Организация Североатлантического договора
Организация Североатлантического договора |
|
Флаг НАТО |
|
Карта стран-членов
|
Членство: |
|
Штаб-квартира: |
Брюссель, Бельгия
|
Официальные языки: |
Английский, Французский
|
Руководители |
Генеральный секретарь |
Андерс Фог Расмуссен
|
Основание |
4 апреля 1949 года
|
Официальный сайт |
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN) — военно-политический блок. Появился 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.
Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками
консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы
его членов, включая события, способные поставить под угрозу их
безопасность; обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении
территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.
Члены НАТО
-
Дата |
Страна |
Примечания |
страны-основатели |
4 апреля 1949 |
Бельгия |
|
4 апреля 1949 |
Великобритания |
|
4 апреля 1949 |
Дания |
|
4 апреля 1949 |
Исландия |
Исландия — единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это
было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии
имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о
подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в
миротворческих миссиях НАТО. |
4 апреля 1949 |
Италия |
|
4 апреля 1949 |
Канада |
|
4 апреля 1949 |
Люксембург |
|
4 апреля 1949 |
Нидерланды |
|
4 апреля 1949 |
Норвегия |
|
4 апреля 1949 |
Португалия |
|
4 апреля 1949 |
США |
|
4 апреля 1949 |
Франция |
С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры. |
первое расширение |
18 февраля 1952 |
Греция |
С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряженных отношений с другим членом блока — Турцией. |
18 февраля 1952 |
Турция |
|
второе расширение |
9 мая 1955 |
Германия |
Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957, с 3 октября 1990 — объединенная Германия |
третье расширение |
30 мая 1982 |
Испания |
|
четвёртое расширение |
12 марта 1999 |
Венгрия |
|
12 марта 1999 |
Польша |
|
12 марта 1999 |
Чехия |
|
пятое расширение |
29 марта 2004 |
Болгария |
|
29 марта 2004 |
Латвия |
|
29 марта 2004 |
Литва |
|
29 марта 2004 |
Румыния |
|
29 марта 2004 |
Словакия |
|
29 марта 2004 |
Словения |
|
29 марта 2004 |
Эстония |
|
шестое расширение |
1 апреля 2009 |
Албания |
|
1 апреля 2009 |
Хорватия |
|
Цель НАТО
Главная цель НАТО — гарантировать свободу и безопасность всех своих
членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН.
Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и
военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с
которыми сталкиваются его государства-члены.
Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:
— выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
— служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
— осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;
— способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
— содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.
Структура НАТО
Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет
(Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и
проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря
НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне
министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения
совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета
НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех
стран-участниц блока в ранге послов.
Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года
стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на
свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из
постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета
военного планирования выполняет Постоянный комитет военного
планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц
блока в ранге послов.
Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из
начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского
представителя Исландии,
не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в
год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении
командования двух зон: Европы и Атлантики.
Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным
главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении
находятся главные командования на трех европейских театрах военных
действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В
период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный
военный комитет.
К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования,
проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров
обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в
Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем.
Официальные языки НАТО — английский и французский.
Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).
«Партнёрство ради мира»
НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских
государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы: Азербайджан, Армения, Австрия, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швеция, Швейцария.
Россия и НАТО
Создание блока в 1949 году Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 году
в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании,
Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО
является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к
сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в
альянс. Однако данная инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз
образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, — Варшавский договор.
После распада Варшавского договора и СССР отношения Российской Федерации и НАТО начали выстраиваться с учётом новых реалий.
В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости», А. И. Солженицын заявил:
«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный
аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и
открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов — в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета.»
В январе 2008 году к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил популярный в России политик и дипломат Дмитрий Рогозин,
который сумел существенно повысить общественный интерес к вопросам
отношений Российской Федерации и Организации Североатлантического
договора.
23 сентября
2008 года Россия выразила протест в связи с подписанием в этот день
«декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН».
Декларацию подписали Яап де Хооп СхефферПан Ги Мун. и
5 марта 2009 года министры иностранных дел стран—членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе.
В июле 2009 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии
Филип Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении
России к НАТО на определённых условиях. Ранее президент России Дмитрий Медведев
отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы
хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы
развивать партнерские отношения с альянсом».
Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и ФРГ соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику. По словам начальника Генерального штаба российских вооружённых сил Николая Макарова,
долгосрочные интересы России и НАТО в Афганистане совпадают, и Россия
заинтересована в успешных действиях многонациональной группировки.
Югославия и НАТО
НАТО сыграл роль в югославских войнах. Первые самолёты НАТО начали контролировать судоходство в Адриатическом море на предмет соблюдения эмбарго против Союзной Республики Югославияоперации «Запрет полёта» впервые вторглись в воздушное пространство бывшей Югославии. 28 февраля 1994 года истребители ВВС США сбили над Баня-Лукой
четыре штурмовика ВВС Республики Сербской, выполнявшие боевой вылет
против позиций боснийских мусульман в нарушение резолюции Совета
Безопасности ООН 816. ещё в 1992 году. 12 апреля 1993 года военные самолёты США, Голландии и Франции в рамках операции нанесли удары по стране.
Авианосец «Теодор Рузвельт» в Адриатическом море
|
Разрушенный Генеральный штаб в Белграде
|
Причины
После начала военных действий между Югославской армией и Армией Освобождения Косова, сербские власти были обвинены в этнических чистках. После инцидента в Рачаке блок НАТО потребовал вывести сербские войска из сербской автономной области Косово и Метохия,
главным образом населяемой албанцами, а также разместить войска НАТО на
территории Косово и Метохии, то есть на территории Югославии. Югославия
не выполнила ультиматум. Не увенчались успехом и переговоры в Рамбуйе,
где обсуждалось предложение, впрямую не предполагавшее предоставления
Косово независимости, но предусматривавшее ввод войск НАТО на территорию
края и вывод оттуда югославской армии.
Тем не менее, содержавшиеся в проекте соглашения пункты рассматриваются
постфактум как обещание обеспечить Косово независимость в перспективе. После того как проект был отклонён сербской стороной, НАТО перешло к бомбардировкам.
ООН внимательно отслеживала ситуацию в Косово и Метохии,
однако её санкции на интервенцию не последовало. Резолюция ООН,
осуждавшая действия НАТО как агрессию, собрала только три голоса «за»
(Россия, Намибия и КНР) при голосовании в СБ ООН.
С другой стороны критики интервенции полагают, что военные действия
НАТО против суверенной страны — Югославии — без санкции Совета
Безопасности ООН явились нарушением устава ООН и международного права. ДАЛЕЕ |