Организация Североатлантического договора
Организация Североатлантического договора | |
Флаг НАТО |
|
|
|
Карта стран-членов |
|
Членство: | |
---|---|
Штаб-квартира: | |
Официальные языки: |
Английский, Французский |
Руководители | |
Генеральный секретарь |
Андерс Фог Расмуссен |
Основание | |
4 апреля 1949 года |
|
Официальный сайт |
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN) — военно-политический блок. Появился 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность; обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.
Члены НАТО
Дата | Страна | Примечания |
---|---|---|
страны-основатели | ||
4 апреля 1949 | Бельгия |
|
4 апреля 1949 | Великобритания |
|
4 апреля 1949 | Дания |
|
4 апреля 1949 | Исландия | Исландия — единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО. |
4 апреля 1949 | Италия |
|
4 апреля 1949 | Канада |
|
4 апреля 1949 | Люксембург |
|
4 апреля 1949 | Нидерланды |
|
4 апреля 1949 | Норвегия |
|
4 апреля 1949 | Португалия |
|
4 апреля 1949 | США |
|
4 апреля 1949 | Франция | С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры. |
первое расширение | ||
18 февраля 1952 | Греция | С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряженных отношений с другим членом блока — Турцией. |
18 февраля 1952 | Турция |
|
второе расширение | ||
9 мая 1955 | Германия | Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957, с 3 октября 1990 — объединенная Германия |
третье расширение | ||
30 мая 1982 | Испания |
|
четвёртое расширение | ||
12 марта 1999 | Венгрия |
|
12 марта 1999 | Польша |
|
12 марта 1999 | Чехия |
|
пятое расширение | ||
29 марта 2004 | Болгария |
|
29 марта 2004 | Латвия |
|
29 марта 2004 | Литва |
|
29 марта 2004 | Румыния |
|
29 марта 2004 | Словакия |
|
29 марта 2004 | Словения |
|
29 марта 2004 | Эстония |
|
шестое расширение | ||
1 апреля 2009 | Албания |
|
1 апреля 2009 | Хорватия |
|
Цель НАТО
Главная цель НАТО — гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.
Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:
— выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
— служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
— осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;
— способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
— содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.
Структура НАТО
Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.
Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.
Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.
К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем.
Официальные языки НАТО — английский и французский.
Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).
«Партнёрство ради мира»
НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы: Азербайджан, Армения, Австрия, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швеция, Швейцария.
Россия и НАТО
Создание блока в 1949 году Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс. Однако данная инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, — Варшавский договор.
После распада Варшавского договора и СССР отношения Российской Федерации и НАТО начали выстраиваться с учётом новых реалий.
В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости», А. И. Солженицын заявил:
«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов — в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета.»
В январе 2008 году к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил популярный в России политик и дипломат Дмитрий Рогозин, который сумел существенно повысить общественный интерес к вопросам отношений Российской Федерации и Организации Североатлантического договора.
23 сентября 2008 года Россия выразила протест в связи с подписанием в этот день «декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН». Декларацию подписали Яап де Хооп СхефферПан Ги Мун. и
5 марта 2009 года министры иностранных дел стран—членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе.
В июле 2009 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях. Ранее президент России Дмитрий Медведев отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнерские отношения с альянсом».
Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и ФРГ соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику. По словам начальника Генерального штаба российских вооружённых сил Николая Макарова, долгосрочные интересы России и НАТО в Афганистане совпадают, и Россия заинтересована в успешных действиях многонациональной группировки.
Югославия и НАТО
НАТО сыграл роль в югославских войнах. Первые самолёты НАТО начали контролировать судоходство в Адриатическом море на предмет соблюдения эмбарго против Союзной Республики Югославияоперации «Запрет полёта» впервые вторглись в воздушное пространство бывшей Югославии. 28 февраля 1994 года истребители ВВС США сбили над Баня-Лукой четыре штурмовика ВВС Республики Сербской, выполнявшие боевой вылет против позиций боснийских мусульман в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН 816. ещё в 1992 году. 12 апреля 1993 года военные самолёты США, Голландии и Франции в рамках операции нанесли удары по стране.
Причины
После начала военных действий между Югославской армией и Армией Освобождения Косова, сербские власти были обвинены в этнических чистках. После инцидента в Рачаке блок НАТО потребовал вывести сербские войска из сербской автономной области Косово и Метохия, главным образом населяемой албанцами, а также разместить войска НАТО на территории Косово и Метохии, то есть на территории Югославии. Югославия не выполнила ультиматум. Не увенчались успехом и переговоры в Рамбуйе, где обсуждалось предложение, впрямую не предполагавшее предоставления Косово независимости, но предусматривавшее ввод войск НАТО на территорию края и вывод оттуда югославской армии. Тем не менее, содержавшиеся в проекте соглашения пункты рассматриваются постфактум как обещание обеспечить Косово независимость в перспективе. После того как проект был отклонён сербской стороной, НАТО перешло к бомбардировкам.
ООН внимательно отслеживала ситуацию в Косово и Метохии, однако её санкции на интервенцию не последовало. Резолюция ООН, осуждавшая действия НАТО как агрессию, собрала только три голоса «за» (Россия, Намибия и КНР) при голосовании в СБ ООН. С другой стороны критики интервенции полагают, что военные действия НАТО против суверенной страны — Югославии — без санкции Совета Безопасности ООН явились нарушением устава ООН и международного права.
ДАЛЕЕ