеспособность, оборону держала только Добровольческая армия, но ее остатки с трудом сдерживали натиск РККА. Казаки не сумели пробиться на Тамань, и в результате многие из них оказались в Новороссийске с единственной целью — попасть на корабли. Между тем пароходов не хватало. Часть из них запаздывала из-за штормовой погоды, часть не сумела вовремя прийти на помощь из-за карантина, установленного в иностранных портах (все суда, прибывавшие из России с очередной партией беженцев, подолгу держали в карантине из-за страшной эпидемии тифа, поэтому они не успевали сделать нужное количество рейсов).
Командование распорядилось о первоочередной погрузке раненных и больных военнослужащих, но на деле перевезти лазареты не представлялось возможным, так как не было транспорта. Более того, стекавшиеся в Новороссийск военные начали самовольно занимать пароходы, а чиновники больше заботились о вывозе имущества, которое можно было продать по окончании войны.
11 марта в Новороссийск из Константинополя прибыл главнокомандующий английскими войсками в регионе генерал Джордж Мильн и командующий Средиземноморским флотом адмирал Сеймур. Генералу Деникину было сказано, что англичане смогут вывезти только 5000-6000 человек.
Ночью английские военно-морские суда впервые открыли огонь по горам, окружавшим Новороссийск. Обстрел был спровоцирован тем, что зеленые ворвались в городскую тюрьму и освободили несколько сот арестованных, которые убежали с ними в горы.
13 марта появились первые признаки паники.
16 марта ликвидировано Южно-русское правительство.
17 марта — падение Екатеринодара.
22 марта около 22 часов Красная армия заняла станцию Абинскую и двинулись дальше в сторону Новороссийска. Дороги были забиты брошенными в непролазной грязи подводами, автомобилями, барскими экипажами и военной техникой. Пригодной для передвижения осталась только железная дорога — по ней и прошел штабной поезд Деникина в сопровождении бронепоездов. Вдоль этой же дороги двигались части Буденного, оставив позади тяжелое вооружение и артиллерию.
Войска планировалось отправить в Крым. Каждому корпусу (в теории) выделялось по пароходу. Лошадей и артиллерию оставляли.
25 марта 1920 года части Красной армии с помощью партизан оттеснили добровольцев от станции Тоннельной и через перевал вышли к пригородной станции Гайдук. Все железнодорожные пути на станции были забиты товарными и пассажирскими вагонами, что вынудило белогвардейцев бросить здесь три бронепоезда.
В ночь на 26 марта в Новороссийске жгли склады, цистерны с нефтью и взрывали снаряды. Эвакуация велась под прикрытием второго батальона Королевских шотландских стрелков (Royal Scots Fusiliers) и эскадры союзников под командованием адмирала Сеймура, которая обстреливала горы, не давая красным приблизится к городу.
На рассвете 26 марта в Цемесскую бухту вошел итальянский транспорт «Барон Бек». Люди метались, не зная, где он причалит. Паника достигла апогея, когда толпа бросилась к трапу последнего судна.
Военных и беженцев вывозили в Крым, Константинополь, Лемнос, Принцевы острова, Сербию, Каир и Мальту.
Должностные лица, занимавшиеся эвакуацией
Последним комендантом Новороссийска (с февраля по март 1920 г.) был генерал-майор Корвин-Круковский, Алексей Владимирович.
Комиссию по организации эвакуации возглавлял генерал Кутепов.
В последний момент (после 20 марта) вопросами эвакуации войск в Крым занимался начальник службы сообщений генерал-майор М. М. Ермаков.
начальником Черноморской губернии и управления Министерства внутренних дел Южно-Русского правительства был Н. С. Каринский